Введенское кладбище - одно из немногих в Москве, на котором регулярно проводятся экскурсии. Но о тех могилах, которые Вы увидите в сегодняшней публикации, как правило не рассказывает ни один гид.
Владимир Балашов (2 участок) (1920-1996)
Актер театра и кино. Заслуженный артист РСФСР.
Известен в первую очередь по фильму "Дело Артамоновых", где сыграл горбуна Никиту, одну из главных ролей. Фильм стал третьим в карьере Балашова и принес ему небывалый успех - после этого каждый год артист получал ту или иную роль в картинах известных режиссеров. Его можно увидеть в таких работах, как "Щит и меч", "Угрюм-река", "Как закалялась сталь", "Рядовой Александр Матросов", "Корабли штурмуют бастионы". Балашов принимал активное участие в дубляже зарубежных картин: "300 спартанцев" (1961), "Нюрнбергский процесс", "Золотое путешествие Синдбада" и многих других.
Иван Данишевский (21 участок) (1897-1979)
Первый директор предприятия авиационной промышленности №153 в г.Новосибирске.
Сейчас этот завод больше известен как "Новосибирский авиационный завод им. Чкалова". Под руководством Данишевского с конвеера сошел первый продукт - истребитель И-16, моноплан с убирающимся шасси. Несмотря на успехи, продержался в начальниках Данишевский всего год (1937-1938). Коллеги написали на него донос, обвинив во вредительстве, и из скрипучего директорского кресла он переместился на жесткую скамью для обвиняемых.
В 1920-е годы Данишевский сам служил в ВЧК, борясь с враждебными элементами в Крыму. Быть может этот факт повлиял на то, что высшую меру наказания за участие в троцкистской организации ему заменили на 20 лет Колымы как вредителю-"туполевцу". На севере он пробыл 17 лет, из них 4 года - как вольнонаемный, пока в 1955 году не был реабилитирован. По возвращении в Москву Данишевский занялся литературной деятельностью и оставил много ценных воспоминаний, в том числе и о создании родного завода.
Старший брат Ивана - ученый Григорий Данишевский, один из организаторов здравоохранения страны, первый директор Центрального института курортологии. В 1938 году он был обвинен в соучастии в убийстве М.Горького "путем использования вредительских методов лечения" и на 10 лет попрощался со свободой. Спустя некоторое время в лагерь отправилась и его жена, Анна Давыдовна, которая писала письма Калинину с просьбой пересмотреть дело мужа. После отбытия наказания Данишевский был реабилитирован и вернулся в медицину, продолжив публиковать научные работы.
Юлий Хайт (23 участок) (1897-1966)
Советский композитор.
С его творчеством многие из Вас прекрасно знакомы. Стоит только произнести фразу "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью", как в голове тут же начинает играть мелодия, автором которой является Юлий Хайт. Песню "Авиамарш", которая впоследствии стала гимном ВВС, композитор сочинил в 1923 году вместе с поэтом Павлом Германом, который похоронен на соседнем участке.
Андрей Липгарт (12 участок) (1898-1980)
Конструктор автомобилей.
Данный человек стоял у истоков советского автомобилестроения. Сперва он трудился конструктором на научном автомоторном институте (НАМИ), где принимал участие в разработке первого в СССР легкового автомобиля НАМИ-1 и первого троллейбуса ЛК-1. В 1933 году Липгарт был назначен главным конструктором на ГАЗ. За годы его работы завод выпустил широкую линейку автомобилей, включая первый в мире внедорожник с закрытым кузовом и комфортабельным салоном ГАЗ-61-73 и один из первых экспортных автомобилей М-20 "Победа". В 1952 году конструктор был вынужден покинуть завод и отправиться в Миасс. Там он занимался модернизацией грузовых автомобилей на Уральском автозаводе. В 1953 году Липгарт вернулся в Москву и продолжил работу в НАМИ. Теперь он не только конструировал, но и передавал свой опыт молодому поколению - в МГТУ им.Баумана Липгарт 20 лет заведовал кафедрой "Автомобили".
Михаил Сидоркин (13 участок) (1910-1980)
Заслуженный артист РСФСР.
Наиболее запоминающиеся роли получил в фильмах "Весна" и "Сказание о земле сибирской". В первой картине Сидоркин играет молодого журналиста Рощина, влюбленного в героиню Любови Орловой. Во второй он явился зрителю в образе дирижера Томакурова. С 1963 по 1965 год Сидоркин руководил цыганским театром "Ромэн". Его любимая супруга Алла Севастьянова была племянницей Константина Станиславского, реформатора театрального искусства. В браке они прожили 47 счастливых лет.
Борис Фиттерман (11 участок) (1910-1991)
Конструктор автомобилей.
Фиттермана по праву можно называть отцом "горбатого запорожца". Борис Михайлович стал главным конструктором модели ЗАЗ-965. Автомобиль появился в 1960 году, но чтобы воплотить настоящий проект в жизнь, конструктору и его команде пришлось изрядно потрудиться. На протяжении 5 лет в вышеупомянутом НАМИ и еще нескольких заводах Москвы и Подмосковья (СМЗ, МЗМА) было создано с десяток опытных малолитражных автомобилей. Учитывали и зарубежный опыт, и советский менталитет. На выходе получались и кабриолеты, и автомобили с ручным управлением, и аппараты повышенной проходимости. Опытные образцы были весьма интересными, но, к сожалению, не получили массового распространения. Все они растворились в истории, чтобы дать путевку в жизнь простому и неприхотливому "горбатому".
Сам Фиттерман, прежде чем войти в историю, прошел нелегкий путь. Будучи начальником КБ шасси на заводе имени Сталина, в 1950 году он был обвинен во вредительстве по заданию сионистов и Америки ("Дело ЗиСа"). Конструктор познакомился с печально известными Лефортовской и Сухановской тюрьмами, а потом отправился в Речлаг, расположенный в далекой Воркуте. Там Фиттерман участвовал в Воркутинском восстании, после которого чудом избежал расстрела. В 1955 году он был реабилитирован.
Супруга Фиттермана - балерина Ида Пензо. Ее первый муж Владимир Нильсен был оператором и одним из авторов сценария фильма "Волга-Волга". К сожалению, свое творение увидеть ему не довелось - в 1937 году Нильсен был объявлен врагом народа и навсегда остался на полигоне "Коммунарка". Ида, являясь супругой Нильсена, получила 8 лет лагерей, из которых отбыла 6. Второй раз ее арестовали на 3 года - на этот раз уже за связь с Фиттерманом.
Спасибо за внимание!
Не забывайте ставить лайк, оставлять комментарий и подписываться на канал здесь и в телеграмме. Впереди еще очень много интересного.