Забавная закулисная деталь и очень практичная предыстория одной из самых узнаваемых фотографий периода позднего СССР.
Фотографию "Свадьба XXI века" видели, наверное, практически все. Сюжет у неё запоминающийся:
Её автор - знаменитый российский фотожурналист Анатолий Александрович Жданов, большой художник и уважаемый мастер. В конце 80-х он был очень юн и совсем малоизвестен. А ещё - собирался жениться. Но свадьба в последний момент расстроилась, и от невесты осталось только модное подвенечное платье.
"Не пропадать же добру, - практично рассудил Жданов. - Не послужило любви - пусть послужит хотя бы искусству".
И задумал снять серию фотографий о грядущей экологической катастрофе, к которой неумолимо движется человечество. Трогательный образ невесты на фоне мрака и жути должен был подчеркнуть идею и усилить эмоциональное воздействие.
В этот период Анатолий работал фотокорреспондентом при группе советских войск в ГДР. Договорился с командиром роты о "творческом сотрудничестве". Построили солдат в ОЗК, зажгли дымовые шашки - получился вполне убедительный, зловещий и чадящий постапокалипсис. Оставалось найти кого-то на роль невесты.
Тут и кроется упомянутый забавный секретик - без особых заморочек свадебное платье надели на самого командира. А что? Через ОЗК всё равно ничего не разглядеть :)
В итоге серия удалась. Драматичная, прямолинейная, с легко читаемым смыслом. Журнал "Советское фото" частично опубликовал её в октябрьском номере за 1989 год под общим названием "Предостережение". Кадр со свадьбой в ней стал самым запоминающимся и узнаваемым.