Найти тему

Знаменитые жены прославленных мужей-3

Нина Жилинская

Художники Нина (1926-1995) и Дмитрий Жилинские (1927-2015) прожили вместе больше 40 лет, которые Дмитрий Дмитриевич считал временем «счастливым, наполненным творчеством».

Дмитрий и Нина Жилинские. 1952 год.Фото из открытых источников
Дмитрий и Нина Жилинские. 1952 год.Фото из открытых источников

Дмитрий Жилинский - выдающийся русский художник, которого часто называют "неоклассиком", ибо он в своей живописи соединил, казалось бы, несоединимое - строгость древнерусской иконописи, возвышенность искусства эпохи Возрождения, жанровость малых голландцев.

Нина Ивановна Жилинская была известный скульптором, работала и в станковой, и в монументальной, и в декоративной скульптуре, одной из первых привнесла в скульптуру пейзаж и натюрморт. В скульптуре она была смелой, экспрессивной, не боялась экспериментов.

Н.Жилинская. Пейзаж. 1968 г. Фото Государственная Третьяковская галерея
Н.Жилинская. Пейзаж. 1968 г. Фото Государственная Третьяковская галерея

Не менее интересны ее живописные и графические работы. Темперамент и энергия у Нины Ивановны проявлялись и в графике: ее рисунки карандашом очень динамичные, в них чувствуется не просто движение, а стремительность, почти вихрь. Даже в недвижимом уже, убитом тетереве на ее рисунке ощущается прерванный полет птицы, как эхо ее небесного движения.

Н. Жилинская. Тетерев. Бумага, карандаш. Рисунок из коллекции Музея Актуального Реализма
Н. Жилинская. Тетерев. Бумага, карандаш. Рисунок из коллекции Музея Актуального Реализма

«Рисунок дает возможность держать глаз в равновесии с мыслью, рукой, возможность открытия законов природы, начала бесконечности, непостижимого, - считала Нина Жилинская. (цитируется по «Дом Жилинских». Каталог выставки, РАХ. М., 1997)

Две женщины на рисунке просто сидят, но и в их, казалось бы, статичных позах скрыто некое внутреннее беспокойство, ощущение драматизма создают острые, быстрые линии, пронизывающие рисунок, как молнии.

Н. Жилинская. рисунок 1977 года. Бумага, карандаш. Работа экспонируется на выставке "Достопримечательности"
Н. Жилинская. рисунок 1977 года. Бумага, карандаш. Работа экспонируется на выставке "Достопримечательности"

Твердая рука скульптора видна в рисунке храма: четкость конструктивных линий парадоксально сочетаются с вниманием к декоративным элементам и деталям. И - устремленность вверх, ввысь, в небо.

Н. Жилинская. Рисунок 1976 года. Из собрания Музея Актуального Реализма. Экспонируется на выставке "Достопримечательности"
Н. Жилинская. Рисунок 1976 года. Из собрания Музея Актуального Реализма. Экспонируется на выставке "Достопримечательности"

Эти рисунки Нины Жилинской выполнены в 70-е годы, еще до ее болезни, из-за которой художница могла рисовать, но работа скульптора стала для нее невозможной.

Дмитрий Жилинский часто писал своих близких - мать, супругу, детей, друзей и их детей. Это всегда оставалось характерной чертой его живописи. Нину он неоднократно рисовал и за работой (картина "Художник и модель"), и на отдыхе ("У моря. Семья")

Д.Жилинский. Художник и модель. 1971. (фрагмент) ГТГ
Д.Жилинский. Художник и модель. 1971. (фрагмент) ГТГ
Д. Жилинский. У моря. Семья. 1968. ГТГ
Д. Жилинский. У моря. Семья. 1968. ГТГ

В одном из интервью супруг вспоминал: «Последние десять лет, когда она не могла по болезни заниматься скульптурой, а рисовала и писала только левой рукой, для меня особенно дороги. Я чувствовал как бы необходимость моего существования, ежечасного присутствия рядом с любимым человеком, работавшим как художник до последнего дня».

Друзья и члены семьи вспоминают Нину Ивановну как человека бескомпромиссного, прямого, не зависящего от чужих мнений. И очень искреннего как в жизни, так и в искусстве.

Дмитрий Дмитриевич Жилинский надолго пережил Нину Ивановну, он женился вторично и в новом браке у него родился сын. Их общая с Ниной дочь Ольга Дмитриевна – тоже художница, продолжает дело своих знаменитых родителей.