Выпускник путает стили речи? Попробуем разобраться в этой теме и устранить проблему раз и навсегда. Начнём с публицистического стиля. Его особенности рассмотрим на конкретном примере из ЕГЭ.
Задание 3. Стилистический анализ текста
Это задание проверяет умение ученика анализировать текст и относить его к тому или иному стилю. Тут мало внимательного и придирчивого чтения, хоть и без этого никак. Здесь нужно рассматривать текст комплексно, как систему, каждая частичка которой работает ради какой-то единой цели.
Чтобы успешно разобраться с этим заданием, нужно предельно чётко знать особенности стилей речи. И быть уверенным в своих знаниях, не сомневаться в них. Если путаницы в голове нет, то никакие ловушки и хитрости ЕГЭ не застигнут врасплох и не спутают карты.
Если есть хоть какая-то брешь в умении распознавать стили, можно легко попасться на расставленные в задании ловушки.
Поэтому наша задача - научиться не ошибаться. Для того чтобы победить в этой схватке, нужно уметь работать с публицистическим, официально-деловым и научным стилями.
Начнём мы разбор полетов с самого интересного стиля - с публицистики.
Публицистический стиль. Что это такое? С чем его едят?
Чтобы понять, что это за зверь такой, стоит открыть какую-нибудь газету или любой журнал. На страницах этих изданий можно увидеть интервью с известными деятелями культуры, со "звёздами". Также вниманию читателя предоставляются репортажи с места интересных событий: о конфликтах соседей, о выставках и так далее. В газетах и журналах можно обнаружить и небольшие заметки о случившихся или грядущих событиях. Любят читать и рецензии на фильмы и книги, на спектакли. А есть и статьи, в которых авторы рассуждают над какими-то проблемами...
Вот всё это и есть публицистический стиль. Это язык, которым говорят газеты и журналы. Если как-то захотеть изобразить данный стиль, то это будет газета.
Как же распознать этот стиль?
Целью автора здесь будет воздействие на читателя, побуждение его к каким-то размышлениями. Это призыв задуматься о чём-то. Для это автор будет рассуждать, доказывать, приводить примеры... Он будет использовать весь доступный ему арсенал русского языка, чтобы достучаться до своего читателя.
1. Лексика. Здесь могут использоваться абсолютно все слова русского языка. Термины вполне будут уживаться с разговорами элементами, например. Такой микс тут допустим. Ведь человеку должно быть интересно читать.
2. Тематическая группа слов. Чтобы выстроить рассуждения о каком-либо вопросе, нужно же на какие-то слова опираться.
3. Эмоциональность. Автор здесь ярко проявляет себя, обнажает свою позицию. Как может выражаться эмоциональность? Какие-то оценочные слова, восклицательные предложения.
4. Вводные слова. С помощью этих средств автор проявляет себя тоже. С помощью слов вроде "по моему мнению", "в самом деле" он обозначает свое мнение. А ещё слова "во-первых", "во-вторых", "таким образом" помогают добиться логичности изложения. Весь в хаос и сумбур читатель вряд ли поверит. Чтобы статья била точно в цель, должна быть логика!
5. Обращение к читателю и привлечение его внимания. Это могут быть риторические вопросы и риторические обращения, вопросно-ответная форма, глаголы в повелительном наклонении и глаголы в условном наклонении...
6. Образность. Здесь охотно используются все жемчужины языка: и сравнения, и аллергии, и фразеологизмы, вообще все-все. Это ради читателя, чтобы ему было интересно.
7. Сложные предложения. Они автору нужны, чтобы раскрыть свою мысль.
Итак, публицистический стиль - это воздействие на читателя, желание ему что-то доказать или убедить его в чем-то. И для этого все средства хороши, как говорится.
Пример из ЕГЭ
Вот перед нами текст. Те, кто знает что-то о Д.С. Лихачёве, известном исследователе литературы и не менее известном публицисте, поймут, что это одна из множества его статей.
Итак, текст нужно прочитать предельно внимательно, уважительно отнесясь к каждому его предложению. Чем лучше текст вычитан, тем труднее вас запутать.
И вот текст прочитан. Не надо сразу смотреть в задание 3, это может сбить с правильного курса. Чтобы ничего не столкнуло с пути истинного, нужно самостоятельно определить, к какому стилю речи относится текст. И после этого отважно стоять на своей позиции, отбиваясь от неправильных ответов, которые будут искушать на ошибку.
Я анализирую текст. Понимаю, что это публицистика. Какие элементы текста мне об этом говорят?
1. Автор рассуждает о садово- парковом искусстве, о его важной роли в жизни человека.
2. Есть тут тематическая группа слов. Человек, природа, ландшафт, труд, сады, парки и так далее.
3. Есть слова, которые обнаруживают отношение автора к теме: идеальное, захватывающее, дорогих, творца.
4. Есть вводная конструкция "в самом деле": она пытается убедить читателя.
5. Есть и обращение к читателю: вдумайтесь, мне бы хотелось. Есть и риторический вопрос.
А вот теперь можно познакомиться с заданием 3, чтобы убедиться в правильности своих установок. Нужно указать верные характеристики текста. Поехали.
1. Это не художественный стиль. Автор воздействует, да. Но не с целью эстетики, красоты. Ему нужно привлечь внимание к теме рассуждения. Ещё и никакого образа тут нет. Не подходит.
2. Верно. Автор именно об этом и говорит.
3. Верно. Тематическая группа есть, а как же без неё?
4. Верно. С помощью таких форм глаголов автор стремиться удержать внимание читателя.
5. Верно. Однородные члены используются, вводная конструкция есть, есть и риторический вопрос.
Ответ: 2345.
Спасибо, что прочитали статью до конца! Надеюсь, материал был Вам полезен! Жду Вас на своём канале! Пока-пока!
Полезные материалы для ЕГЭ можно посмотреть здесь.
А тут можно найти полезности для сочинения.