Найти в Дзене
Маятник Истории

«Он живет школой. И он живет в этой школе». Чем знаменит советский педагог Сухомлинский и почему его считают гением

Оглавление

По мнению педагога-новатора Сухомлинского, создавшего уникальную систему воспитания, именно наше детство является ключевым моментом жизни.

В совсем юном возрасте закладывается основа личности, фундамент всей будущей жизни. И жизнь любого человека может стать поистине самобытной, яркой, непохожей ни на одну другую жизнь. Но только при одном условии.

Какие условия для счастья вывел гениальный педагог Василий Сухомлинский. Об этом читайте дальше.

Василий Александрович Сухомлинский стал ярким примером того, как человек может посвятить всю свою жизнь только одному делу, решению одного вопроса. И каким было это дело!

Родился будущий Герой Социалистического труда в 1918 году в маленьком селении Херсонской губернии. Отец был крестьянином, всего в семье было четверо детей.

Очень интересно, что все трое сыновей и дочка выбрали педагогическую деятельность. Сестра и братья Василия стали сельскими учителями.

В 38-ом Василий Александрович окончил Полтавский институт. После учебы возвратился в родные края и устроился преподавателем – обучал детей литературе и украинскому.

-2

Начало войны

В 41-ом Сухомлинский оказался в рядах добровольцев – сам записался на фронт. Но уже через год мужчина получил серьезное ранение осколком. Василий был демобилизован, хотя рьяно просился в строй.

После лечения Василия направили в Удмуртию. Там молодому педагогу подготовили пост – директор школы. Как только вражеские войска покинули украинскую территорию, Василий Александрович вернулся.

Но дома его ждала страшная весть – и жена, и их маленький сын умерли в лагере гестапо.

В 84-ом Сухомлинский получит второе назначение. Его вновь поставят на должность директора. На новом месте он проработает 22 года.

И каждый учебный день на протяжение этих лет он лично приветствовал учеников, стоя с утра на крыльце школы.

Сухомлинский оказался невероятным наставником для учителей и учеников. Он мог обратиться к каждому входящему на порог учебного заведения по имени, потому что лично был знаком с каждым!

-3

Как и чем жил Сухомлинский

О нем говорили: «Он живет школой. И он живет в этой школе!».

Сухомлинскому был отмерен судьбой недолгий срок. Талантливый педагог прожил 51 год.

Рабочий день педагога начинался до восхода солнца – в 4 часа утра. Отдыхать Василий ложился поздно. Современники вспоминали, что его можно было сравнить с энциклопедией – столько разнородных знаний он имел. Помимо ведения организационных вопросов, он продолжал обучать литературе и украинскому языку.

Директор мог заменить любого педагога своей школы, так как знал все учебные планы и дисциплины.

4 основы воспитания

Василий Александрович полагал, что деятельность всей школы должна опираться на четыре принципа, четыре культа:

  • культ человека;
  • книги;
  • Родины;
  • родного слова.

Директор обзавелся личной библиотекой из 19.000 томов. Любой желающий мог взять книгу, которая ему интересна.

А 31 августа был выбран в школе «Днем книги». Традиция объединяла всех учащихся – каждый дарил кому-то 1 книгу.

-4

Любовь к сказке

Было у педагога-новатора одно интересное мнение. Сухомлинский был убежден, что сказка оказывает неизгладимое впечатление на развитие личности маленького человека.

Василий Александрович добавлял, что талант поэта имеется у каждого малыша. Главная задача – пробудить, оживить творческое начало ребенка.

Одно из любимых занятий в школе Сухомлинского – сочинение сказок, разыгрывание поэтических сценок, составление устных рассказов на выбранную тематику. Каждому выпускнику давалось право выбрать интересующую его тему для своего эссе.

-5

Педагог написал несколько знаковых научных работ, которые до сих пор имеют ценность и полезны к изучению каждому, родителю, воспитателю и учителю.

Сам Василий Сухомлинский сочинил и записал тысячи сказок. Сочинения учеников тоже не оказались забытыми – они составили отдельную книгу.

Его педагогическая система основывалась на признании личности ребенка наиболее важной и значимой ценностью. Именно на развитие личности должно быть ориентировано воспитание и образование.

Смелое воззрение педагога. Было у Василия Александровича и еще одно воззрение, считавшееся крайне смелым в те годы. Он признавал наличие Божественного начала в мире.

И хоть идеи педагога, предложившего новаторскую методику обучения, подвергалось критике, он не изменил курс и оставался верен своим убеждениям.

-6

В школе Сухомлинского одаренному педагогу установили памятник.

Жизнь будет счастливой, если …

Мы начали разговор с главного. Девство по Сухомлинскому – основа всей жизни. Но ключевой момент любого воспитания – кто и как вел маленького человека за руку в его детские годы.

Как прошли детские годы? Что заложили в разум ребенка, а что смогли взрастить в его сердце?

От ответов на эти вопросы и зависит вся последующая жизнь человека.

Величайший педагог советского времени был убежден: воспитание личности – это основа счастливой жизни отдельно взятого человека и общества в целом.

Поэт Николай Некрасов писал:

«Мир не изменят политики, мир изменят учителя».

Оглядываясь на жизненный путь и деятельность Василия Александровича Сухомлинского, можно смело утверждать – он стал олицетворением этой идеи.

Помимо своих учеников, Василий Александрович воспитал двоих детей. Дочь продолжила интерес отца, став профессором, а после и доктором педагогических наук.

-7

Согласны с идеями известного педагога?