Часто причиной безуспешных попыток наладить стабильные продажи салонных услуг становятся простые упущения в финансовом учёте и отсутствие стратегического планирования.
Почему бизнес теряет деньги, как повлиять на рост прибыли и создать постоянный поток клиентов — рассказывает основатель сети салонов красоты My Iris и академии Beauty Education №1 Ирина Михина.
Что объединяет большинство салонов красоты с нестабильной и убыточной деятельностью
Нерентабельные услуги, направления и ценовой сегмент
Трудоёмкие услуги или процедуры оказываются за сравнительно низкий чек. Чтобы удержаться на плаву, салоны красоты стараются постоянно привлекать клиентов акциями и большими скидками.
Ошибки в ассортименте и в соотношении между ценой и качеством
Сюда относятся неправильно выстроенные приоритеты по продажам — например, рекламируются наименее рентабельные услуги, отсутствует выгодное предложение востребованных процедур. Качество сервиса не соответствует запросам, желаемому или заявленному уровню.
Оклад и завышенный нерентабельный процент в качестве зарплаты мастеров
Итоговая сумма оплаты не соответствует реальному результату месячной работы.
Кассовые разрывы и дотационная игла
Владельцы бьюти-бизнеса затыкают финансовые дыры собственными или кредитными средствами, но не устраняют истинные причины нехватки денег.
Отсутствие грамотного планирования и дисциплины в учёте
Расчёты ведутся в заметках, тетрадях или на подручных листках бумаги. Расходы копятся как один большой снежный ком и не имеют рациональных критериев учёта.
Чтобы не оказаться в заложниках затянувшегося кассового разрыва, важно вести грамотный учёт денежных средств, анализировать, рассчитывать и планировать работу салона красоты на постоянной основе.
Чем чреват финансовый учёт на коленках и как выстроить новую систему учёта
Независимо от ниши и сферы деятельности бизнес — это всегда цифры. Если не отслеживать доходы и расходы в динамике по каждому направлению и вести кассу, расходы и налоги на подручных бумажках или в тетрадях — это чревато убытками или банкротством, вопрос только во времени.
Важно учитывать и анализировать детали: имеет большое значение каждый потраченный и заработанный рубль. Иначе вести деятельность выше точки безубыточности и выходить на новые масштабы бизнес не сможет.
Какие ошибки в финансовом учёте салонов красоты в долгосрочной перспективе ведут к прямым убыткам
Выручка за разные услуги учитывается вместе
Сложно отследить, на чём конкретно салон зарабатывает, а какие услуги давно нерентабельны. Например, при достаточно высокой недельной выручке салона запись к парикмахеру и мастеру маникюра была полной, тогда как визажист проработал практически вхолостую, обслужив всего 3 посетителя.
Оплата услуг от клиентов считается прямой прибылью
Успешнее окажется не тот бизнес, что приносит больше денег, а тот, у которого после вычета всех расходов чистого дохода останется больше.
Ценообразование
Затраты на рекламу и маркетинг, амортизация оборудования, аренда помещения и коммунальные платежи считаются отдельно и не закладываются в себестоимость услуг. К примеру, если сделать акцию «Маникюр плюс покрытие гель-лаком за 1 000 рублей», эта тысяча должна покрывать не только привычные расходы, такие как стоимость расходников, аренды и труда мастера, но и рекламные листовки, массовые директ-рассылки, новые баннеры с вывеской акции у входа в салон.
Учёт кассы, клиентов, расходов в тетрадях или в Excel-таблицах
Человеческий фактор очень коварен: записи могут легко потеряться, важные моменты в спешке забыться, а нанятый управляющий и вовсе может уволиться и прихватить с собой клиентскую базу.
Первым шагом к упрощённой и современной системе учёта может стать внедрение CRM-систем — специальных программ, которые помогают:
- принимать брони и подтверждать запись на услуги;
- вести учёт посещений клиентов и объёмов продаж по выбранным периодам;
- контролировать работу администраторов: обзвоны и переписки, полное пред- и послепродажное клиентское сопровождение;
- запускать рассылки по рабочим площадкам: социальным сетям, мессенджерам, сайту, электронной почте;
- настраивать рекламу, выбирать и отсеивать наилучшие каналы для привлечения лидов и целевой аудитории;
- формировать отчётность и анализировать базовые показатели.
