Полагаю, большинство читателей убеждены в том, что причина этого в хороших природных условиях. Якобы, колыбель человечества была настолько богата, что ее жителям не требовалось прилагать особых усилий для продолжения своего существования. Захотел поесть – сорвал банан. Захотел вкусно поесть – поймал антилопу. Жить можно в хижине из пальмовых листьев, а укрывать свои прелести – простой набедренной повязкой. Впрочем, при желании можно обойтись без нее. Некоторые современные африканцы так и поступают. То есть, местным жителям не приходилось вкалывать и создавать социальные институты, которые привели к ускоренному прогрессу и появлению цивилизации. Они жили по принципу «и так сойдет».
Другие скажут, что причина кроется в низком интеллектуальном уровне негроидной расы и добавят что-то про «бремя белого человека». Уверяю вас, что и то, и другое утверждения являются лишь досужими стереотипами. Африканцы, если они выросли в нормальных условиях, ничуть не глупее нас. А жизнь на лоне природы в Африке не так уж и хороша, чтобы не приходилось стараться.
Итак, почему же в Черной Африке не появилось своей цивилизации?
Краткий ответ: сложные природные условия, отсутствие лошадей, географическая изоляция региона, низкое качество сельскохозяйственных растений.
Давайте начнем с первого. Африка – не такой уж благодатный край. Да, тут действительно тепло, но в огромной пустыне Сахара ничего не растет, а прилегающие к ней территории являются зоной рискованного земледелия, как и наша Сибирь. Это не те условия, которые могут дать экономическую базу для создания цивилизации. Кроме того, в южной части континента находится вторая полоса бесплодных пустынь – менее крупные, но суровые пустыня Намиб и Калахари. И в их окрестностях тоже ничего не растет.
Тропическое сердце Африки только похоже на цветущий рай. Тут исключительно влажный климат, который препятствует введению земли в сельскохозяйственный оборот. Это то же самое, если бы вы пытались выращивать хлеб в белорусских болотах. Даже современные люди не всегда могут победить силы природы. Что уж говорить о древних человеческих популяциях.
Поэтому в Черной Африке только три достаточно крупных региона, пригодных для ведения сельского хозяйства – запад, страны так называемого рабовладельческого берега; юг – Ботсвана, Замбия, Зимбабве и ЮАР; а также Эфиопское нагорье. Они достаточно сухи и в меру увлажнены, тут уже можно заниматься земледелием. Тут и создавались величайшие африканские державы.
Кроме того, в эту группу условий входят болезни, связанные с жарким и влажным климатом. Даже сейчас человечеству сложно победить вирус Эбола и тому подобные недуги, и с ними вовсе не мог справиться древний мир. Единственной стратегией выживания и предотвращения эпидемий было создание маленьких поселений, расположенных на значительном расстоянии друг от друга. А ведь появление городов является главной предпосылкой зарождения цивилизации. Также не следует забывать о слонах – последних представителях земной мегафауны. За один присест стадо этих животных может съесть поле, с которого бы африканская деревня кормилась год. Приручить их нельзя, а охотиться на них сложно. Они, в отличие от мамонтов, прекрасно адаптировались к жизни поблизости от человека.
Давайте рассмотрим отсутствие лошадей. Торговля и миграции приводят к обмену знаниями, что является важным условием для экономического и научного роста. Лошадь являлась главным средством передвижения древнего мира, но она не могла разводиться в Черной Африке. Между двумя зонами африканских пустынь находится область обитания мухи цеце, чьи укусы вызывают сонную болезнь с высокой летальностью. Муха даже людей заставляет покидать хорошо подходящие для земледелия берега рек, и от нее никак нельзя защитить животных. Поэтому африканцы старались вместо них использовать верблюдов, но они не могут жить во влажных условиях. Даже американские индейцы могли использовать для перевозки грузов лам, а вот у жителей черного континента надежного транспорта не было.
Географическая изолированность – другой важный фактор отставания Африки. Сахара надежно предохраняла континент от взаимодействия со средиземноморскими цивилизациями, а сильные океанические течения долгое время не давали возможности проложить сюда морской путь. Это защищало африканцев от военных вторжений, но также мешало распространению социальных идей и научных знаний. А ведь именно взаимодействие стран и народов сделало Средиземноморье интеллектуальным и экономическим сердцем мира. Все отдаленные общества были вынуждены у этих цивилизаций учиться, как учились у Европы Россия, Япония и Китай. У африканцев такой возможности долгое время не было.
Наконец, другая важная проблема состояла в отсутствии сельскохозяйственных растений, которые можно выращивать в африканском климате. Основными культурами тут являлись различные виды проса и ямс. Первое дает достаточные урожаи даже при экстремально жарком климате, но никогда не достигнет продуктивности пшеницы и риса. При этом, последние тут сложно выращивать из-за той же мухи цеце и перепадов температур.
Ямс отлично подходит для жарких и влажных тропиков. Но выращивание этого корнеплода – крайне трудоемкий процесс. Даже сейчас это приходится делать вручную, причем, деревянными, а не металлическими орудиями. Последние могут повредить его тонкую кожицу, после чего растение быстро сгниёт. Попробуйте обычной палкой выкопать из земли клубни размером в два метра и весом в 70 килограмм! Но даже если вы сумели это сделать, то ямс будет очень сложно сохранить на долгое время. Обычно крестьяне теряют до 50 % от собранного урожая, при этом, 30 % они должны сохранить для последующей посадки. Это примерно то же самое, если бы европейцы пытались основать цивилизацию на выращивании груш или яблок.
Вот эти вполне объективные причины препятствовали формированию развитых цивилизаций в Африке. И все-таки, местные жители были близки к тому, чтобы основать крепкие государства, подобные азиатским или европейским. Африканцы сумели без чьей-либо помощи освоить обработку железа, и перейти из неолита сразу в железный век. Они достигли успехов в выплавке чугуна. Они основали крупные государства с высокой плотностью населения в их ядре – империи Гана, Мали и Сонгай в Западной Африке; Канем, Бенин, Конго, Луба – в центральной части континента; Зимбабве – на юге; различные эфиопские царства на востоке. Васко да Гама, который в 15-м веке посетил Могадишо, будущую столицу Сомали, говорил, что это большой город с пятиэтажными домами, дворцами, мечетями и минаретами. Другие африканцы также занимались подобным строительством.
Пик государственного развития Африки пришелся на 16-17-й века. В то время тут существовали мощные державы, которые сумели сдержать колониальную экспансию европейцев. Испания, Голландия и Португалия были вынуждены завоевывать более примитивных индейцев, тогда как в Черной Африке они ограничились созданием факторий на побережье, как это было в «цивилизованных» Индии и Китае. Лишь в 19-м столетии, когда военное и экономическое преимущество запада стало более ощутимым, сюда впервые ступила нога белого человека.