Здравствуйте, дорогие читатели!
Долго думала, писать на эту тему или нет, ведь мы все и так невероятно устали от происходящих трагических событий, деликатно называемых CBO, но все-таки, раз уж я пишу о Петербурге, то нужно говорить обо всем, а тем более о том, что нужно помнить.
Итак, сегодня хочу немного рассказать о ледовой Дороге Жизни, т.к. именно 22 ноября считается днем ее открытия, днем, когда у людей блокадного Ленинграда появилась хрупкая ниточка, связывающая город с остальной страной.
Вражеское кольцо замкнулось вокруг города 8 сентября 1941 года. К тому времени уже предпринимались неоднократные попытки атаки города, но все они успешно отражались, одновременно с чем шла предупредительная эвакуация населения и ценностей. Однако в конце августа противник заблокировал все «выходы» из Ленинграда, а уже к концу месяца на город начали обрушиваться артиллерийские oбстрелы.
На момент начала блокады в Ленинграде оставалось 2,5 миллиона человек.
Теперь в распоряжении жителей блокадного города из продовольственных запасов было только то, что хранилось на складах и предприятиях. Но враг был настроен решительно и всячески способствовал уничтoжению каких-либо запасов. Так, уже 12 сентября уничтoжаются самые крупные продовольственные склады Ленинграда, на которые перед блокадой было свезено огромное количество продуктов питания - Бадаевские продовольственные склады. Считается, что если бы содержимое складов удалось сохранить, то их содержимого хватило бы не меньше чем на месяц питания людей, и позволило бы избежать сотен смертей.
Казалось бы, с сентября по ноябрь прошло всего два месяца, но к моменту открытия ледовой Дороги Жизни, в городе уже начался страшный голод, были введены продовольственные карточки, нормы хлеба снижены до ничтожных 125 граммов на человека, а люди начали стремительно гибнуть.
Помимо голода люди противостояли просто диким и варварским oбстрелам – только за первые два месяца блокады город подвергался артoбстрелам 251 раз, а средняя их продолжительность только в ноябре составляла 9 часов.
Я каждый раз в ужасе от этих цифр. Мурашки бегут по коже, когда представляешь весь ужас и мужество людей, которые вынуждены были жить в ту пору.
"Город превратился в несокрушимую военную крепость. Как Ленинград теперь уже отличался от прежнего, одного из красивейших городов мира! Как прекрасны были архитектурные ансамбли, памятники, храмы, музеи, театры и другие неповторимые шедевры! Все восхищались нашим городом. Теперь же город стоял по-прежнему величаво, но был совсем, совсем другой… Всюду полумрак, в домах светомаскировка, на улицах немноголюдно. Наши красивейшие памятники зашиты досками, здания неповторимой архитектуры превращены в огневые точки. На улицах часто встречались добровольные отряды МПВО. Это преимущественно были девушки с винтовками за плечами. Горожане выглядели напряженными, сдержанными и одетыми совсем не так, как прежде. Любимой одеждой стали: ватник, бурки и что-то теплое на голове".
Цитата из книги "Мы - из блокады", автор Кан Е.Л.
Гитлер во всеуслышание заявляет:
- «Ленинград должен умереть голодной смертью»
- «Санкт-Петербург должен быть стёрт с лица Земли»
- «…мы не заинтересованы в сохранении жизни мирного населения».
В то время как Главнокомандующим Ленинградского фронта Г.К. Жуковым дается приказ:
- «Ни шага назад. Не сдавать ни пяди земли!».
И ленинградцы стояли, от мала до велика, стояли на защите города, стояли не на жизнь, а на смерть.
К 21 ноября помимо всего сказанного в городе уже не было и электричества, а запасов отопительного сырья оставалось менее чем на 20 суток.
Однако город хоть и был отрезан от «Большой Земли» по автодорогам, магистралям, водным и ж/д путям, оставался относительно свободным выход к необорудованному юго-западному побережью Ладожского озера в бухте Осиновец – именно здесь и будет проложена Дорога Жизни.
Этот путь начали использовать еще с 12 сентября, одновременно, под обстрелами и натиском непогоды, проводя масштабные работы по строительству причалов, фарватеров и т.д.
Все усложнилось с началом холодов и ледоставом, когда использование транспортных барж стало невозможным.
Две недели город ждал пока «схватится» лед и 22 ноября 1941 года на неокрепшей тверди появилась автомобильная дорога, по которой в этот день выехала колонна из 60 грузовиков. Стоит ли говорить о риске? Машины ехали с потушенными фарами по тонкому льду, который едва достигал 18 сантиметров, на малой скорости и с открытыми дверьми, чтобы в случае проваливания под лед у людей оставались хоть какие-то шансы на спасение.
Только ледовую дорогу в немыслимых условиях особенно суровой блокадной зимы и под непрекращающимися oбстрелами обслуживали более 20 тысяч человек. Однако никто не считал, сколько людей здесь погибло, известно лишь, что из рейса не вернулась каждая четвертая машина.
За период эксплуатации ледовой Дороги Жизни в Ленинград было доставлено более 300 тысяч тонн различных грузов – медицинских препаратов, продовольствия, боеприпасов и т.д.
В целом же единственная связующая Дорога Жизни позволила перевезти с сентября 1941 года по март 1943 более 1,5 миллионов тысяч тонн грузов и эвакуировать более 1 миллиона человек.
Дорога жизни - эта легенда о спасении Ленинграда и ленинградцев! У этой дороги не будет конца. Она навсегда пролегла через память всех защитников Ленинграда. Тот, кто получал 125 блокадных грамм «с огнем и кровью пополам» знает, что такое Дорога жизни. Равной ей нет в мире!