К концу 18-го века некогда могущественная Испания ослабла. Непорядок с престолонаследием, вырождение Габсбургов, а затем и Бурбонов, растущее отставание в экономическом развитии вывели Испанию из разряда сверхдержав. Но у нее оставались огромные и богатые колонии, особенно в Новом свете. Большая часть Южной Америки, кроме Бразилии и небольших анклавов французов, британцев и голландцев, принадлежала Испанской колониальной империи. Отсюда в метрополию шел поток золота, серебра и различных колониальных товаров. Десятки тысяч испанцев, в основном обедневших идальго и простого рабочего люда, переселялись в американские колонии, плодились и размножались, смешиваясь с местными индейцами.
После Великой Французской революции 1789 года Испания вместе с остальными европейскими монархиями начала войну с революционной Францией, была разбита и по договору в Сан-Ильдефонсо (1796) обязалась воевать вместе с французами против Англии. В итоге при Трафальгаре в 1805 года Испания потеряла свой самый боеспособный флот.
Устав от бессильного союзника, Наполеон идет на решительный шаг, меняет испанского короля на своего старшего брата Жозефа. В результате в стране начинается партизанская война против захватчиков (герилья), а на полуострове высаживается английская армия. Метрополии становится не до колоний, благо, и флота уже нет и коммуникации заблокированы английским флотом.
Для Великобритании Испания оставалась многовековым соперником, а ее южноамериканские колонии не давали лордам спокойно спать еще с пиратских времен. Премьер-министр Уильям Питт -младший согласовал коммодору Попхэму (Sir Home Riggs Popham) (1762-1820) планы по отжиму колоний у французских союзников. В январе 1806 года Попхэм с небольшой эскадрой заставил голландцев передать британской короне Капскую колонию. Окрыленный успехом он нацелился провернуть аналогичный трюк в устье Ла-Платы, захватив Буэнос-Айрес.
С собой Попхэму дали 71-й пехотный полк (Хайлендерский, Горцы МакЛеода), 16 драгун 20-го (легкого) драгунского полка и 4 полевые пушки. Еще 2 пушки, 300 солдат и 100 артиллеристов он одолжил "на верное дело" у губернатора острова Святая Елена. Командовал десантом генерал Уильям Бересфорд (Sir William Carr Beresford) (1768-1854). Эскадра Попхэма состояла из 6 кораблей и 4 транспортов с 2100 солдат на борту. 8 июня эскадра Попхэма высадила недалеко от города всю артиллерию и конницу, а также 1600 солдат.
Испанский гарнизон Буэнос-Айреса составлял около тысячи солдат, боевых кораблей местный губернатор вообще не имел и когда 26 июня 1806 года англичане атаковали город, после пары залпов престижа гарнизон капитулировал. Британцы потеряли одного убитым и 13 ранеными, захватили 86 орудий и принялись самозабвенно грабить богатый торговый город. Казну, которую Собремонте пытался вывезти из города, перехватили драгуны и конная пехота.
Вице-король Рио-ла-Плата маркиз Рафаэль де Собремонте (Rafael Nunez-Castillo-Angulo-Bullon de Arellano Sobremonte) (1746-1827)и командующий береговой обороной города Сантьяго Антонио Мария де Линье-и-Бремон (Santiago de Liniers de Bremond) (1753-1810) бежали из Буэнос-Айреса. Собремонте призвал войска и население к сопротивлению захватчикам. Линье, получив в Монтевидео около тысячи солдат и ополченцев, начал набор добровольцев в новую армию.
Часть бойцов двух кавалерийских полков провинции («Blandengues» и «Regimiento de Dragones de Buenos-Aires») не признала капитуляцию и ушла в партизаны. В фортах Шаскомус (Chascomus), Сальто (Salto), Рохас (Rojas) и Лухан (Lujаn) под Буэнос-Айресом подполковник Пуэйрредон (Juan-Martin de Pueyrredon) (1777-1850) начал сбор добровольцев для борьбы с англичанами.
Полковник Хосе Мелиан в своих «Исторических заметках» вспоминает : «Вскоре мы нашли каудильо. Дон Хуан Мартин де Пуэйрредон дал нам слово, которое мгновенно нашло отклик среди всех наших друзей. день в Чакарита-де-лос-Колегиалес. Оттуда нам было бы легко начать кампанию».
Из-за отсутствия единой униформы местный приходской священник Висенте Монтес Карбальо снабдил добровольцев голубыми и белыми лентами длиной тридцать восемь сантиметров (цвета Богородицы, «меры Богородицы»), который с тех пор стал элементом идентификации и национальными цветами Аргентины.
