Найти тему
Коперник | История

Зомби: от африканского язычества до наших дней

Кто такие зомби? Конечно, скажете вы, это живые мертвецы, жаждущие сожрать наши мозги. Ну, а если мозг сожрать не получится, то достаточно всего одного укуса, чтобы ты сам пополнил мертвое войско. По крайней мере, именно такой образ зомби у нас создается благодаря массовой культуре. Давайте попробуем разобраться, насколько это определение соответствует истине.

Первые сведения о зомби, как ни странно, тесно связаны с магией вуду и происходят от чернокожих рабов, сохранивших африканскую культуру. Они свойственны не всем африканцам, а только уроженцам Западной Африки, в первую очередь Бенина. Именно оттуда вывозились рабы для Карибского бассейна - Ямайки, Гаити, Кубы и так далее. Африканцы верили, что некоторые могущественные колдуны вуду способны оживлять мертвецов. Их-то они и называли зомби (нзамби), то есть "душа мертвеца" или попросту привидение. Правда, африканские зомби не питались человечиной, да и в целом были безвольными марионетками в руках призвавшего их колдуна. К тому же такой зомби вовсе не был лишен разума и уж точно не был подвержен примитивным инстинктам. Но и человеком он уже не являлся. Колдуны не имели власти над душами людей, но они могли призвать злого духа и запечатать его в теле покойника, подчинив своей воле. Это и был зомби.

Обряд вуду на Гаити
Обряд вуду на Гаити

В начале 20-го века американский журналист Уильям Сибрук побывал на Гаити, где добился встречи со знаменитой чернокожей колдуньей Маман Сели, которая даже показала ему несколько обрядов воскрешения мертвых. Сибрук остался настолько впечатлен увиденным, что даже написал о колдовстве вуду целую книгу, ставшую бестселлером в США. Всего через пару лет выходит и фильм под названием «Белый зомби», вдохновленный книгой Сибрука. Коммерческий успех фильма и относительно невысокие траты на его создание привели к созданию новой ниши в кинематографе, которую довольно быстро заполнили однотипные ленты о воскресших мертвецах. Поначалу они оставались в рамках колдовских обрядов вуду, но с каждым новым фильмом росла и фантазия режиссеров, наделивших мертвецов, к примеру, плотоядностью и бесконтрольным поведением, поскольку теперь зомби воскресали без помощи африканских колдунов. Наибольший вклад в формирование "нового зомби" внес режиссер Джордж Ромеро в своем фильме «Ночь живых мертвецов» (1968).

«Ночь живых мертвецов» (1968)
«Ночь живых мертвецов» (1968)

Современный зомби хорошо нам известен. Обыкновенно это человек, воскресший из мертвых под воздействием некоего вируса. Мистические элементы полностью упразднены, то есть зомби из фэнтези переходит в область чистой фантастики, чаще всего даже с научным уклоном. Вирус зомби в большинстве случаев носит искусственное происхождение. Он может быть трагичной случайностью чересчур самоуверенных лаборантов, над ним могут вести работу настоящие ученые в секретном военном бункере. Так или иначе, но этот вирус вырывается на свободу. Нулевой пациент нападает на других людей, заражая их через укусы и тоже превращая в зомби. Таким образом их количество растет даже не в арифметической, а в геометрической прогрессии. В конечном счете зомби захватывают весь мир. Происходит крушение общественного порядка и государственности. Немногие выжившие ведут паразитический образ жизни, грабя магазины или продовольственные склады. Но за крушением старого мира всегда приходит рождение мира нового.

Хобби
3,2 млн интересуются