Минфин России в письме от 29.08.2022 г. № 03-03-06/1/84125 разъяснил, какими документами должны быть подтверждены расходы по налогу на прибыль.
Какие документы подтверждают расходы?
Все расходы, которые бухгалтер принимает на уменьшение налогооблагаемой базы, должны быть документально подтверждены. Налоговый кодекс перечни подтверждающих расходы документов не устанавливает.
Подтверждать могут:
- документы, оформленные в соответствии с законодательством РФ;
- документы, оформленные в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы;
- документы, косвенно подтверждающие произведенные расходы (например, таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Подтверждением данных налогового учета являются:
- первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
- аналитические регистры налогового учета;
- расчет налоговой базы.
Что такое первичный учетный документ?
На каждый факт хозяйственной жизни нужно оформлять первичный учетный документ. Так устанавливает часть 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ о бухучете.
Фактом хозяйственной жизни может быть сделка, событие или операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение, финансовый результат, движение денежных средств организации.
То есть первичным учетным документом может быть договор, счет, платежные документы, кассовые чеки и т.д.
Возможны следующие варианты установления форм первичных документов:
- использование унифицированных форм первичных документов;
- использование самостоятельно разработанных форм первичных документов;
- возможно также сочетание самостоятельно разработанных форм и унифицированных форм.
В любом случае форма первичного учетного документа должна содержать обязательные реквизиты.
Обязательные реквизиты первичного учетного документа
Перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать первичный документ, установлен в пункте 2 статьи 9 Закона № 402-ФЗ. Вот они:
- наименование документа;
- дата составления документа;
- наименование экономического субъекта, составившего документ;
- содержание факта хозяйственной жизни;
- величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
- наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
- наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
ТЕМПОДБОРКА ГОДОВОЙ ОТЧЕТ 2022
В 2022 году в бухгалтерское и налоговое законодательство были внесены «рабочие» изменения и оперативные, принятые в ответ на санкции, введенные по отношению к РФ. И те, и другие сказались на правилах учета доходов, расходов в налоговой базе. Что касается бухучета, то переход на новые ФСБУ, стал обязательным, а все произошедшие в вашем учете изменения нужно подробно описать в пояснениях к балансу.
На этой странице собрали для вас материалы, которые нужны бухгалтеру для подготовки отчетности, заполнения всех форм отчетов и деклараций за 2022 год. Полную инструкцию по подготовке и сдаче отчетности вы найдете в книге «Годовой отчет 2022 под редакцией В. И. Мещерякова». Она выходит как в печатном, так и в электронном формате. Для тысяч ваших коллег это настольная книга
Первичный учетный документ может быть составлен на бумаге или в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
Первичный документ, оформленный в электронном виде и подписанный квалифицированной электронной подписью, может подтверждать расходы по налогу на прибыль.
Причем Закон о бухучете требует, чтобы документ, подтверждающий факт хозяйственной жизни, был составлен в момент его совершения или непосредственно после его окончания.
Подписать должно лицо, совершившее сделку, операцию и ответственное за правильность оформления свершившегося события.
Как могут оштрафовать?
За отсутствие необходимого первичного документа налоговые инспекторы могут оштрафовать по статье 120 Налогового кодекса.
Так, инспекторы «отсутствие первичных документов, счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета или налогового учета» квалифицируют как «грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения».
Размер штрафа – 10 000 рублей. Если же такие нарушения совершены неоднократно в разных налоговых периодах, штраф возрастает до 30 000 рублей.
Если тем самым занизили налоговую базу, то штраф составит 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей.
Также могут привлечь и административной ответственности, если правонарушение признали грубым.
Так, в частности, за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета, представления отчетности, порядка и сроков хранения учетных документов руководителя или главного бухгалтера фирмы могут оштрафовать по части 2 статьи 15.11 КоАП РФ. Штраф – от 5000 до 10 000 руб.
Следите за нашими новостями Telegram, «ВКонтакте»