Сегодня - две карикатуры из "Крокодила", нарисованные поздней осенью 1923 года.
Первая - рисунок Ивана Малютина "Фраза к месту".
БОЛГАРСКИЙ КОРОЛЬ: - Народ за мной!
Вторая - работа Михаила Черемных "Раздумья победителя". Ее упреждает цитата: "Общими усилиями жандармов Цанкова и врангелевцев восстание коммунистов Болгарии зверски подавлено".
ЦАНКОВ: — Врангель мне говорит: — «Ну, теперь эти уж не забунтуют!". Да, они лежат спокойно, но кто их знает!.. Не они —так другие... Тогда, пожалуй, и врангелевцы не помогут...
О чем речь?
О так называемом "Сентябрьском восстании" - вооруженном выступлении Болгарской коммунистической партии, поддержанном также анархистами и левыми аграриями.
В Болгарии в 1923 году сложилась очень сложная политическая обстановка. У власти с 1919 года стояло правительство Александра Стамболийского - агрария, сторонника объединения южных славян, называвшего себя югославом и человека радикальных взглядов, благодаря которым он заработал во время войны пожизненное заключение.
Из тюрьмы его освободило поражение Болгарии в войне, оно же поставило его во главе правительства. С 1919 года Стамболийский крутился как мог, пытаясь уберечь страну и от удавки репараций, и от народных восстаний. В начале 1923 года он немного придавил коммунистов, в которых видел главных конкурентов, но удар пришел с другой стороны - его уступки Антанте вывели из себя националистов "Народного сговора", состоявшего большей частью из демобилизованных ветеранов.
В июне 1923 года "Народный сговор" учинил военный переворот, замочив "Оранжевую гвардию" Стамболийского. Сам Стамболийский попал в руки мятежников, где его тут же и без затей расстреляли. Во главе государства становится Александр Цанков - ученый-экономист, член-корреспондент Болгарской академии наук и недавний ректор Софийского университета - главного вуза страны.
Вот тут-то коммунисты, представлявшие собой третью из значимых политических сил Болгарии, и решили воспользоваться ситуацией. А именно - ударить по не успевшему укрепиться во власти "Народному сговору" Цанкова и взять власть.
Но в стране была еще и четвертая сила - многочисленные отряды врангелевской армии, осевшие в "братской Болгарии" и сохранившие не только воинскую структуру и форму, но и оружие – до станковых пулеметов включительно.
Если в перевороте Цанкова белогвардейские части практически не участвовали (чего нельзя сказать о гражданских белых эмигрантах), то приход к власти коммунистов они точно допускать не собирались - по понятным причинам.
Поэтому в подавлении Сентябрьского восстания белогвардейцы приняли самое активное участие, особенно в боях в главных портах страны - Варне и Бургасе, чтобы не дать возможность восставшим наладить сообщение с Советским Союзом по морю.
Нет, так-то еще в стране и царь Борис Третий был, но своих вооруженных отрядов у него не было, поэтому его все посылали. По крайней мере по началу - потом-то он возьмет власть.
Так, еще при Стамболийском на все попытки Бориса III вмешаться в политический процесс следовал ответ, что болгарский царь царствует, но не управляет. Царь-батюшка желовался близким: "Я чувствую себя владельцем посудной лавки, в которую запустили слона".
Но вернемся к коммунистам. Их подвела конспирация - заговор был раскрыт, и аресты начались за несколько дней до выступления - еще 8 сентября. Не способствовали успеху и разногласия между тремя лидерами коммунистов - Димитровым, Петровым и Лукановым.
В итоге вместо согласованного одномоментного удара по всей стране "болгарская революция" вылилась во множество разрозненных выступлений. Кто-то ждал установленного времени, кто-то, видя аресты и опасаясь, что ночью придут за ним, поднимал своих людей, не дожидаясь часа Х.
Тем не менее коммунистам удалось взять под свой контроль множество сел и даже несколько городов. В основном в наиболее бедных регионах, на юге и северо-западе Болгарии.
С самого начала боевые действия носили исключительно жестокий характер - взаимные расстрелы были совершенной обыденностью. В итоге коммунистическое восстание было подавленно с особой жестокостью, а Цанков заработал прозвище «черный профессор».
Поражение в Болгарии случилось практически одновременно с фиаско в Германии, и эти два провала изрядно ослабили позиции сторонников мировой революции в СССР. А в Болгарии началась череда нескончаемых переворотов, которая закончится только после войны, когда страна станет сателлитом сталинского СССР.
Последнее, что хотелось бы отметить - сто лет назад разделение на европейские страны и "тоже европейские страны" вполне себе присутствовало.
В ходе коммунистических и фашистских выступлений 1923 года в Германии погибли 24 коммуниста и 17 полицейских в "красном Гамбурге" и 16 нацистов и 4 полицейских во время гитлеровского "Пивного путча" в Мюнхене. Оба восстания изучают в школах.
Во время Сентябрьского восстания и последующих репрессий "кровавого профессора" Цанкова число жертв превысило 20 тысяч. Для маленькой Болгарии - гигантская цифра.
Сентябрьского восстания не помнит никто, кроме самих болгар.
________________
Это проект "История в карикатурах". Каждый день я буду показывать вам карикатуру и рассказывать про нее. Присоединяйтесь и подписывайтесь на канал!