Финансирование создаваемого кавалерийского корпуса шло на личные средства Пуэйрредона и деньги богатого астурийского купца Барраганьи (Diego Alvarez Barragana). Добровольцы получали компенсацию 4,5 реала в день. К концу июля 1806 года удалось набрать около 800 добровольцев-кавалеристов и 31 июля они устроили лагерь на ферме Пердриэль (Perdriel) в 20 километрах к северо-западу от Буэнос-Айреса.
Британцы получили информацию об этом и 1 августа 1806 года лагерь повстанцев был атакован отрядом Бересфорда из 600 стрелков 71-го полка шотландских горцев. Повстанцы были разбиты и рассеяны, остатки отряда Пуэйрредона 10 августа присоединились к войскам Линьера и Собремонте.
12 августа при поддержке местного населения начался штурм Буэнос-Айреса. Кавалеристы Пуэйрредона отличились при атаке на Главную площадь (Plaza Mayor). 20 августа Бересфорд капитулировал. Оккупация продлилась 46 дней.
Попхэм же увел свои корабли в море и остался ждать обещанного Англией подкрепления.
В этот раз Линьи, 14 августа 1806 года назначенный главнокомандующим, показал себя хорошим организатором, к концу октября были сформированы пехотный батальон Буэнос-Айреса (894 человека), добровольческий кавалерийский полк Буэнос-Айреса (724 человека), артиллерийская рота Буэнос-Айреса (1142 человека) и милицейские части (1575 человек). К началу ноября 1807 года гарнизон Буэнос-Айреса насчитывал 7255 штыков и сабель при 86 орудиях, по другим данным до 8500 человек, в основном креолов, которым ранее оружие доверять опасались.
Пуэйрредону доверили формировать кавалерийский полк. Его так и назвали-«Гусары Пуэйрредона» (Husares de Pueyrredon). Полк состоял из трех, затем четырех, именных эскадронов.
- 1-й эскадрон (Primer Escuadrоn de Husares Voluntarios Urbanos) или «Гусары Короля» (Husares del Rey) (166 сабель), им командовал сам Пуэйрредон.
- 2-й эскадрон (Segundo Escuadrоn de Husares Voluntarios Urbanos) или «Адские гусары Виваса» (Husares infernales de Vivas) (186 сабель) под командой подполковника Лукаса Виваса (Lucas Vivas).
- 3-й эскадрон (Tercer Escuadrоn de Husares Voluntarios Urbanos) или «Адские гусары Нуньеса» (Husares infernales de Nunez) (181 сабля).
5 сентября 1806 года все ветераны сражения при Пендриэле и освобождения Буэнос-Айреса были награждены специальной медалью.
- В ноябре 1806 года был сформирован 4-й эскадрон (Cuarto Escuadrоn de Husares), названный «Стрелками Королевы» (Cazadores de la Reina) или «Карабинерами Герреры» (Carabineros de Herrera) (219 сабель) под командой подполковника Диего Геррера (Diego Herrera).
Основную массу бойцов составляли уроженцы провинции Буэнос-Айрес, но заметно было присутствие дезертиров из корпуса Бересфорда (немцы, голландцы, ирландцы).
Пуэйрредона в ноябре 1806 года отправили в метрополию, решать вопрос поддержки колоний. Командование полком перешло к капитану Мартину Родригесу (Martin Rodriguez) (1771-1845). К началу марта 1807 года эскадроны были приведены к единому штату- четыре роты, 203 сабли. Полк был расквартирован в Монтевидео.
Комплектовался он из зажиточных граждан, способных полностью обеспечить себя снаряжением.
Другими кавалерийскими подразделениями ополчения были кинтеро и лабрадоры ( Антонио Лучано де Баллестер, 332 человека), мигелетес ( Алехо Кастекс , 193 человека), карабинеры Карлоса IV ( Бенито Ривадавия, 190 человек) и эскорт Линьера ( Хосе Диас , 71 человек).
Гусары 1-го эскадрона носили синие брюки и синюю куртку с серебряными шнурами, воротник красный, синий кивер с козырьком и красным плюмажем;
у гусар 2-го эскадрона синяя куртка с серебряными шнурами и белым воротником, белые брюки и белый плюмаж на кивере, красный пояс;
в 3-м эскадроне зелёные брюки, зелёная куртка с жёлтыми перекрещенными шнурами и жёлтым воротником, синий кивер, плюмаж жёлтый с зелёным верхом;
у гусар 4-го эскадрона синие жилет и брюки, красная куртка с белыми перекрещенными шнурами (у офицеров шнуры жёлтые) и красным воротником, чёрная кожаная каска (sombrero de la gorra) с белым гребнем и зелёным плюмажем;
гусары всех эскадронов носили в петлице бело-синюю ленту – цвет флага независимой Аргентины.