Разновидностей CRM-систем существует много, для каждой ниши и компании можно подобрать свои уникальные настройки, подключить виджеты и приложения.
→ Скачать шаблон финансового планирования салона красоты можно здесь.
Как оценить жизнеспособность бизнеса и провести финансовую ревизию самостоятельно
Если салон красоты не приносит прибыли, самое время провести аудит: оценить текущее состояние, найти уязвимые места и выстроить план по их устранению.
В отличие от больших предприятий и компаний, где аудиторские проверки носят выборочный характер, аудит салона красоты может затронуть все направления деятельности:
- позиционирование и концепцию бренда;
- квалификацию и качество предоставляемых услуг мастерами;
- стиль общения и качество сервиса администраторов и управляющих,
- рекламную и маркетинговую деятельность;
- финансовые показатели и рентабельность: анализ расходов, доходов и объёмов продаж.
Оценка конкурентоспособности салона красоты производится по результатам экономической деятельности. Как правило, салоны имеют небольшое количество статей доходов-расходов и простой учёт. Выручка признаётся в день поступления денежных средств в кассу, поэтому анализ не требует особых математических или бухгалтерских навыков.
Процесс можно разделить на три основных этапа.
- Собираем данные по всем статьям доходов и расходов
Необходимо определить, сколько выручки поступает в кассу за конкретный период — месяц, квартал или год — и за какие услуги, сколько уходит на зарплату сотрудников, расходные материалы, аренду помещения, рекламу, коммунальные и другие платежи.
2. Подсчитываем ресурсы, доходность и прибыль
Если салон использует CRM-систему, считать самостоятельно ничего не нужно: программа позволяет выгрузить готовый свод отчётности за любой заданный период.
Самостоятельно показатели можно рассчитать по следующим формулам ↓
К затратам относим все статьи расходов: зарплаты администраторов и мастеров, аренда помещения или рабочих мест, амортизация оборудования, налоги и коммунальные платежи, расходные материалы для прямых услуг и для санитарного обслуживания салона, визитки, комплименты клиентам: чай, кофе, печенье, салфетки, фирменные пакеты.
где:
- N — количество рабочих мест или мастеров;
- AP (average price) — средняя стоимость услуги;
- MC (maximum of clients) — максимально возможное число клиентов в день;
- WD (working days) — количество рабочих дней в выбранном периоде.
Например:
Максимальная дневная выручка мастера перманентного макияжа = 1 место * 4 000 рублей * 3 татуажа в день.
Максимальная месячная выручка мастеров маникюра = 3 стола * 5 клиентов в день * 1 200 рублей * 30 дней.
Этот показатель можно увеличить на 10–30% за счёт планируемых допродаж, например, средств для домашнего ухода после процедуры. Один из работающих инструментов допродаж — предложить клиенту сразу записаться на следующую процедуру, чтобы скорректировать маникюр или нарощенные волосы, постричься, обновить цвет волос спустя 2–3 недели.
где:
- N — количество рабочих мест или мастеров;
- AP (average price) — средняя стоимость услуги;
- RC (real clients) — реальное число посещений клиентов в день;
- WD (working days) — количество рабочих дней в выбранном периоде.
Минимальный порог доходности салона красоты должен быть не ниже 20% — в противном случае бизнес считается нерентабельным.
Точка безубыточности показывает, сколько и с каким чеком салону красоты нужно оказывать услуг, чтобы выходить в ноль и закрывать постоянные расходы.
3. Анализируем результаты
На этом этапе появляется понимание, сколько средств уходит на текущие операционные расходы, имеют ли услуги салона достаточный для нормальной жизнедеятельности спрос, какие услуги и направления деятельности приносят прибыль, а какие убытки.