Одна из проблем современной художественной литературы — перенасыщенность. Каждый начинающий писатель быстро приходит к мысли о том, что уже всё написано до него. Все сюжеты разобраны по косточкам, образы героев и конфликты обыграны во всех плоскостях. Даже новые, только что казавшиеся экзотическими жанры очень быстро заполняются произведениями на любой вкус. А даже если автору удаётся найти что-то своё, оригинальное, то оказывается, что это никто не хочет читать.
Поэтому авторы художественной литературы активно ищут компромисс между популярностью и оригинальностью. Одним из видов такого компромисса является кроссовер.
Что такое кроссовер в литературе
Как уже ясно из названия статьи, точно не машина. Общее с этой помесью внедорожника и легковушки у литературного кроссовера только название. Оно, кстати, художественному произведению подходит больше, так как переводится, как «пересекающийся» или «перекрещивающийся». Кроссовер — это произведение, в котором пересекаются герои, сюжетные линии или вселенные разных книг. Но это не так называемый вбоквел или спин-офф, то есть развитие одной из боковых линий основного романа. А самостоятельное произведение.
Например, автор пишет исторический роман о Франции эпохи кардинала Ришельё, и его герой встречается с героями Дюма. Или, допустим, найдя машину времени Герберта Уэлса, Шерлок Холмс перемещается в эпоху короля Артура и расследует дело о пропаже его меча Экскалибура. Или наш современник через магический портал попадает в мир, описанный Гоголем, и спасает Хому Брута.
Чувствуете, как сразу много возможностей открывается для оригинальных сюжетов? К тому же и читатели с удовольствием встречаются со знакомыми персонажами из других книг.
А что с авторскими правами?
Логичный вопрос. Но с этим проблем обычно не бывает. Если речь идёт о легальных, с перспективой публикации произведениях, то используется не плагиат, а художественное заимствование идей и героев. Идеи, как я неоднократно писала, не являются объектами авторского права. Но дело даже не в этом
В современной литературе кроссоверы чаще бывают трёх видов:
- С использованием сюжетных моментов и героев произведений прошлых лет, ставших народным достоянием. Через 70 лет после смерти автора, согласно международному закону об авторском праве, все произведения искусства, литературы и музыки становятся народным достоянием, их можно цитировать и использовать вполне легально.
- По согласованию с автором произведения, которое используется для создания кроссовера.
- Кроссоверы, созданные самим автором. Например, у Кира Булычева Алиса часто встречается с героями других его же произведений. Причём иногда использует для этого перемещение во времени. Или у О. Громыко в книге «Встретимся на Кассандре» действительно встречаются герои её книг о киборгах.
Есть еще произведения этого типа на фикбуке, но фикрайтеры, увлекающиеся кроссоверами, не заморачиваются вопросами авторских прав. Но они этим никогда не заморачиваются.
Примеры кроссоверов
На самом деле этот тип литературного произведения очень старый и появился задолго до того, как придумали ему название. Например, автор «Божественной комедии» общается с древнеримским поэтом Вергилием, который стал проводником Данте по Аду, где тот встречает разных персонажей древнегреческих мифов.
В русской литературе этим приёмом увлекался М. Е. Салтыков-Щедрин. В его произведениях появляется постаревший Молчалин из «Горе от ума» Грибоедова, Глумов из пьесы Островского, а также персонажи Фонвизина.
В романе В. Брюсова «Огненный ангел» действуют Фауст и Мефистофель В. Гёте. У Стругацких в «Понедельнике» появляются самые разные персонажи, но больше фольклорные. Из более современных авторов можно назвать трилогию «Меч времени» С. Сухинова, в мире которого живут хоббиты, Гэндальф, сэр Галахад и Вий.
Большое разнообразие кроссоверов в зарубежной литературе. Например, у Клиффорда Саймака в романе «Исчадия разума» кто только не встречается - от Дьявола до Дон Кихота. А герой книги «Серебряный вихор» Джона Майерса Майерса в своих путешествиях общается с персонажами разных книг: от Беовульфа до Анны Карениной. У Роджера Желязны в романе «Ночь в одиноком октябре» появляются Дракула, Франкенштейн, Шерлок Холмс и служители Внешних богов Лавкрафта. Кроссоверы есть и у Р. Шекли, и у Р. Хайнлайна, и у многих других писателей.
Так что подобные произведения пользуются популярностью у писателей давно. Читателей они тоже привлекают. Однако, несмотря на явную привлекательность, в отечественной литературе они довольно редки, чаще их пишут фикрайтеры.
Камни преткновения
Согласитесь, интересно было бы почитать, например, о встрече нашего современника с героями Достоевского или Диккенса. Но подобных произведений не так уж много. И причин этого несколько.
- Всё то же авторское право. Современные авторы не рискуют связываться с тем, что может его нарушить, да и, что греха таить, плохо разбираются даже в отличиях плагиата от художественного заимствования. Ещё меньше в этом разбираются их читатели, и слушать возмущённые высказывания по поводу своих книг, где появляются чужие герои, авторам не хочется. На Западе к авторскому праву относятся не менее строго, но вот авторы более юридически подкованы. Точнее даже не авторы, а их литагенты.
- Вторая причина в том, что использование чужих героев или каких-то элементов сюжета требует отличного знания произведения-донора. Причём знать должны не только писатели, но и читатели. Иначе смысла в использовании приёма кроссовера нет.
- Не менее важно и неоднозначное отношение читателей, которые часто косо смотрят даже на простые аллюзии в тексте, пытаясь упрекнуть автора в отсутствии собственных мыслей. Поэтому лучше не связываться с подозрительным приёмом, чем потом читать неприятные вещи о своей книге.
- Ну, и последний, немаловажный камень. Чтобы кроссовер получился оригинальным и интересным произведением, а не глупой пародией, нужно немалое литературное мастерство. Не все им обладают.
И как вывод или итог. Своё написать значительно проще, чем собрать полноценный и жизнеспособный пазл с использованием чужих героев и сюжетов.
Если вспомните какое-то современное произведение-кроссовер, можете написать о нём в комментариях. Только не забудьте указать, мир и герои каких книг в нём встречаются.