Найти тему

Как крестоносцы грабили Константинополь. Часть 2

Две недели назад мной была написана первая часть статьи, название которой вы видите сейчас в заглавии. В ней я постарался дать общее представление о той культурной трагедии, которая постигла Ромейскую (византийскую) империю в 1204 году.

В новой статье я бы хотел продолжить этот невыносимо длинный список вопиющих преступлений а также ценностей, украденных из Константинополя и перепроданных во все концы Европы.

Вдобавок, привести свидетельства очевидцев тех событий, но не только со стороны ромеев, а и со стороны заморских захватчиков. Думаю, это будет интересно.

"Осада Константинополя в 1204 году" Якобо Робусти. Итальянский художник 16 века.
"Осада Константинополя в 1204 году" Якобо Робусти. Итальянский художник 16 века.

Что приходит на ум при упоминании Константинополя? Какой образ сразу восстаёт в голове? Уверен, многие видят величественный купол Собора Святой Софии.

Современный вид на Собор Святой Софии - Премудрости Божией. Фото из открытых источников.
Современный вид на Собор Святой Софии - Премудрости Божией. Фото из открытых источников.
Участник Четвертого Крестового похода Робер де Клари в труде "Завоевание Константинополя" пишет следующее:
"Монастырь св. Софии был совершенно круглым. Внутри него были своды, которые тянулись вокруг и поддерживались толстыми и великолепными столпами, так что там не было ни одного столпа, который не был бы либо из яшмы, либо из порфира, либо из драгоценных камней. И не было ни одного столпа, который не приносил бы исцеления: тот исцелял от боли в пояснице, когда об него терлись, тот исцелял от боли в боку, а другие помогали от других болезней".

Примечательно, рыцарь называет Собор - "Монастырём".

Однако восторг франков не смог заглушить всепожирающую алчность, жившую в них.

Прочтём очевидца тех скорбных событий, ромейского хрониста Никиту Хониата.
Вот, что он пишет: "О разграблении главного храма нельзя и слушать равнодушно. Святые аналои, затканные драгоценностями и необыкновенной красоты, приводившей в изумление, были разрублены на куски и разделены между воинами, вместе с другими великолепными вещами. Когда им было нужно вывезти из храма священные сосуды, предметы необыкновенного искусства и чрезвычайной редкости, серебро и золото, которым были обложены кафедры, амвоны и врата, они ввели в притворы храмов мулов и лошадей с седлами: животные, пугаясь блестящего пола, не хотели войти, но они били их, и таким образом оскверняли их калом и кровью священный пол храма..."

Вчитайтесь в эти строки. Европейцы - христиане, ввели в Собор Святой Софии мулов и лошадей! Главный храм мира был превращен в бордель и хлев. Войны, чьей первоначальной целью был поход в Святую землю и отвоевание её у мусульман, не постыдились изображений Христа и Богородицы, глядящих на них с мозаик.

Жоффруа Виллардуэн, участник похода, характеризовал цель похода следующими словами: " Государь, мы прибыли к тебе от знатных баронов Франции, которые приняли крест, чтобы отмстить за поругание, учиненное над Иисусом Христом, и отвоевать Иерусалим, если соблаговолит то Бог."
Деисус Собора Святой Софии.
Деисус Собора Святой Софии.
Мозаика сохранилась частично. Существует версия, что и это дело рук пришельцев из-за моря. Впрочем, не только крестоносцы поднимали руку на то, что сами сделать были не в состоянии. Второе нашествие варваров будет в 1453 году.
Мозаика сохранилась частично. Существует версия, что и это дело рук пришельцев из-за моря. Впрочем, не только крестоносцы поднимали руку на то, что сами сделать были не в состоянии. Второе нашествие варваров будет в 1453 году.
Люди, на чьих знаменах и одеждах было нанесено изображение Креста, не пощадили даже монахинь, посвятивших себя Спасителю. Приведу слова очевидца: "Разве могли пощадить жен, дочерей и дев, посвященных Богу, те, которые не щадили самого Бога?

Не за подобное ли, Христос лишил европейцев удачи на востоке? Да и как можно помогать злодеям, омрачивших свою душу такой безумной мерзостью.

