Найти тему
Популярная история

Сверхсекретная операция "Снег", которая спасла Москву

Оглавление

"После операции ты, Ахмеров и Павел Михайлович должны забыть все и навсегда. Никаких следов ее ни в каких делах не должно остаться", - такими словами Берия инструктировал участников операции "Снег" перед ее началом.

Япония в 1941 году. источник: Яндекс картинки.
Япония в 1941 году. источник: Яндекс картинки.

Предыстория

Вторую Мировую начала не только Германия, но и Япония. И СССР мог запросто оказаться меж двух огней. А не произошло это благодаря виртуозной операции НКВД.

Споры между Россией и Японией носили длительный территориальный характер. В очередной раз, в марте 1941 года, Иосука Мацуока – тогдашний министр иностранных дел Японии, заявил о претензиях своей страны на Сахалин.

Получив отказ, Мацуока отправился в Германию, а вернувшись, вновь озвучил те же претензии. Казалось, договор о нейтралитете подписать не удастся. Однако в апреле он внезапно получил новые инструкции и нереальное условие было снято. Пакт о нейтралитете был подписан.

Министр иностранных дел Японии в 1941 году Иосука Мацуока. Источник: Яндекс картинки.
Министр иностранных дел Японии в 1941 году Иосука Мацуока. Источник: Яндекс картинки.

Тем не менее, Сталин считал, что Япония с легкостью нарушит этот договор. Так, перед внешней разведкой встала чрезвычайно сложная задача: переключить внимание Японии на другого, сильного и тоже имеющего территориальные претензии противника – США.

Казалось бы, задача не имеет решений. Однако с ней справились буквально 2 человека.

Суперагент и суперразведчик

Человеком, придумавшим основную интригу, был Исхак Ахмеров. Главным исполнителем, произнесшим нужные слова в нужном месте, был Виталий Павлов.

Исхак Ахмеров привлек к себе внимание ОГПУ еще когда учился в этнографическом университете. Он обладал уникальной способностью к языкам, и помимо европейских, свободно разговаривал на турецком и китайском. К началу войны он возглавлял нелегальную резидентуру разведки в США, но летом 1940 года, после проведенных репрессий, оказался стажером в своем же американском секторе внешний разведки НКВД.

Это поставило второго главного героя истории Виталия Павлова в весьма затруднительное положение. Заняв пост заместителя начальника 5-го отделения НКВД, он столкнулся с бездействующей агентурой, оставшейся после отзыва Ахмерова. Вот так и получилось, что начальник разведки стал выслушивать и весьма внимательно советы стажера.

Третий участник

Чтобы нужные слова звучали весомо, произносить их должен нужный человек. Перебрав все разнообразные знакомства, разведчики решили действовать через весьма влиятельную фигуру – Гарри Декстера Уайта. Он составлял аналитические материалы для президента Рузвельта, пользовался огромным доверием у него и госсекретаря Хелла. Кроме того, Уайт был антифашистом и противником японского милитаризма. А это означало, что доводы, вложенные в его руки, будут особенно убедительными, ведь они совпадали с собственными убеждениями чиновника.

Предполагается, что операция «Снег» была так названа в «честь» Уайта ("уайт" в переводе с английского - белый).
Гарри Декстер Уайта. Источник: Яндекс картинки.
Гарри Декстер Уайта. Источник: Яндекс картинки.

Операция

Ахмеров был лично знаком с Уайтом. Когда он учился в Пекине в колледже, представлялся ученым-синологом. В этом качестве познакомился с будущим доверенным лицом президента Рузвельта. Ахмеров предложил Павлову представиться его знакомым, коллегой «Билла». А идеи, касающиеся угроз Японии, изобразить как результат работы синолога.

О сути операция было известно только самим участникам, дублеру, начальнику внешний разведки Фитину и Берии. До сих пор неизвестно докладывали ли об операции Сталину.

Павлов и страховавший его Михаил Корнеев вылетели в США. В мае Павлов встретился с Уайтом, передал привет от «Билла» и затеял профессиональную беседу. Упомянув «Меморандум Танака», изложил соображения по положению Японии и Дальнего Востока. Уайт подтвердил, что размышлял над теми же обстоятельствами и может предпринять кое-какие действия.

Источник: Яндекс картинки
Источник: Яндекс картинки

Позднее, когда Павлов ознакомился с содержанием записей, переданных Рузвельту, он убедился, что чиновник превратил мысли Ахмерова в убедительные аргументы.

И вот в итоге полуторачасовой беседы с нужным лицом США потребовали от Японии прекратить агрессию в Китае, оставить Маньчжурию и пригрозили воспрепятствовать японской агрессии силой. Затем был «ультиматум Хэлла», а потом Перл-Харбор.

Ну а для СССР это означало, что в критический момент стало возможным призвать резерв – сибирские дивизии, отстоять Москву и переломить ход войны.

Подпишись на канал История в лицах!

ваши лайки помогают каналу развиваться!