Алексей Берест – простой парень из деревни, ставший героем. Трижды. Однако его имя затерлось и мало кто припомнит фамилию командовавшего Кантарией и Егоровым –теми самыми сержантами, кому приписывают первенство в исторической погоне за водружение Знамени Победы над куполом Рейхстага.
И если бойцов наградили почетными орденами и званиями, то Берест остался незамеченным, а судьба оказалась не такой, как у титулованных героев войны.
Как вспоминала дочь Береста: «Отец всегда выключал телевизор, когда показывали военный парад».
Как такое могло случиться? Об этом сегодня.
Дети, лишившиеся детства
Родился Алексей в 1921 году. В те годы последние угольки Гражданской только дотлевали. Родители мальчика – простой крестьянский люд. Алексей стал одним из 16 детей, но пережить тяжелые годы суждено было только девяти из них.
В 32-ом сам Алексей и восемь ребятишек остались сиротами. В тот год перед 11-летним мальчишкой распахнулось огромное и столь же суровое колхозное детство. Самого мальчика воспитали братья – те, что были постарше.
Дети привыкали работать вместе со взрослыми. На поле выходили с рассветом, а заканчивали дела с закатом.
А помимо взрослых дел, детям предстояло еще взрослеть и получать образование. Алексей отучился всего 7 классов, потом ушел работать на поле – стал трактористом.
Ушел добровольцем
В 18 лет юноша вызвался добровольцем – решил записаться в ряды Красной армии. Берест принял участие в советско-финской кампании – прошел своеобразное «боевое крещение».
За успехи и заслуги Алексея отправили учиться в Ленинградское военно-политическое училище. Казалось, поступление невозможно – сирота из деревни не окончил и средней школы. На бумажки в той время решали не все, куда важней для комиссии оказался фронтовой опыт юноши и прикрепленная к делу характеристика.
За годы Великой отечественно парень из простого рядового связиста дорос до зама командира по политической части.
Штурм немецкого парламента
Отучившись пару месяцев Алексей возвратился на фронт. В составе той самой 150‑й стрелковой дивизии юноша дойдет до самого Рейхстага.
В этой же дивизии служили Кошкарбаев и рядовой Булатов – они тоже числятся среди тех, кто мог первым поднять алое полотнище над немецким парламентом. А в 756 полку, к которому относился Берест, служили Кантария и Егоров. Алексей командовал двумя сержантами в момент установки флага.
Знамя Победы
30 апреля звуки выстрелов не прекратились ни на минуту. Будучи под прикрытием автоматчиков, Алексею удалось закрепить флаг на колонне здания.
Историки полагают, что именно так впервые было поднято Знамя Победы.
Но осмотревшись вокруг пришли к выводу – выглядит недостаточно заметно. Было решено – нужно как-то подняться на крышу к самому куполу парламента.
Выдвинулись трое: Берест, Егоров и Кантария. Двумя сержантами командовал офицер Алексей Берест.
Оказавшись на крыше, бойцы попали под обстрел. К тому же один из пролетов оказался полностью разбитым. Алексей решил стать «Живым трамплином», чтобы его подчиненные прошли дальше. Сержанты поднимались по плечам Береста.
На нужной точке выбрали наиболее подходящее место – статую. Первого мая около трех часов ночи Знамя наконец-то было установлено в том самом заметном месте.
А вот фотографии с места событий оказались постановочными. Хотя сами флаги (и не один) действительно были расставлены по разным точкам здания – на колоннах.
Еще один подвиг
Штурм парламента и знаменательное водружение алого флага, еще не все подвиги офицера.
Через пару дней после взятия главного здания нацистов, Алексей вместе с капитаном Неустроевым пойдет на переговоры к противнику.
Берест предстал перед немцами в форме полковника.
Немцы еще продолжали сражаться, хотя надежд для них уже не было. Двое русских, полковник и капитан, изложили условия сдачи в плен. Когда «общение» завершилось, они направились к своим позициям.
В долю секунды за спиной прозвучал выстрел. Пуля прошла насквозь – продырявила фуражку «капитана».
Без наград и с тюремным сроком
Война закончилась и многое стало на свои места. К примеру, громкая слава о поднятии Знамени Победы всецело перешла к Егорову и Кантарии. После войны сержанты поддерживали общение.
Двух отличившихся бойцов наградили. Им присвоили звания Героев Советского Союза.
Береста отметили как участника штурма, а о флаге ни слова. В народе имена двух офицеров знали все. Кто такой Алексей Берест – никто.
По официальной версии, фамилию третьего героя исключил из списков Жуков. Он испытывал неприязнь к политрукам.
Но есть и вторая версия, очень похожая на правду. До Рейхстага Берест был участником штурма квартиры Гимлера. В доме обнаружилось огромное количество ценных вещей, а в частности огромная коллекция дорогих наручных часов.
«Добытое» по обыкновению «пилили» высшие чины – офицеры. Но Берест пренебрег сложившимся правилам и раздал ценности всем, кто принимал участие в операции.
На знаменитом фото установки Знамени Победы можно заметить часы на руке каждого солдата.
Но обошедшая стороной слава, это еще не самое тяжелое. В 50-е годы Алексея арестовали. На заводе, где пост директора занимал Берест, произошло хищение – начальник и бухгалтер пополам промотали круглую сумму. Чтобы уйти от ареста, растрату повесили на Алексея.
Семнадцать свидетелей дали показания «против». Но Береста все же взяли под стражу. Ему дали 10 лет.
Герой войны писал письма и обращения, но все тщетно. Нашелся человек, повлиявший на дело – Алексея выпустили через 3 года. После тюрьмы найти высокооплачиваемую работу и долго задержаться на одном месте у Алексея не выходило.
Трагическая гибель героя
Впереди Береста ждал еще один подвиг.
Как-то возвращаясь с работы, он пришел на станцию. Час пик, огромное количество людей. И друг крик – девочка упала на рельсы. Берест первым бросился и оттолкнул ребенка.
Сам выпрыгнуть не смог – не хватило какой-то доли секунды.
Что думаете о судьбе офицера? Слушали его фамилию?