Далеко от своих предков - варваров крестоносцы не ушли.
Далеко от своих предков - варваров крестоносцы не ушли.
Вышеупомянутый Робер де Клари так описывает увиденное им: " Была там в нем одна церковь... Внутри этой церкви нашли много богатых святынь: ...две части Креста Господня толщиной с человеческую ногу, железный наконечник от копья, которым прободен был наш Господь в бок, и два гвоздя, которыми были прибиты Его руки и ноги…В одном хрустальном сосуде нашли большую часть пролитой Им крови; и …тунику, в которую Он был одет и которую с него сняли, когда его вели на гору Голгофу; и …благословенный Венец, которым Он был коронован и который имел такие острые колючки из морского тростника, как кончик железного шила. А потом нашли там часть одеяния Пресвятой Девы, и главу св. Иоанна Крестителя, и столько других богатых реликвий, что я просто не смог бы вам их перечислить или поведать вам все по истине». Убранство храма, в котором находились главные реликвии, связанные со Страстями Господними, было поистине великолепно. Там не было «…ни одной дверной петли, ни одной задвижки, словом, никакой части, которые обычно делаются из железа, и которые не были бы целиком из серебра. И там не было ни одного столпа, который не был бы либо из яшмы, либо из порфира, либо из других богатых драгоценных камней. А настил часовни был из белого мрамора, такого гладкого и прозрачного, что казалось, будто он из хрусталя"

Видя роскошь и изящество Константинопольских храмов, у франков, вполне естественно захватывало дух. Для примера, посмотрите на эти на эти 2 мозаики. Обе находятся в итальянском городе Равенна, но одна из них - дело рук византийских мастеров, другая, собрана в 13 веке "новыми итальянцами" - франками.

Что-то подобное европейцы встречали в Константинополе.
Что-то подобное европейцы встречали в Константинополе.
Комментарии излишни.
Комментарии излишни.

Но закончим на этом с восторгами крестоносцев и перейдем к списку того, что было вывезено в Европу.

Список конечно не совершенный, но начав описание в первой статье на эту тему, здесь, я бы хотел продолжить его.

Итак, всем известна одна из величайших святынь всех христиан, так называемая "Туринская плащаница".

Две недели назад мной была написана первая часть статьи, название которой вы видите сейчас в заглавии.-8

Но как она оказалась на севере Италии, в городе Турин?

Влахернский дворец. Константинополь.
Влахернский дворец. Константинополь.
В одной из церквей Влахернского дворца, ныне представляющем из себя развалины, по словам всё того же Робера де Клари хранилось вот что: "саван, которым был обернут наш Господь; этот саван приоткрывали каждую пятницу, так что можно было хорошо видеть лик Христа."

Я думаю очевидно, что перед нами описание той самой "Туринской плащаницы". Ведь она, и есть саван (погребальная одежда - прим. автора) в который был обернут Иисус Христос после Его распятия и до Его воскресения.

Что интересно, после разграбления города, следы плащаницы теряются на полтора столетия, вновь она появляется только в 1353, во владениях французского военачальника, участника Столетней войны, Жоффруа де Шарни сеньора де Лире. Несложно догадаться, как реликвия из столицы Византии оказалась на севере Франции. Ныне она, как и так понятно, хранится в Турине, тоже далековато от Влахерн.

Миниатюра из хроники Жанна Фруасара. "Команда" де Шарни - слева.
Миниатюра из хроники Жанна Фруасара. "Команда" де Шарни - слева.

Но не только плащаница попала в руки католиков. Николай Месалит, бывший хранителем церкви Пресвятой Богородице Фаросской , на рубеже 12 и 13 веков, в своем произведении "Декалог", приводит перечень святынь хранящихся под его надзором. Помимо всего прочего, в церкви хранился Терновый венец.

Две недели назад мной была написана первая часть статьи, название которой вы видите сейчас в заглавии.-11
…и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! Святое Евангелие от Матфея, глава 27, стих 29

После захвата города, новый владыка Константинополя, "император" Балдуин II де Куртене закладывает реликвию венецианцам за грандиозную сумму в 135 тысяч ливров. Продаёт, проще говоря. В 1239 году французский король Людовик Святой, выкупает святыню у венецианцев и помещает Терновый венец в Соборе Парижской Богоматери. Позже, он будет перемещен в специально отстроенную часовню.

