10 ноября на сайте Президента Российской Федерации появился текст поручения Владимира Путина об оптимизации нормативов обеспечения армии и приведение их в "соответствие с реальными потребностями".
Судя по всему речь идёт о фактической приостановке действующей госпрограммы вооружений (ГПВ), важную роль в которой играли разработка и апробация новых видов боевой техники с последующим налаживанием производственных линий и насыщением армии этими вооружениями. Одно из центральных мест этой ГПВ занимал перспективный танк Т-14 "Армата", который, судя по всему, одним из первых и пошёл под нож.
В целом о проблемах с Т-14 сообщалось уже давно, однако источниками таких новостей всегда становились незаслуживающие никакого доверия анонимные лица, хотя и косвенно их слова подтверждались постоянными переносами графиков начала серийного производства машины. И несмотря на то, что официального заявления о заморозке проекта Т-14 нет, у нас нет оснований не доверять имеющимся слухам по довольно простой причине.
Ещё 20 октября глава правительства Мишустин распорядился выделить 1 трлн руб. из ФНБ для покрытия дефицита бюджета, а уже 8 ноября глава ЦБ Набиуллина заявила, что экономический баланс сместился в сторону "жёсткого варианта развития событий". При такой экономической конъюнктуре вполне рациональным выглядит решение поставить на паузу все ОКР-долгострои, направляя деньги на расконсервацию и модернизацию имеющейся техники.
А вот что расконсервируют, так это мобильный артиллерийский комплекс (МАК) береговой охраны А-222 "Берег" - по крайней мере если верить анонимным Telegram-каналам.
Созданный под конец жизни СССР и принятый на вооружение ВС РФ в 1996 году, МАК А-222 покрывал мёртвую зону противокорабельных ракетных комплексов (от 0 до 20 км), поражая быстро идущие надводные цели на дистанциях до 23 км. Сама САУ создана на колёсном шасси МАЗ 543-М и базе 130-мм орудия корабельной артиллерийской установки АК-130, имеющей скорострельность 12 выстрелов в минуту.
Однако сегодня чуть больше 30 машин данного комплекса (большая часть из которых находится на хранении), могла бы не только эффективно противостоять малым катерам и надводным дронам-камикадзе, но и выступать в качестве эффективной системы ПВО малого радиуса действия за счёт снарядов А3-УЗС-44Р, оснащённых радио-взрывателями АР-32.
Преимуществом такой ПВО будет не только гораздо более дешёвая стоимость выстрела по сравнению с какой-нибудь ракетой ТОРа, но и проблематика вскрытия позиции САУ самолётами ДРЛО противника. Дело в том, что они отлично фиксируют пуск КР, но для обнаружения артиллерийского выстрела нужны уже наземные контрбатарейные радары, эффективная дальность обнаружения которых исчисляется лишь десятками километров.