Найти тему

Истории людей, ставших сити-фермерами. Часть 1

Оглавление

Собрали для вас несколько историй о людях, которые изменили всё и открыли свои сити-фермы по выращиванию микрозелени.

Микрозелень - гастрономический тренд последнего времени, который определенно останется с нами ещё на долгие-долгие годы. Герои нашей публикации обычные люди, как и мы с вами, которые узнали о микрозелени, попробовали её вырастить, а затем превратили хобби в прибыльное дело.

Хотите тоже начать выращивать микрозелень? Ловите пошаговую инструкцию для новичков
(никаких регистраций и скачиваний не потребуется)

Начинающему сити-фермеру. Пошаговая инструкция по выращиванию микрозелени

История 1. Озеленение жителей Костромы

«Ферма зелени» работает в Костроме несколько лет. Благодаря её основателю, Ивану Метёлкину, жители города узнали о пользе микрозелени. Сейчас сити-фермер мечтает о расширении бизнеса, чтобы продавать свежую продукцию в торговых сетях.

Когда-то на Youtube Иван увидел ролик про прогрессивное растениеводство. Как и всё новое, это казалось сложным делом, но будущего владельца вертикальной фермы заинтересовала идея выращивать зелень в закрытом помещении круглый год, независимо от климата.

Фото: страница Ивана Метёлкина ВКонтакте
Фото: страница Ивана Метёлкина ВКонтакте

Сначала в планах было выращивать что-нибудь экзотическое для средней полосы России, а не банальные петрушку или базилик. На выставке «Сити-фермер» Иван увидел стенд с микрозеленью, пообщался с производителями. Ниша показалась выгодной, а главное, неосвоенной в родной Костроме.

На тот момент Иван был наёмным работником, но после запуска сити-фермы понял, что в одиночку бизнес не потянет. Стал искать единомышленников в соседних областях в тематических чатах. Была цель обмениваться опытом.

Среди тех, с кем больше общался, нашёлся будущий партнёр по бизнесу. Вместе подобрали помещение для аренды, отремонтировали его. После запуска проработали около двух лет. Но затем компаньоны расстались, сейчас Иван работает на ферме снова один.

Обычно рабочий день производителя свежей продукции начинается в 7 утра. К полудню нужно успеть собрать заказы, забежать на сити-ферму, посмотреть, в каком состоянии ростки, поскольку большая часть работ пока не автоматизирована. После этого несколько часов уходит на доставку. После обеда Иван снова возвращается на ферму для посадки, полива и других работ.

— Когда я только начинал, в Костроме о том, что микрозелень можно и нужно употреблять в пищу, знали только шеф-повара нескольких топовых ресторанов. Они-то и стали моими первыми заказчиками. Сейчас о здоровом питании, в том числе и о пользе микрозелени, знают уже гораздо больше костромичей, что меня не может не радовать, — рассказывает Иван Метёлкин.

Сейчас на ферме выращивается около 20 различных культур. Кроме того, на заказ Иван занимается выращиванием съедобных цветов. В этом году в ассортименте появился новый продукт — витграсс.

Сити-фермер из Костромы не только регулярно обновляет линейку продукции, но и придумывает новые форматы продвижения. Кроме дегустаций, экскурсий на сити-ферму и продажи микрозелени через соцсети Иван планирует запустить наружную рекламу на фургонах и баннерах. Он хочет привлечь инвестиции на расширение производства, нанять в штат сотрудников и наладить продажи через торговые сети.

История 2. Первая в Карелии

Катерина Кузьмина, многодетная мама из Петрозаводска, недавно открыла собственную сити-ферму по выращиванию микрозелени. Сейчас на городской ферме «Кому травки?» растут несколько видов редиса, амарант, базилик, подсолнечник, горох, салат корн, кресс-салат.

— У меня трое детей, и все любят зелень, — говорит Катерина. — Я не люблю аптечные препараты, а иммунитет свой и семьи надо поддерживать. Свежая микрозелень здорово выручает. Поэтому хочется помочь не только своей семье, но и любимым заказчикам.
Фото: группа «Кому травки?» в ВК
Фото: группа «Кому травки?» в ВК

Сначала, как и многие начинающие сити-фермеры, Катерина пробовала выращивать зелень на подоконнике. Узнав про такую форму господдержки, как соцконтракт, Катерина обратилась в городской Центр занятости, представила бизнес-план. На открытие собственного дела она получила 250 тыс. рублей. Этого хватило для покупки оборудования, семян и других расходных материалов.

— К концу первого месяца я доставляла 38 боксов за раз. В следующем месяце цель — 70 боксов. В основном реализую свою продукцию через соцсети, — говорит предпринимательница.

Сейчас Катерина проводит экскурсии на ферму с мастер-классами для школьников. Детям рассказывают о гидропонике и дают в подарок боксы с семенами, чтобы они могли вырастить душистый базилик или горох у себя на подоконнике.

История 3. Из автомеханика в сити-фермеры

Сити-ферме GreenFoods Ивана Платонова из подмосковной Электростали нет ещё и года. Но начинающему предпринимателю и за это время удалось расширить ассортимент микрозелени до 40 наименований. Иван стал поставщиком для ряда ресторанов Подмосковья и торговой сети «Верный».

