Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы добрались до 19-ой главы Евангелия от Луки.
В двадцатой главе Лука не рассказывает ничего нового, а только то, что уже было у других евангелистов.
Сначала история, изложенная у Матфея в 21 главе, а у Марка в 11-ой. Она о том, как фарисеи, книжники и старейшины спросили:
“скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?” [Лука 20:2].
Иисус обещает сказать, если они ответят:
“крещение Иоанново с небес было, или от человеков?” [Лука 20:4].
Вопрошавшие решили, что единственный вариант, который они могут дать - это
“не знаем откуда” [Лука 20:7].
Соответственно, и Христос не стал отвечать им.
Следующий рассказ про злых виноградарей, которым хозяин доверил виноградник, а они побили его слуг и убили сына. Спаситель спрашивает:
“Что же сделает с ними господин виноградника? Придёт и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим” [Лука 20:15-16].
Удивительные люди, находившиеся рядом, говорят, что так поступать не нужно:
“Слышавшие же это сказали: да не будет!” [Лука 20:16].
Я назвала их “удивительными”, потому что во-первых, предложение мне кажется логичным, а во-вторых, у Матфея в 21 главе они сами посоветовали сделать, то что высказал здесь Иисус. Добавлю, что у Марка в 12 главе мнение людей не озвучено. Христос отвечает:
“что значит сие написанное: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла»? Всякий, кто упадёт на тот камень, разобьётся, а на кого он упадёт, того раздавит” [Лука 20:17-18].
Лично для меня логика данного вывода совершенно неясна, но первосвященники и книжники:
“поняли, что о них сказал Он эту притчу” [Лука 20:19]
и
“подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове” [Лука 20:20],
а сами, вероятно, ретировались. Добавлю, что цитата про камень, приведенная Спасителем, из 117 псалма Псалтири.
Иисуса спросили про налог, назначенный кесарем, он посмотрел на монету, обратил внимание на то, чье там изображение и подпись, и ответил:
“отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу” [Лука 20:25].
Тоже самое описывают и евангелист Марк в 12 главе, и евангелист Матфей в 22 главе.
Так же как и следующий эпизод. Саддукеи, которые не верили в воскрешение, спрашивали о судьбе женщины, пережившей семерых мужей, на что Христос сказал:
“чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мёртвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения” [Лука 20:34-36].
Эта цитата дает нам немного информации о посмертной судьбе: люди воскреснут, но не все, а только те, кто достоин, они станут бессмертными и равными Ангелам.
В завершение главы Спаситель задает свой каверзный вопрос о том, как может быть Христос сыном Давида, если тот называет его Господом, так же как у Марка в 12 главе и у Матфея в 22-ой. А еще советует остерегаться лицемерных книжников, как Марк в той же 12 главе, а у Матфея этому посвящена вся 23 глава.
На этом 20 глава Евангелия от Луки завершается. В следующей публикации нас ждет 21-ая.
В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
Культура средневековой Индии - начало здесь
Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь
Культура средневековой Камбоджи - начало здесь
Культура средневекового Таиланда - начало здесь
Культура средневекового Китая - начало здесь
Культура средневековой Японии - начало здесь
Культура средневековой Европы - начало здесь