Рисунок гипсовой головы — одно из самых распространенных заданий в художественных школах и на вступительных испытаниях в художественные вузы, но согласитесь, это единственный необходимый навык. О технике фотореализма и преодолении страхов художника рассказывает учитель визуальных искусств Светлана Лядова.
«Наша работа с автопортретом преследует сразу несколько задач. Так мы изучаем тему тона, света и тени предмета, исследуем различные способы тонировки объектов: штриховка, создание тона точками, геометрическими фигурами и пересекающимися. Также мы учимся работать с различными графическими материалами: углем, соусом, тушью и черной пастелью, мягким графитом.
Потом мы делаем первый шаг в сторону изучения темы портрета и изображения человека. Но здесь мы учимся не как рисуются отдельные части каждой черты лица, а именно изучаем тему распределения света и тени на лице, чтобы достичь схожести. Эта работа делается на большом формате, и для тех, кто привык работать на небольшом листе, А4 или А3, — существенный вызов.
Решиться рисовать себя, смотреть на себя и показывать собственные изображения другим психологически сложно, но для художника важно преодолеть этот страх и работать с собой как с внешним, так и с внутренним миром.
Кроме того, мы обсуждали технику переноса изображений с маленького формата на большой (это когда изображения делятся на одинаковые квадраты и затем содержимое маленького квадрата аккуратно по пропорциям переносится на большой). Здесь темой занятия было изучение творчества американского художника Чака Клоуза, который работал в технике фотореализма. Он фотографировал модель, а потом, используя методику переноса, вручную увеличивал изображение на очень большой формат.
Чак кропотливо работал с тоном, светом и тенью, и по итогу получалась очень фотореалистичная графическая работа. В возрасте около тридцати лет он стал частично парализован: у художника нарушилась мелкая моторика рук, он уже не мог делать произведения такой же высокой точности, поэтому он начал использовать собственную технику написания картин. Он также разделял картины на квадраты, но каждый квадрат заполнял абстрактном пятном, соответствующий тону общего изображения. Вблизи работа выглядела как хаотичная мозаика, но если посмотреть издалека, изображение складывается в реалистичный портрет.
Таким образом, Чак Клоуз послужил для нас вдохновением к этому занятию и в целом стал примером преодоления сложностей».
На фото работы, выполненные студентками Полиной Клименко, Миллой Жулиной и Умай Тагиевой.