Найти тему

Миллион лет до фотошопа.

Покажу вам интересный снимок.  Это единственная фото-репродукция, за которую я когда-либо заплатил деньги.

Атака, 1967.  Фото: А.П.Морозов
Атака, 1967. Фото: А.П.Морозов

Среди моих знакомых любителей фотографии я не знаю никого, кто бы приобретал репродукции.  Наверное, поэтому Ольга Свиблова (директор ММАМ в Москве) не взяла эту фотографию у Анатолия Павловича Морозова, когда в 2005 году «подчищала» его архив.

Я тоже «побрезговал» этим отпечатком, когда в первый раз в 2003-04 годах отбирал фотографии Морозова для одной фотогалереи.  Взяв у него самые сильные работы, я отложил «Атаку» в сторону и вспомнил о ней только через полгода.  Неожиданно ночью эта фотография «всплыла» у меня перед глазами, и я подумал: «Боже мой, что же я натворил!  Ну, какая разница репродукция это или нет – это просто уникальный отпечаток».

Утром я позвонил Морозову и договорился с ним о встрече.  Анатолий Павлович, встретив меня, тут же обрадовал, что на этой неделе у него сплошные гости.  Буквально два дня назад от Свибловой приехали и забрали все выставочные работы, которые я в своё время не отобрал.

У меня опустилось сердце.  Поняв, что фотография уже у Ольги Львовны, я стал осматривать то что осталось.  «Осталось» пара залитых водой покоробленных отпечатка на картоне.  На всякий пожарный я спросил АП: «Скажите, а тот снимок с лыжниками она тоже взяла?»  И неожиданно услышал: «Нет, она почему-то не стала брать эту фотографию.  А зря – хороший снимок!  Я его куда-то убрал».

Это «куда-то убрал» – я так не радовался самым редким не-репродукциям.  Самое страшное, что мы, начав искать отпечаток, в течение полутора часов не могли его найти.  Уже даже сам А.П. сказал, что, мол, неужели он отдал его вместе с другими работами.  И вдруг я увидел уголок, выглядывающий из-за комода.

Когда у человечества не было «Фотошопа» и цифровых изображений, изменения в фотографии вносились тоже, но с большими усилиями.  Этот отпечаток как раз иллюстрирует дофотошопную историю фотографии.

Атака. Оригинальный отпечаток с негатива.
Атака. Оригинальный отпечаток с негатива.

Со слов автора делал он эту репродукцию следующим образом: сначала напечатал оригинал в очень большом размере с негатива 6х9.  Потом впечатал с отдельного негатива летящие ракеты, выпущенные из «Катюши», высветлив йодом след от ракеты и пропечатав сами ракеты через шаблон.

Прорисовки леса.
Прорисовки леса.

Затем А.П. отнёс отпечаток в студию им. Грекова художникам.  Там они прорисовали участки леса.

После этого он перефотографировал коллаж через увеличитель на широкую плёнку, и с получившегося негатива сделал единственный отпечаток большого размера (60х86 см).

Таким образом, эта репродукция является единственным авторским отпечатком.

А.П. Морозов (1911-2007), 2005 г.
А.П. Морозов (1911-2007), 2005 г.

Попросив у Морозова негатив, я попробовал сделать что-то похожее, но даже такой гений фотопечати как Наум Заборов не смог повторить авторского результата.  Видимо дело не только в мастерстве, но и в свойствах матовой бумаги, которую использовал А.Морозов, а мы не смогли найти подходящий материал.

Сегодня с помощью компьютера такую картинку можно сделать очень быстро, и она будет гораздо более реалистичной. А то у Морозова получился какой-то «детский» результат. Но получился хоть и наивный, но очень «тёплый». И мне он нравится!