Уверена, что купить билет в Эрмитаж стоит хотя бы только для того, чтобы посетить Зимний дворец и увидеть его роскошную барочную многомаршевую Главную лестницу, созданную архитектором, к которому благоволила императрица Елизавета Петровна, Бартоломео Растрелли (1697 - 1771гг.). Стоит отметить, что сооружение таких внутренних лестниц являлось новшеством для тех лет, так как обычно лестницы строили либо наружными, либо прятали в толщине стен.
Главная лестница со временем стала именоваться Посольской - послы иностранных делегаций поднимались в парадные залы для различных аудиенций, а уже после революции и открытия в стенах дворца музея, с лёгкой руки экскурсоводов - Иорданской. Название ушло в народ и прижилось, хотя с точки зрения истории не верно. Иорданскими назывались подъезд и галерея, и в праздник Крещения члены царской семьи спускалась по Главной лестнице к иордани (специальная прорубь), которую обустраивали в замершей Неве, где проводился обряд водосвятия как раз напротив Иорданского подъезда Зимнего дворца.
По проекту Растрелли:
- лестница стала двусветной, т.е. когда в интерьере зального типа с высотой стен в два этажа используются два яруса окон не разделённых перекрытием - ярким примером такого решения является Мраморный зал Мраморного дворца;
- второй ярус стен украсили аллегорические статуи, олицетворяющие Правосудие, Милосердие, Воинскую доблесть, Процветание торговли, а также барельефы в виде знамён и воинских трофеев;
- на верхней площадке лестницы устроена галерея, в обрамлении сдвоенных колонн;
- перила и балюстры лестницы, вазоны, а также базы колонн планировалось сделать из золочёной меди; стены должны были быть выкрашены в розовый цвет, а лепные рокайли оставались бы белыми, НО в итоге стены и деревянные колонны облицевали искусственным розовым мрамором, а рокайли позолотили;
- роспись плафона заказали мастеру венецианской школы итальянскому живописцу Франческо Сальваторе Фонтебассо (1707-1769гг.)
Пожар 1837 года и реконструкция
В декабре 1837 года, в результате пожара полностью выгорели второй и третий этажи Зимнего дворца, в том числе интерьеры Растрелли, Кваренги, Монферрана, Росси и других знаменитых художников-оформителей; безвозвратно погибли многие рукописи и хроники, относившиеся к различным событиям российской истории (восстание декабристов, русско-турецкие войны и т. д.), навсегда утрачены многочисленные произведения искусства и быта. Пожар длился около 30 часов, зарево было видно в 60 км от места пожара, а само здание тлело почти три дня.
Пострадала, конечно, и парадная лестница...И если другие интерьеры дворца подлежали пересозданию, то относительно восстановления Главной лестницы император Николай I дал распоряжение:
парадную лестницу возобновить совершенно по-старому
И при этом
заменить верхние колонны мраморными или гранитными
Проект реконструкции Василия Стасова
Восстановление интерьеров Зимнего дворца, и лестницы в том числе, было поручено архитектору Василию Стасову (1769-1848гг.), работавшему в стилях классицизм и ампир.
Итак, при Стасове убранство Главной лестницы претерпело следующие изменения:
- золоченые резные балясины галереи были заменены мраморной балюстрадой, выполненной из белого и очень дорогого каррарского мрамора. Из этого же мрамора выполнены полы и ступени;
- восстановление оформления лестницы поручено мастерам скульптуры 19 века - Устинову, Мануйлову и Александру Теребеневу - автору мраморных атлантов портика Нового Эрмитажа
они выполнят фигуры скульптур, но уже из алебастра, а также позолоченный лепной декор;
- бюджет и сроки восстановления имеют свои логические ограничения, поэтому многие статуи заменяли уже готовыми, их заимствовали из Летнего сада и дворцов
- Плафон, что мы с вами можем видеть сейчас, составной: для центральной его части Стасов использовал хранившийся в Эрмитаже плафон (холст, масло, 1890 × 854 см) с изображением пиршества Олимпийских богов работы Гаспаро Дициани, а боковые части были расписаны по эскизам самого Стасова;
- ну и "вишенка" реставрации - колонны галереи - теперь они были выполнены из серого полированного сердобольского гранита. 8-ть колонн уже были готовыми, их взяли со склада строительства Исаакиевского собора (прям не везло собору в строительстве, колонны отбирали и на Михайловский замок императора Павла, теперь и на Зимний дворец...)
Жизнь в Зимний дворец вернулась осенью 1839 года - реставрация завершилась!
Что же касается мнений относительно нового декора лестницы, то многие посчитали, что внесенные Стасовым изменения лишили ее изящества и живописности, свойственные исходному барочному стилю, в котором творил Растрелли...
Делитесь в комментариях - что думаете Вы о декоре Главной лестницы? )))
Ставьте "лайк", подписывайтесь на канал - мне приятна и важна Ваша обратная связь! До новых встреч!!!
#эрмитаж #зимний дворец #дворец #главная #лестница #спб #история #архитектура #стасов #растрелли