Витраж с изображением Людовика IX Святого.
Витраж с изображением Людовика IX Святого.

Важно отметить, после разграбления Константинополя, Европу наводнило такое несметное число реликвий и святынь, а также подделок, сделанных в этот период "золотой лихорадки", что сложно отыскать сколь нибудь значимый храм, собор или монастырь в Европе, который бы был обделен какой нибудь святыней, привезенный из Византии.

Особенно в этом отношении, обогатилась Венеция. В прошлой статье я писал о квадриге, украсившей Собор Святого Марка. Но это далеко не всё, что было перевезено в этот Собор.

Перед вами, икона архангела Михаила. Глядя на неё, можно подумать, что она не пострадала от рук рыцарей.

Две недели назад мной была написана первая часть статьи, название которой вы видите сейчас в заглавии.-13

Этот прекрасный образец ромейского искусства, когда то кроме всего того великолепия, что вы видите, был украшен также жемчугом. Я не нашел данных, куда он пропал, но памятуя отношение крестоносцев к подобным вещам, можно сделать предположение, что его просто выломали и продали, до попадания иконы в Собор, посвященный евангелисту Марку.

В сущности, я бы мог наполнить статью предметами только из Венеции, и она бы не потеряла в объеме.

Сокровищница Собора Святого Марка хранит в себе немало других памятников гения ромейских мастеров.

Например, этот реликварий с частицей Животворящего Креста. Прошу прощения за качество изображения, лучше не нашел. Был изготовлен в 11 веке, а в веке 13 попал в Венецию.

Две недели назад мной была написана первая часть статьи, название которой вы видите сейчас в заглавии.-14

В прошлой статье, посвященной Святому Маврикию, я упоминал о "тетрархии" - разделении Римской империи на 4 части и управляемой 4 владыками (разделение было только административным, de jure империя была едина).

Самое известное скульптурное изваяние тетрархов находится тут же, оно вмонтировано в фасад собора Святого Марка. Изготовлена оно было в в середине 4 века и до визита католиков, украшало собой одну из главных площадей Константинополя - "Филадельфион". Оттуда статуя, не без потерь - один из тетрархов лишился пятки, была перевезена в Венецию.

"Четыре тетрарха" Обратите внимание на правую ногу самой правой фигуры.
"Четыре тетрарха" Обратите внимание на правую ногу самой правой фигуры.
А вот и утерянная пятка. Ныне экспонируется в Константинополе.
А вот и утерянная пятка. Ныне экспонируется в Константинополе.

Но оставим Венецию, ей уже уделено достаточно внимания.

Окончить статью, я бы хотел вершиной византийского искусства, действительно грандиозной в своем великолепии вещью, хранящейся в Лимбурге, что в Германии. Сейчас вы видите "Лимбургскую ставротеку" изготовленную в 10 веке ромейскими мастерами.

Две недели назад мной была написана первая часть статьи, название которой вы видите сейчас в заглавии.-17

В переводе на русский "ставротека" значит - "хранилище Креста". Она представляет собой панно, в центре которого находится деревянный крест со вставленными частицами Креста Господнего.

Именно этому кресту поклонялись ромеи в праздник Крестовоздвижения.

Обрамляет крест золотое поле, состоящее из прямоугольных ячеек, на каждой из них эмалевое изображение ангела. Современные искусствоведы считают, что данный реликварий является лучшим образцом византийского искусства эмали.

Крышка ставротеки.
Крышка ставротеки.
Изображение Спасителя в центре.
Изображение Спасителя в центре.

Скажу честно, мне сложно было дать описание этой громадине. Глядя неё у меня пропадает дар речи, насколько это прекрасно сделано. Мне хочется поклониться до земли тем мастерам, которые вложили свою душу в это.

На этом я бы хотел закончить данную статью. После прочтения, может сложиться мнение, что автор терпеть не может европейцев и считает их варварами - разорителями. В целом - да.

Но возможно, Богу было угодно, чтобы так случилось. Как апостолы были посланы ко всем народам, проповедовать Слово Божье, так богатства Византии разошлись по всей Европе, чтобы показать её жителям что такое есть прекрасное. Поразить их воображение величественностью и сподвигнуть на создание чего-то похожего.

Благодарю за внимание. Ευχαριστώ. Не забудьте подписаться.