Дедовский способ сдать экзамен
Мне было нечего терять, так как я пропустил три лекции по генетике, а академик Котов таких шуток не прощал. Поэтому я смело зашёл в аудиторию первый, пока отличницы тряслись с учебниками в коридоре. Наверное, академик подумал, что я с похмелья, глядя на моё опухшее лицо. Но на самом деле в этот раз я не пил ничего, кроме чифира. Чифир и генетика - вот как прошла эта дикая ночь.
За ночь я, если не ошибаюсь, осилил половину учебника. Много это или мало? Я не давал оценок. Как солдат, который от усталости, равнодушен ко всему происходящему, совершенно безэмоционально потянул я билет...
- Ну, что? - вытаращенные глаза старосты казались ещё больше из-за огромных очков.
Девчонки обступили меня со всех сторон, едва я вывалился в коридор.
- По-моему, четвёрка...
- Не может быть!!! - полетело со всех сторон.
Я тоже на всякий случай заглянул в зачётку. Может, меня с чифира переклинило? Нет, точно четвёрка... И насвистывая песенку "Алисы" про танец на палубе тонущего корабля, я направился на свободу. С чистой совестью и чистой памятью, в которой уже не значилось ровным счётом ничего из того, что читалось накануне...
Об этом эффекте - прочитал, сдал, забыл - рассказывают часто. Оказывается причины этого феномена были установлены ещё в начале прошлого столетия советскими психологами.
Эффект Зейгарник
Блюма Вульфовна Зейгарник - фигура довольно знаменитая в отечественной психологии. Её считают основоположником советской школы патопсихологии и одним из создателей психфака МГУ. Но действительно мировую славу она получила за свою работу, посвящённую особому эффекту, названному в её честь.
Речь идёт о способности человека хорошо запоминать прерванные действия.
Представьте себе такой эксперимент. Человек в течение получаса решает какие-то идиотские задачки, сидя за партой. Его иногда прерывают, переключая на следующее задание. А в конце эксперимента спрашивают:
- Ну, что, дАрагой, какие задания ты решал за это время?
Тот удивлённо чешет в затылке, силясь вспомнить. И вспоминает в первую очередь то, что не успел сделать и те упражнения, на которых его прервали.
Так работает наша память: нам не нужно удерживать в голове ВСЁ. Нужно помнить лишь то, что актуально. Пока экзамен не сдан - важно помнить. Когда сдан - пора забыть и освободить место для чего-то более актуального...
Отсюда вывод: наиболее эффективная учёба идёт только тогда, когда она тесно связана с реальной практикой, и практика постоянно ставит всё новые и новые задачи, актуализируя получаемое знание.
Рудияр
Общаюсь с подписчиками в своём клубе ВК