Восток, конечно, дело тонкое, но не до такой же степени… Агентства Bloomberg сообщило, что Министерство транспорта Турции намерено с 1 декабря требовать подтверждения страховки у каждого танкера, пересекающего проливы Босфор и Дарданеллы.
За этим на первый взгляд ничем не примечательным сообщением, на самом деле скрывается серьезная для Российской Федерации проблема, с далеко идущими последствиями.
Страхование нефтяных перевозок, действительно, необходимо, — это аксиома.
Случаи бывают разные - авария танкера и последующая, обычно дорогостоящая ликвидация ее последствий.
И тут надо понимать, что в мире давно сложилась порочная практика - более 90% мирового тоннажа морских танкеров обеспечены страховыми услугами международного клуба взаимного страхования судовладельце в International Group of P&I Clubs, базирующегося в Лондоне.
Переводя на доступный язык, - ряд стран таких как США, Великобритания, Швеция, Норвегия и Северная Ирландия, по сути, монополизировали эту отрасль, наделив себя исключительным правом заниматься страховкой всех морских грузов.
Все эти так называемые «страховщики», как вы наверное заметили, из недружественных России стран, и тут надо вам напомнить, что с 5 декабря вступает в силу европейское эмбарго на российскую нефть.
После этой даты, получить заветный полис можно будет лишь при условии, что перевозимая партия нефти продана по цене, не превышающей предельного значения, установленного западными странами.
Однако правительство нашей страны заранее объявило, что Россия не будет продавать нефть по дискриминирующим ценам.
В результате РФ может попасть в замкнутый круг — формально Турция не присоединилась к западным санкциям и не поддержала введение потолка цен на нашу нефть, но без страховки танкеры из Новороссийска окажутся запертыми в Черном море.
Единственным способом получить заветный полис является продажа нефти не выше предельной цены, но как я писал выше от выполнения этих условий, Российская Федерация уже отказалась. Замкнутый круг…
Для справки: всего в 2021 году в России было добыто 524 млн тонн нефти, из них на внешние рынки поставлено 230 млн тонн.
В денежном выражении, по данным ЦБ, нефть обеспечила РФ в 2021 году 110 млрд долларов внешнеторговой выручки, трубопроводный газ в совокупности с СПГ — 63 млрд долл, нефтепродукты — 71 млрд долл.
При этом, по данным ПАО «Транснефть», примерно половина нефти из РФ (114,2 млн тонн) в 2021 году транспортировалась на внешние рынки именно морем.
Вместо эпилога… Если лидер Турции вмешается в торговлю российской нефтью, то появится непосредственная угроза существенного сокращения объемов, переваливающимися в Новороссийске, а потенциально — еще и в Приморске и Усть-Луге.
В России многие замерли в ожидании, окончательное решение за Эрдоганом.
Учтет ли он, все то добро, которое для него сделала Россия или нет.
Примет ли Турция гарантии российских страховщиков или пойдет на обострение, заявляя, что ее устроят только западные, вопрос до декабря остается открытым.
При этом уже сейчас понятно, что Эрдоган давит на Кремль требуя дополнительных уступок в цене на российскую нефть.
Не секрет, что турки хотят нарастить импорт нашей нефти для дальнейшей ее перепродажи.
Что мы можем предложить Турции еще, или вернее - чем можем ее «вразумить» - в перечне разве что туризм, да зерно.
Рычаги у Путина, конечно, есть, но пойдет ли он на обострение, или предпочтет продолжать сотрудничество, ответа на вопрос ждать осталось не долго.