"Весь мой трудовой стаж в той или иной мере был связан с психиатрией.
Обычно, на вопрос:
- Вы, наверное, давно занимаетесь психиатрией?
Я отвечаю:
- Я пришел в нее еще при Брежневе.
Собственно, я стал посещать психиатрическую больницу еще в детстве, когда моя мать, врач-психиатр, брала меня на дежурства, поскольку меня не с кем было оставить дома. Я почитывал книги из больничной библиотеки в прогулочном саду, снимал пробу на пищеблоке, а запах кожаных диванов я помню до сих пор. Там я познакомился с отклонениями в психике людей, стойко уверившись в том, что она устроена архисложно и никакие модели и схемы не могут полностью ее раскрыть.
Во время учебы в 1-ом Ленинградском мединституте я подрабатывал на психиатрической скорой и занимался в студенческом психиатрическом обществе. После окончания обучения на врача-психиатра я больше 20 лет отработал в психиатрическом стационаре, где заведовал отделением.
Впоследствии успел поработать в психоневрологическом интернате, занимался наукой в НИИ им.В.М.Бехтерева, вновь возвращался в психиатрическую больницу. После того, как я не согласился с общим изменением вектора в медицинской отрасли, заменившим индивидуальный подход стандартами, я стал работать в частных медицинских центрах разного профиля, стараясь реализовать свои знания и обширный практический опыт.
Два момента являются для меня определяющими. Для меня всегда было приоритетным – дойти до сути проблемы и найти пути ее исправления.
И второе: как-то в беседе с главным врачом больницы, где я работал (который к тому же являлся главным специалистом города по психиатрии, а в дополнение также Членом-корреспондентом Академии наук, заведующим кафедрой психиатрии, профессором и доктором наук), я пытался изложить ему свое кредо: ставить во главу угла чаяния пациента, осуществляя проводку, так сказать из пункта «А» в пункт «Б». Другими словами, я стремился решить задачу: сделать все, чтобы из болезненного состояния перевести нуждающегося в помощи в положение, приближенное к здоровому, по ходу этого применяя индивидуализированные методики и ставя во главу угла соответствующие оценки. Увы, наше светило с таким подходом было не согласно, выбрав путь, основанный на стандартизированных подходов и определяющий в качестве мерила качества регламентированный процесс оказания помощи. Конкретизируя этот процесс, вводился жесткий принцип соблюдения стандартов, невзирая на конкретику. А ведь еще выдающейся клиницист XIX века М.Я. Мудров призывал «лечить не болезнь, а больного». Эта же мысль во всем мире связывает качество оказанной помощи с удовлетворенностью ей (этой помощью) со стороны пациента. Но у нас подходы в этом (как и многое другое) отличаются от тех, что приняты вовне.
В итоге, меня как принципиально несогласного, уволили из больницы по статье Трудового кодекса, обвинив в несоблюдении каких-то распоряжений администрации. Остается утешаться, что я был не один, что вместе со мной больница распрощалась еще с более чем сотней врачей, большинство из которых проработали в ней много лет. Правда, в большинстве они предпочли это сделать по собственному желанию. В конце концов мне пришлось уйти из государственной службы, где руководители реализуют установки вышеописанного плана, в частную, которая содержит в себе более индивидуализированный подход и удовлетворяющие меня принципы не шаблонизированной, а адресной помощи.
Я учился у многих выдающихся профессоров в учреждениях нашего города, стажировался и проходил курсы обучения в Москве, впитывал мудрость опытнейших докторов, стараясь овладеть премудростями профессии и стать квалифицированным специалистом. Ведь только с высоты знания могут решаться сложные вопросы, связанные с такой сложной сферой, как психическая деятельность. До сих пор не потеряло актуальности высказывание американского профессора Ботонда Берде: «Безопасных лекарств нет, есть только надежные доктора». Что означает «надежные»? Это значит – базироваться на принципе Гиппократа «не навреди» и стремлении помогать страждущим с позиций своего опыта и имеющихся знаний.
Психиатрия – особая отрасль медицины, которую не принято выставлять напоказ. Зачастую лишь тогда, когда с родственником случается несчастье, у него проявляются отклонения в психике, люди сталкиваются с реалиями этой службы. И здесь вся романтика с «тайной человеческой души» улетучивается, наталкиваясь на реалии жизни с ее грубостью, цинизмом и необходимостью принимать тяжелые решения и предпринимать действия в соответствии с выраженностью психических нарушений и существующих общественных установок. Вот здесь-то и нужна помощь специалиста, досконально разбирающегося во всех тонкостях психиатрии и владеющего практическими подходами в диагностике и лечении психических расстройств, на которого можно положиться."
#психология #психотерапия
Весточка от Платова. Начало
6 декабря 20226 дек 2022
56
3 мин
Взгляните на эти темы