Стартапам с российскими корнями все тяжелее получать финансирование за рубежом. Нередко бизнесмены сталкиваются с занижением оценки стоимости проекта, отказом от сотрудничества и даже отзывом инвестиций, выяснил “Ъ FM”. Например, стартап-конференция Slush аннулировала победу сервиса Immigram. Его основатели — выходцы из России, как и часть клиентов, хотя формально со страной проект никак не связан. Он помогает IT-специалистам со всего мира получить визу Global Talent, переехать в Великобританию, открыть счет, найти жилье и работу. Теперь его создатели, скорее всего, не смогут получить €1 млн призовых. Но многим компаниям все-таки удается привлечь инвестиции, несмотря на все сложности. “Ъ FM” попытался выяснить, как этого можно добиться. С подробностями — Александр Мезенцев.
Immigram выиграл один из самых престижных конкурсов стартапов в конце прошлой недели. После этого в кругах инвесторов разгорелся настоящий скандал. В стороне не остались даже политики. Например, финский парламентарий обратился к жюри конференции: «То есть вы пошли и просто отдали миллион евро российской компании, которая помогает русским спасаться от санкций! Вам не стыдно?». Итогом стала отмена результатов конкурса. И в похожей ситуации сейчас оказываются многие бизнесмены, жалуется основатель компании «Ультра Моторс» Андрей Зиновьев, который разрабатывает грузовики с водородными двигателями:
«Не далее как неделю назад я участвовал в общеевропейской водородной конференции, где довольно далекие от политики люди, профессора, бизнесмены говорили о водороде как о топливе будущего. Там присутствует консенсус, в соответствии с которым они не собираются ни в краткосрочной, ни среднесрочной перспективе возобновлять сотрудничество с Россией. Они готовы переплачивать за более дорогие энергоносители, но не работать с РФ».
О получении инвестиций таким путем россиянам сейчас стоит забыть, говорят собеседники “Ъ FM”. По их словам, если бы основатели Immigram пришли к инвесторам на закрытые переговоры, шанс на успех у них был бы выше. Правда, есть важное условие: офис компании должен быть не в России. Но полностью отказываться от работы в стране необязательно. Вопрос лишь в степени присутствия на отечественном рынке, говорит управляющий партнер Red Sharks Ventures Юрий Митин:
«Предпринимателям стало сложнее поднимать деньги. Нужно показывать доходы непосредственно в той стране, где вы ведете бизнес.
То есть недостаточно просто открыть холдинговую компанию на Кипре или в Дубае — важно показать выручку там. Если у стартапа прибыль на двух рынках — РФ и иностранном, — то российская считаться не будет. Соответственно, при небольшой выручке мультипликатор очень низкий».
Впрочем, ориентироваться все равно придется на конкретных инвесторов, чьи деньги основатели стартапа хотят привлечь. К примеру, для одних фондов допустимо, если компания получает 20% прибыли в России, а для других — только если 10%. В более дружественных юрисдикциях, например, Арабских Эмиратах, рамки менее жесткие. Но без проблем не обойтись, предупреждает бизнес-ангел Александра Дорф:
«Есть негласное постановление Центробанка. Не рекомендуется открывать счета компаниям, где фаундеры имеют русский или украинский паспорт. Это квест минимум на полгода. При этом инвестиции российские стартапы поднимают. Когда он приходит сюда, лучше делать полный ребрендинг, ренейминг, чтобы не было никакого трекшна, связанного с прошлым в России».
Правда, в Дубае отечественных финансистов можно встретить гораздо чаще, чем в западных странах, что упрощает задачу. Собеседники “Ъ FM” шутят, что в Арабских Эмиратах их даже больше, чем в Москве. В России интерес к IT-стартапам падает — средний чек инвестиций за год снизился в 10 раз. Вместо вложений в развитие новых проектов крупные игроки рынка их просто поглощают.
Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".
Все материалы Коммерсантъ www.kommersant.ru