Покажу вам интересный снимок. Это единственная фото-репродукция, за которую я когда-либо заплатил деньги.
Среди моих знакомых любителей фотографии я не знаю никого, кто бы приобретал репродукции. Наверное, поэтому Ольга Свиблова (директор ММАМ в Москве) не взяла эту фотографию у Анатолия Павловича Морозова, когда в 2005 году «подчищала» его архив.
Я тоже «побрезговал» этим отпечатком, когда в первый раз в 2003-04 годах отбирал фотографии Морозова для одной фотогалереи. Взяв у него самые сильные работы, я отложил «Атаку» в сторону и вспомнил о ней только через полгода. Неожиданно ночью эта фотография «всплыла» у меня перед глазами, и я подумал: «Боже мой, что же я натворил! Ну, какая разница репродукция это или нет – это просто уникальный отпечаток».
Утром я позвонил Морозову и договорился с ним о встрече. Анатолий Павлович, встретив меня, тут же обрадовал, что на этой неделе у него сплошные гости. Буквально два дня назад от Свибловой приехали и забрали все выставочные работы, которые я в своё время не отобрал.
У меня опустилось сердце. Поняв, что фотография уже у Ольги Львовны, я стал осматривать то что осталось. «Осталось» пара залитых водой покоробленных отпечатка на картоне. На всякий пожарный я спросил АП: «Скажите, а тот снимок с лыжниками она тоже взяла?» И неожиданно услышал: «Нет, она почему-то не стала брать эту фотографию. А зря – хороший снимок! Я его куда-то убрал».
Это «куда-то убрал» – я так не радовался самым редким не-репродукциям. Самое страшное, что мы, начав искать отпечаток, в течение полутора часов не могли его найти. Уже даже сам А.П. сказал, что, мол, неужели он отдал его вместе с другими работами. И вдруг я увидел уголок, выглядывающий из-за комода.
Когда у человечества не было «Фотошопа» и цифровых изображений, изменения в фотографии вносились тоже, но с большими усилиями. Этот отпечаток как раз иллюстрирует дофотошопную историю фотографии.
Со слов автора делал он эту репродукцию следующим образом: сначала напечатал оригинал в очень большом размере с негатива 6х9. Потом впечатал с отдельного негатива летящие ракеты, выпущенные из «Катюши», высветлив йодом след от ракеты и пропечатав сами ракеты через шаблон.
Затем А.П. отнёс отпечаток в студию им. Грекова художникам. Там они прорисовали участки леса.
После этого он перефотографировал коллаж через увеличитель на широкую плёнку, и с получившегося негатива сделал единственный отпечаток большого размера (60х86 см).
Таким образом, эта репродукция является единственным авторским отпечатком.
Попросив у Морозова негатив, я попробовал сделать что-то похожее, но даже такой гений фотопечати как Наум Заборов не смог повторить авторского результата. Видимо дело не только в мастерстве, но и в свойствах матовой бумаги, которую использовал А.Морозов, а мы не смогли найти подходящий материал.
Сегодня с помощью компьютера такую картинку можно сделать очень быстро, и она будет гораздо более реалистичной. А то у Морозова получился какой-то «детский» результат. Но получился хоть и наивный, но очень «тёплый». И мне он нравится!