Найти тему

Что такое хорошо и что такое плохо?

В 80-х годах прошлого столетия историк Герман Дилигенский опубликовал философскую теорию человеческих потребностей, которая не теряет актуальности и сегодня.

В 80-х годах прошлого столетия историк Герман Дилигенский опубликовал философскую теорию человеческих потребностей, которая не теряет актуальности и сегодня. Суть теории заключалась в том, что есть потребности биологического существования человека и потребности социального существования.

Можно сказать, что все мы существуем двумя разными способами. Человек взаимодействует с миром как биологическая единица, подобно любому другому живому существу, для которого важны обмен веществ, выживание и продолжение рода.

Во-вторых, каждый из нас является частью социальной группы, в которой живем и взаимодействуем с миром. И наша главная задача – приспособиться и гармонично вписаться в этот социум.

К ним можно добавить еще третий уровень существования – уровень индивидуального пути и индивидуального выбора. Каждый человек на этом уровне осознает себя как отдельную единицу.

Этот способ можно назвать духовным, психологическим или экзистенциальным, важно понимать, что главной характеристикой этого уровня является чувство свободы выбора и автономия.

Право

Не будет большим упрощением сказать, что те нормы, которые входят в сферу права, относятся прежде всего к регулированию существования человека как биологического существа.

«Право – это способ дрессировки людей. Правовые нормы вводятся для всех членов социума. Они универсальны и обязательны, они не допускают отклонений и предполагают наиболее жесткие санкции», – поделился психолог.

Мораль

Социальная мораль относится ко второму уровню существования людей, когда усвоение ценностей конкретной группы служит залогом гармоничного вписывания в этот социум.

«Мораль устанавливает нечто иное в человеческих отношениях и является чем-то более высоким, чем просто правовые отношения. Ориентируясь на нормы морали, мы приспосабливаемся к ним, в крайнем случае выбираем себе другое общество. По сравнению с правом мораль– более жесткий регулятор.У нее более высокая планка требований, более узкие рамки и она менее универсальна, чем право», – пояснил Дмитрий Леонтьев.

Этика

Этика в системе регуляции занимает самый высокий уровень. «Понять разницу между этикой и моралью можно на примере эмоциональных переживаний. В ситуации рассогласования с требованиями морали возникает переживание чувства вины: я сделал что-то, что другие считают неправильным. А в случае с этикой это другой уровень ценности – я сделал что-то, за что мне самому стыдно», – объяснил психолог.

Сама по себе этика связана с личной картиной мира и экзистенциальным самоопределением. В сферу этики входит познание и утверждение собственного смысла жизни и своих личных правил, часто вопреки мнению других, с одной оговоркой – человек никогда не может быть уверен, что он прав. Он берет на себя ответственность за свой выбор, за свои решения и права. Он вступает в диалог с другими людьми и только таким путем происходит верификация его собственной определенности.

В Московском институте психоанализа проходила интересная лекция представителя научной династии российских психологов, почетного члена Международной ассоциации логотерапии и экзистенциального анализа – Дмитрия Алексеевича Леонтьева, который рассказал о том, как три способа существования человека взаимосвязаны с правом, моралью и этикой.

Вы можете посмотреть полную запись лекции «Этическое измерение в психологии и жизни» на ютуб-канале МИП.