На вооружении полка были испанский мушкет образца 1792 г., испанский мушкет образца 1803 г., испанский карабин образца 1775 г., испанский пистолет образца 1800 г., сабля Блюхера, штык-нож к испанскому мушкету.
5 января 1807 года в устье Ла-Платы появилась новая британская эскадра контр-адмирала Чарльза Стерлинга. Вместе с остатками корпуса Бересфорда под командой бригадного генерала сэра Сэмюэла Окмати оказалось 6300 солдат. На этот раз британцы атаковали Монтевидео. 20 января английские войска подошли к стенам города, где были атакованы шестью тысячами испанских кавалеристов. Британская пехота встретила атаку в каре и испанцы отступили, потеряв до 300 человек убитыми и ранеными.
Несмотря на серьезные укрепления города британские 24-фунтовые пушки пробили в стене брешь и ночью 2 февраля англичане вошли в город, где завязались упорные бои с большими потерями обеих сторон. Упрямство англичан превозмогло, Собремонте с гарнизоном капитулировал. Часть гарнизона ушла из города на лодках. Британцы заказали еще 4000 человек подкреплений и вознамерились захватить не только Рио-Ла-Плату, но и Чили. Командовать парадом был назначен генерал-лейтенант Джон Уайтлок (Whitelocke John) (1757-1833), прибывший в Монтевидео 10 мая.
Полк активно участвовал в отражении второго вторжения англичан генерала Уайтлока, начавшегося весной 1807 года. 3-й эскадрон гусар в составе войск полковника Элио (Francisco Javier de Elio) (1767-1822) 7 июня 1807 года неудачно принял участие в сражении против полковника Пака (Denis Pack) (1772-1823) при Сан-Педро (San Pedro).
У Элио было 2000 человек и 8 орудий, у Пака 1500 солдат. Испанцы занимали удачную позицию на холме, на другом берегу глубокой болотистой речки.Британцы тем не менее атаковали, под огнем пушек, вброд через реку. На другом берегу они сбили отряды испанской пехоты, оставшиеся без поддержки конницы. Испанцы потеряли 120 человек и все пушки. Англичане не досчитались 48 солдат. Многие из них стали жертвой испанского лаки-шота, когда испанцы попали в пороховой склад английского лагеря. Но Элио это не помогло.
Остальные эскадроны под командованием генерала Линье сражались 2 июля 1807 года при Мизерере (Miserere), а затем участвовали в блокаде британских сил в Буэнос-Айресе. В Буэнос-Айресе после падения Монтевидео власть сменилась. Собремонте был лишен должности вице-короля, местный нобилитет (с Испанией связи не было) назначил новым вице-королем Линье.
Тем временем, оставив гарнизон в Монтевидео, Уайтлок двинулся с 13,5 тысячами солдат на Буэнос-Айрес. Высадка состоялась 27 июня в местечке Энсенада-де-Барраган. Путь до города оказался непростым, более 2-х миль пришлось идти и тащить пушки по болоту практически на руках. 29 июня британский авангард был обстрелян испанскими драгунами.
3 июля английские войска пошли на штурм. Мощным ударом на северном фланге английские стрелки захватили здесь испанские пушки и ворвались на окраины города. Однако, в ситуацию вмешался дождь. Подкрепления егерям Кроуфорда отправлены не были. С другой стороны и Линье из-за раскисших дорог не мог укрепить свой пострадавший фланг.
5 июля британцы предложили Линье капитулировать, но получили вежливый отказ.
«По поручению генерала дона Сантьяго де Линье я отвечаю вам на письмо, переданное с вашим парламентёром и предлагающее сдачу нашей столицы. Генерал Линье скромно отказывается от вашего предложения, равно как и от сдачи оружия нашим гарнизоном и сообщает вам, что у него достаточно солдат, находящихся под командованием мужественных и умелых командиров, полных желания либо умереть за Родину, либо уничтожить вас. Для нас настало время проявить свой патриотизм.С уважением,Всегда Ваш Полковник Элио».
5 июля Уайтлок начал общий штурм. На этот раз войска наступали колоннами по всему фронту вдоль основных улиц. Линье к этому времени превратил город в крепость, наладил связь и маневр. Началось избиение англичан по частям на изолированных друг от друга улицах. К 11-00 сдались окруженные 36-й и 88-й полки. Знаменитый 95-й полк попал в огненный мешок у колледжа иезуитов и едва смог отступить. Кроуфорд капитулировал в 16-05.
