В театре оперы и балета Коми представили «Дон Жуана» Моцарта. Ожидание премьеры затянулось на целый сезон, но стоило того хотя бы из-за оригинальной идеи поместить знаменитого соблазнителя в мир социальных сетей и интернета. Как задумку удалось воплотить на сцене и как «умер» заглавный герой – в материале БНК.
«Дон Жуана» должны были представить еще в прошлом театральном сезоне. Работа над спектаклями тогда велась уже в активной фазе, но премьеру пришлось отложить из-за пандемии коронавируса и международной ситуации.
Перерыв тем не менее не сказался на зрительском интересе – на премьере зал был полон. Затравка была серьезная: и музыка Моцарта, и название, и воплощение.
Новое решение классического «Дон Жуана» предложила режиссер Ольга Полякова еще пять лет назад, когда во Франции был объявлен конкурс на лучшую режиссуру этой оперы (идея прошла в финал, но приз не получила). Спектакль «жил» в социальных сетях: у Дон Жуана были страницы в социальных сетях, куда он выкладывал свои похождения и геолокации. Если герой появлялся к городе, то к нему мог присоединиться любой желающий. Главный дирижер Коми оперы Роман Денисов участвовал в этом спектакле именно в качестве поставщика контента: делал репортаж о прогулках Дон Жуана и «встречах» с девушками. Именно в таком виде – цифровом, виртуальном – предстал этот персонаж уже на сцене театра в Сыктывкаре.
Сценография была очень минималистичной и четко зонированной – под кафе, под залу, под рабочий кабинет Дон Жуана. Большую часть пространства занимали экраны: туда транслировались личные страницы героев, экраны их смартфонов, компьютеров, все переписки, выкладываемые фото.
Гаджеты стали важной частью сюжета. Артисты в современной одежде буквально с ними не расставались. В приложении для знакомств Дон Жуан назначал встречи, смерть Командора транслировалась в прямом эфире, массовка постоянно делала селфи, Церлина в своих соцсетях ставила статус «Помолвлена», драка между Дон Жуаном и Мазетто обыграна как битва в видеоигре, список соблазненных женщин – лента постов с фото, а еду на бал заказывают через приложение.
При всем этом осовременивании музыка Моцарта осталась неименной. Текст арий – телефонных разговоров в контексте спектакля – не изменился, а вот в речитативах вынуждено добавили новые выражения, например, «убрать из друзей» или «добавить в черный список».
Зритель, который разрывался между экраном с перепиской, действиями актеров «в реале», мог не сразу сообразить, что заглавный герой имеет две ипостаси в опере. В программке указано два исполнителя роли Дон Жуана − Андрей Ковалев и Никита Одалин. Но это не солисты из двух составов.
Одалин – это настоящий Дон Жуан. Жалкий и неприятный толстяк, который с охотой соблазняет дам в Сети, но не способен прийти к ним на личную встречу и может лишь наблюдать опять же через гаджеты, погрязший в употреблении нездоровой еды и алкоголя. Ковалев – его более привлекательный внешне аватар, нанятый человек, который по указке заказчика встречается с женщинами.
− Это принципиальная вещь, когда можно за аватаркой скрыть свою настоящую личность. Часто неприглядную, разложившуюся, не следящую за своим здоровьем, ведущую нездоровый образ жизни. Можно создать впечатление успешности, красоты, здоровья, а вместо этого быть человеком, который сидит в своей скорлупе. Мы выбирали артистов так, чтобы подчеркнуть контраст. Нам повезло, что у нас два контрастных баритона, оба из которых певцы, которые справляются с этой сложнейшей партией, − пояснил Роман Денисов.
Даже смерть Дон Жуана от рук Командора цифровая. Это условный вирус, чье вмешательство удаляет страницы, учетные записи и контракты героя, без которых он перестает существовать.
Часть зрителей не была согласна с современным взглядом на оперу, они предпочли закрыть глаза и слушать. Другой он пришелся по вкусу. Роман Денисов уверен, что постановочная группа следовала пути Моцарта:
− Этот спектакль, когда его писал Моцарт, был невероятно новаторским. Мы не имеем право не идти в ногу со временем. Моцарт бы не оценил, если бы мы не сделали его скандальным, не сделали его новым, таким, каким его никто и никогда не видел. Для нашего театра большая честь, что мы поставили спектакль, который может быть даже шокирует кого-то.
Возрастное ограничение: 16+
БНК