Что является фундаментом и как его заложить?
Как вы знаете, для строительства дома нужен фундамент, иначе через какое-то время весь дом пойдет вкривь и вкось.
В бизнесе та же самая история. Нет фундамента, не будет стабильного роста.
Фундамент в бизнесе "заливают" тремя слоями:
Основа основ компании – это бизнес-этика. Её льют первой. Я приведу примеры главных моментов.
Первый слой
Это идея о товаре или услуге, которые должны на самом деле облегчать жизнь людей, делают её менее опасной, более приятной, более прибыльной и стабильной, наша работа нужна, если она позволяет людям получать удовольствие, избавляет их от страданий. Если такого компонента в фундаменте бизнеса нет, расти ваша компания сможет только за счет маркетинговых выкрутасов, и то до поры до времени.
Второй слой
Это собственник бизнеса, а иногда первый руководитель, работающий, скажем, на Совет директоров акционерного общества, которого вдохновляет идея производства такого товара или услуги. Он просыпается рано утром, тело отказывается открывать глаза, ему осточертели неэффективные сотрудники, неугомонный помощник, происки конкурентов и особая забота фискальных органов, но вот он вспоминает, что производит или создает его компания, представляет себе глаза благодарных клиентов, и его начинает наполнять жизненная энергия! Через пол часа он уже бодр и весел, он действительно любит свою работу. Если вы не любите свою работу, а вам предстоит вырасти в объемах, то это означает лишь одно, вам придется больше делать и контролировать того, что вы не любите. Конечно, вы будете сознательно и подсознательно этому препятствовать. И в таком случае, чем более способный руководитель или собственник, тем более творчески он будет саботировать процесс роста компании.
Третий слой
Справедливость, уважение и взаимопонимание в работе. Если вместо справедливости в компании будет процветать коррупция или кумовство, то конечно же самые эффективные сотрудники будут покидать её и пополнять трудовые коллективы конкурентов. Хамство и безмозглые попытки доминировать в коллективе так же вызовут текучку и черный пиар на рынке труда. Исход будет печальным – принудительная вакцинация парковка на обочине жизни.
Когда "бизнес-этика" залита - введена в строй, её армируют – увеличивают прочность конструкции за счет введения "арматуры". В нашем случае "арматурой" является "Технология".
"Технология" в широком смысле – это сплетение технологии найма, продаж, управления продажами, финансами, производством или оказанием услуг, маркетинга и PRа и еще многих других. Если есть идея, есть вдохновленный собственник, он справедлив и все у него общаются уважительно, но нет "Технологии", позволяющей получить товар или услугу нужного качества и цены, позволяющих устоять на рынке, то вы покойник банкрот. Наличие технологии и сохранение технологии в рабочем состоянии – это вопрос жизни и смерти для бизнеса.
Предположим, у вас все в порядке с этикой, вы обладаете значительной частью "Технологии", которая дает наилучшее соотношение цена качество для вашего товара или услуги на рынке. Оборот и прибыль растут. Хотим мы того или нет, чтобы расти дальше, мы будем вынуждены увеличить численность собственного персонала. И вот здесь начинается кошмар кризис роста. Все вновь нанятые сотрудники, какими бы они профессиональными, образованными и успешными ни были, все они являются "СУМАСШЕСТВИЕМ" для вашей компании. Вас начнет лихорадить. У каждого из них свой жизненный опыт, каждый из них, работая в других коллективах обрел уверенность в правильности той или иной корпоративной идеи, отличающейся от ваших правил, которые привели к успеху вас. Поэтому, пока они не пройдут у вас стажировку, пока они не избавятся от бизнес-идей, которые противоречат вашим корпоративным правилам и административным стандартам, они будут оставаться для вас «БЕЗУМНЫМИ».
И только тогда, когда они полностью проникнуться вашими корпоративными идеями, примут и освоят технологию и инструменты управления, станут носителями вашей культуры, начнут давать результаты, вот тогда эти специалисты станут самым ценным ресурсом вашей компании. Получается, что третьим слоем фундамента является система управления людьми, которую вы используете в своем бизнесе. Также как гидроизоляция защищает фундамент дома от грунтовых вод, система управления персоналом защищает бизнес от сумасшествия в постоянно растущей группе. Основным проявлением такого сумасшествия является постоянное падение средней эффективности работы сотрудников.
Как заливают фундамент в растущем бизнесе?
Если компания уже выросла до определенного предела и планирует сделать очередной рывок в собственном развитии, то я советую предварительно оценить прочность фундамента бизнеса, чтобы при увеличивающихся нагрузках его не повело.
Мы называем такую процедуру аудитом персонала. Система управления персоналом, технология производства и бизнес-этика – это производные работы человеческого ресурса. Когда мы находим трещины в фундаменте компании или даже разломы, то рекомендуем собственнику до начала реализации маркетинговых и PR стратегий по расширению бизнеса восстановить и укрепить его основу. На основе собранной информации мы проводим стратегическую сессию. Стратегический план после такой встречи включает в себя задачи по реконструкции фундамента компании.