Путь проб и ошибок

Идея переквалифицироваться из автомеханика в сити-фермера появилась так: супруга Ивана выращивала на балконе базилик. Однажды в гости к семье пришёл знакомый, шеф-повар из Павловского Посада. Увидел зелень, попробовал, похвалил за вкус и посетовал, что нет у него надёжного поставщика свежей зелени. После этого посоветовал другу начать заниматься «зелёным бизнесом». Мол, спрос на салаты и пряные травы всегда есть, а качественный продукт не всегда найдёшь.

— Эта идея запала мне в душу. Скажу честно: на тот момент у меня не было никаких знаний в агробизнесе. Некоторые тонкости узнавал через блоги владельцев вертикальных ферм, коллеги помогали советом на форумах. В общем, первые месяцы шёл путём проб и ошибок, — говорит Иван.
-4

Он не побоялся уйти из автомастерской и кардинально поменять сферу деятельности. Навыки предыдущей профессии и сейчас очень помогают: первые стеллажи, которые стояли сначала в квартире, сделал собственными руками. С техникой Иван на «ты», так что автополив настраивал сам и поломку любого оборудования устранить тоже сможет.

По словам Ивана, Подмосковье — не провинциальное захолустье, тем не менее о микрозелени до открытия его сити-фермы местные жители мало что знали. Пока у основателя GreenFoods мало конкурентов. Выращиванием суперфуда в городах, расположенных рядом с Электросталью, никто не занимается. Так что серьёзных конкурентов у Ивана пока нет. Познания в зелени у горожан ограничиваются стандартным ассортиментом — петрушка, укроп, листовой салат, некоторые называют ещё базилик с кинзой.

— Когда я начал выращивать подсолнечник, несколько видов редиса, сафлор и пажитник, то на проростки все смотрели словно на экзотику. Весной на моей сити-ферме с экскурсией побывали студенты местного колледжа. Ребята не знали, что обычные бархатцы, оказывается, съедобны и имеют приятный привкус корицы, — вспоминает Иван.

Но среди постоянных заказчиков Платонова, жителей города, встречаются и продвинутые люди в плане потребления зелени. Одна из постоянных покупательниц рассказала, что приобретает проростки редиски для изготовления масок для лица. Оказывается, микрозелень содержит гиалуроновую кислоту, которая поддерживает красоту кожи. Кроме жителей Электростали часть продукции расходится по ресторанам.

— Фиолетовый редис, конечно, сморится эффектно на любом блюде. Жаль, что шеф-повара используют микрогрин только для украшения, а не для пользы, — говорит Иван.

Купить продукцию под брендом GreenFoods можно и в 14 магазинах сети «Верный». Выход в розницу для новичка в сити-фермерстве — большая удача. Основное требование ритейлера — качество, свежесть продукции, её экологичность и постоянные поставки. Сетевики работают по жёстким правилам — не успел привезти партию товара нужного объёма в определённое время — штраф.

— Для продаж зелени через розницу начал её выращивать на кокосовом субстрате. На нём растения более дружно всходят и растут интенсивнее. Так что готовая партия как раз поспевает через пять-семь дней. Всего мне ежедневно нужно поставлять 140 лотков, — говорит основатель GreenFoods.

На расширение бизнеса потребовались значительные траты. Нужно было платить аренду за помещение для сити-фермы, приобретать оборудование. От кредитов многодетный отец сразу отказался. Просить помощи у государства Иван пока не решается. У него есть план арендовать небольшой земельный участок во Владимирской области и в летний период выращивать часть продукции в открытом грунте. Хочу Иван запустить и собственное производство виноградных улиток. После ухода иностранных поставщиков спрос на слизь вырос. Кроме того, ещё одним каналом сбыта могут стать рестораны. Но на новые бизнес-проекты нужны средства.

— Знакомые предлагали стать участником проекта «Агростартап» и оформить грант. А для меня сбор бумаг, отчётность — тёмный лес. Для запуска фермы я использовал собственные деньги, затем нашёлся инвестор, который финансово помогает мне. Я понимаю, как сложно встать на ноги и начать свой бизнес. Поэтому помогаю новичкам и с подбором оборудования и консультациями по технологии выращивания. Благодаря мне в России уже появилось несколько небольших сити-ферм. Также помог установить небольшой встроенный стеллаж для выращивания микрозелени в одной из гостиниц Москвы, — говорит Иван.

Начинающий сити-фермер признался, что он и многие его коллеги в последнее время столкнулись с ростом расходов, поскольку оборудование и комплектующие повысились в цене на треть, семена на 20–25%. Когда Иван запускал ферму микрозелени, он приобрёл большую партию семенного материала, поэтому сейчас ещё использует старые запасы. Сити-фермер с сожалением отмечает, что отечественные семена значительно отстают по качеству от импортных. Он очень надеется, что производители обратят на это внимание и выпустят на рынок новые линейки продукции, которые не будут уступать по своим характеристикам импортным аналогам.

Скоро мы опубликуем вторую часть историй о людях, которые теперь могут гордо называть себя сити-фермерами. Если вам натерпится познакомиться с этими историями, то вы можете прочитать их на нашем сайте.