Около 17-00 Уайтлоку предложили сдаться. Английские потери на тот момент составляли 401 человек убитыми, 649 ранеными и 1924 пленными. У англичан в плену было до 1000 испанцев и 30 захваченных орудий.
В итоге стороны договорились. Пленных поменяли всех на всех, а Уайтлок обязался уйти и покинуть Ла-Плату через два месяца.
31 июля 1807 года гусары под командой полковника Элио в Монтевидео контролировали эвакуацию английских войск.
После изгнания англичан декретом Военной Хунты (Junta de Guerra) от 23 июля 1807 года 1-й эскадрон гусар Пуэйрредона был присоединён к регулярной армии. Он получил почетный знак с надписью «Педриель 1 августа 1806». Остальные продолжали считаться добровольческими подразделениями. Декретом Верховной Хунты Севильи (Junta Suprema de Sevilla) от 13 января 1809 года офицеры гусарского полка были повышены в чинах, Лукас Вивас (Lucas Vivas) и Томас Кастельон (Tomаs Castellon) стали подполковниками. Десятки человек стали младшими лейтенантами, лейтенантами, капитанами и майорами.
11 сентября 1809 года указом главнокомандующего генерал-лейтенанта Киснероса де ла Торре (Baltasar Hidalgo de Cisneros de la Torre) (1758–1829) 2-й, 3-й и 4-й гусарские эскадроны были реорганизованы в лёгкую пехоту, в частности в батальон «Егерей Карлоса IV-го» (Cazadores de Carlos IV).
1-й эскадрон получил 3-ротную организацию (всего 150 сабель) и название «Гусары Короля» (Husares del Rey). После Майской революции 1810 года указом от 29 мая 1810 года «Гусары Короля» получили статус «Заслуженного подразделения» (Unidad Veterana) и название «Гусары Отчизны» (Husares de la Patria).
9 июня 1810 года "заслуженный" эскадрон был преобразован в полк с усилением за счёт солдат полка Драгун Буэнос-Айреса (Dragones de Buenos Aires).
Следствием британских вторжений стал рост самосознания местного населения, осознавшего возможность самостоятельно решать все вопросы, в том числе и оборонные, без помощи метрополии.
Британцы же осознали недостаток сил отбить у испанцев такие обширные колонии и поменяли стратегию. Действуя через местных лидеров они спонсировали сепаратизм, помогая революционерам в ходе освободительных войн избавить южную Америку от власти испанской короны. А уж молодые, неопытные и нуждавшиеся в деньгах государства стали клиентами Банка Англии и марионетками британских властей.
Кстати, в 1813 году Кадисская Хунта (союзники Великобритании против Наполеона) обратилась к Англии с просьбой вернуть те 1,2 млн песо, которые Попхэм захватил в Буэнос-Айресе. Ответ британцев был крайне прост: они считают эти деньги платой за торговую монополию Испании в колониях, и этот миллион — лишь малая компенсация упущенной англичанами прибыли.
В начале войны за независимость Аргентины 50 гусар полка под командой лейтенанта Антонио Родригеса (Antonio Rodriguez) приняли участие в экспедиции в Верхний Перу, отличились при изгнании роялистов из города Тупиза, в сражениях 27 октября 1810 года при Котагаите, 7 ноября 1810 года при Суипаче, 20 июня 1811 года при Гуаки и 20 февраля 1813 года при Сальте. Полк был развернут в четырех эскадронах по три роты (17 офицеров и 103 солдата в каждой, с 1814 года 4 офицера, 18 унтер-офицеров и 83 солдата в каждой роте).
16 декабря 1813 года в составе патриотической армии были также сформированы новые части- «Гусары Свободы» (Husares de la Libertad), 13 июля 1814 года – «Гусары Гвардии» (Husares de la Guardia), переименованные 21 февраля 1815 года в «Гусары Объединения» (Husares de la Union) и в октябре 1816 года – «Гусары Тукумана» (Husares de Tucuman).
Хуа́н Марти́н де Пуэйрредо́н и О’До́ган в 1816 году был выбран в качестве первого главы государства будущей Аргентины ( тогда «Объединенные провинции Рио-де-ла-Плата»).
Следы полка Гусар Пуэйрредона теряются в анархии 1819-1823 годов, охватившей страну. 1 октября 1820 года провинция Буэнос-Айрес создала на основе своих Husares of Buenos Aires, часть, через которую преемственность Husares of Pueyrredon перешла к действующему 10-му танковому кавалерийскому полку «Húsares de Pueyrredón» аргентинской армии. Он считается вторым старейшим кавалерийским полком в истории аргентинской армии после полка Бланденге (Cuerpo de Blandengues de la Frontera de Buenos Aires).
*иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам