Найти в Дзене

Что такое абстрактные настольные игры?

История настольных игр начинается совсем не с "Монополии", которой без малого почти девяносто лет, и даже не с ее прародительницы "Игры землевладельца" ("The Landlord's Game"), придуманной еще в начале 20 века. Она насчитывает несколько тысяч лет. И, если не считать игру в кости, то первыми стали именно абстрактные игры.

"Оформление коробки "Игры землевладельца". Источник:openculture"
"Оформление коробки "Игры землевладельца". Источник:openculture"

Большинство современных игроков приобретая игру заранее может понять о чем она по оформлению, названию игры или даже по небольшой аннотации на коробке. Так же, небольшая история может быть написана в правилах, а сами игровые элементы и механики взаимодействия между игроками и самой игрой достраивают общую картинку повествования. Абстрактные игры в отличии от всего вышеперечисленного почти не имеют сюжета, наполнение их минималистично, а механика, заложенная в основу игры, понятна и прямолинейна.

Конечно, во времена зарождения этого жанра, самого определения абстрактной игры не существовало и появилось оно намного позже. Но что же значит абстрактность применимо к настольным играм? Для полного понимания нужно уделить немного внимания их появлению. Поскольку я уже успел упомянуть, что существование жанра исчисляется тысячелетиями, то несложно понять, что о каком-либо производстве нельзя было даже и подумать, поэтому простота изготовления являлась основополагающим фактором при создании таких игр. Первые игры делались из подручных средств, которые буквально можно было найти на дороге, а сами правила были понятными и очень простыми. Тогда ни о каком повествовании не могло быть и речи, а вся игра строилась на прямом взаимодействии между людьми, которые в нее играют. Все это позволило абстрактным играм развиваться и быть основным видом развлечения на протяжении очень долгого периода времени. Скорее всего, когда такие игры только появлялись, восприятие их "абстрактности" современниками было не таким очевидным, как для нас. Но устоявшиеся правила и внешний вид стали настолько привычными для простого обывателя, что необходимость в каких-либо усовершенствованиях отпала даже по прошествии большого количества времени.

"Изображение игры в египетский "Сенет". Источник: pinterest"
"Изображение игры в египетский "Сенет". Источник: pinterest"

За счет того, что география появления игр была обширной, то и количество механик, заложенных в них, так же было разнообразно. Большинство абстрактных игр были дуэльными и основывались исключительно на стратегическом мышлении. Но были и исключения, наоборот, подразумевающие участие группы человек, или включение элементов случайности, за счет бросков игровых костей.

В наше время, с появлением ресурсов, позволяющих производить качественную печать и добавлять игровые элементы, появилась возможность усложнить большинство механик из абстрактных игр, которые легли в основу современных настольных игр. Усложняя оформление при помощи введения сложных игровых компонентов, авторы позволяют игре обрасти своим сеттингом. Чтобы понять, является ли игра абстрактом, достаточно просто попробовать заменить все игровые компоненты обычными каунтерами, или другими предметами простой геометрической формы и попробовать оценить свои ощущения от игры: если она воспринимается на том же уровне, то это определенно один из представителей абстрактных игр.

Для первого примера возьмем "Каркассон", подробнее про который можно прочитать в этой статье:

Если на тайлах вместо изображений элементов поля поставить цифры или нарисовать простые геометрические фигуры, то смысл игры останется прежним: к ребру плитки с определенной цифрой или символом нужно будет подставлять другую плитку, ребром, на котором так же изображен подобный элемент. Ничего не напоминает? «Каркасон» превратится в домино - одну известных абстрактных игр. Исключением лишь станет добавление механики с размещением рабочих. Но при неизменности игрового процесса, восприятие игры безусловно нарушится - сложно будет представить себя феодалом, контролирующим свои владения, если они состоят из плиток с единичками или несколькими треугольников.

"Шахматы. Источник: clipart-library"
"Шахматы. Источник: clipart-library"

Теперь попробуем с другим примером - шахматами. Если заменить фигуры камушками, кубиками или еще чем-то, то восприятие от игры сильно не поменяется. Да, шахматы - это, пожалуй, одна из самых известных абстрактных игр. При этом в игре есть даже какая-никакая история: она о противостоянии двух армий. Но это все, что игроки знают про игру. Она настолько условна, что заменив фигуры на другие элементы разницу почувствовать будет сложно, а вовлеченность в игру останется на прежнем уровне.

Теперь, зная все вышеперечисленное, можно понимать, что большинство игр, летоисчисление с момента появления которых насчитывает не одну сотню лет, с огромной вероятностью относятся к жанру абстрактных игр. Основная их суть - это игровая механика в чистом виде, которая позволяет бросить вызов самой игре или оппоненту, начиная настоящую битву умов.

Однако, даже при наличии большого количества игр с многовековой историей, современные авторы не забывают о жанре и время от времени обращаются к нему. Пожалуй, самым большим отличием новых игр от старых является их визуальное оформление и появление сеттинга. Абстракция в основном касается игровых элементов, и условности в правилах. Так, например, "Азул" предлагает украсить стены королевского дворца красивейшей плиткой. Сам процесс заключается в выкладывании "плиток" на игровой планшет и больше похож на головоломку, чем на работы по укладке плитки. А в игре "Саграда", работа витражиста так же больше похожа на головоломку, чем на создание красивого витража, но множество цветных шестигранных кубиков делают игру не менее эстетичной с точки зрения визуального оформления.

🗣 Спасибо, что дочитали статью! Не забывайте делиться своим мнением и игровым опытом в комментариях. Похожие статьи можно найти в соответствующей подборке. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать новые материалы.