Представляем размышления о композиции в татуировке от Марка Друщенко, он же Марк Ди - тату-художник из Москвы, начавший свой путь в холодной Сибири, а ныне путешествующий по всему миру в поисках места под солнцем. Он окончил юридический факультет, но нашел себя в татуировке, которой занимается последние 5 лет.
Композиция в татуировке, как и в любом направлении изобразительного искусства, играет определяющую роль. Правильно подобранная композиция зачастую является залогом успеха татуировки и в этой статье я хочу поговорить об особенностях ее построения.
Сначала важно дать определение композиции, а уже после разобрать то, какие нюансы ее построения существуют в татуировке.
Композиция - это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие.
Данное определение достаточно простое, но емкое и даёт нам понять основную суть композиции применительно к нашему ремеслу - в татуировке нужно продумывать то, как будут размещены отдельные ее элементы, чтобы обеспечить общую целостность восприятия проекта.
Казалось бы это очевидная вещь, но многие тату-мастера, как начинающие, так и достаточно опытные, не обращают внимание на композицию в работе и копируют исходные изображения не учитывая особенности анатомии человека, формы тела и сюжета.
К сожалению, такой подход к татуировке широко распространён и многие останавливаются на этом, но на мой взгляд, если ты хочешь достигать больших результатов, то нужно делать татуировку максимально качественно и профессионально, используя в том числе знания о композиции.
Композиция в татуировке имеет свои ключевые особенности и отличия от композиции в живописи, и обусловлены они «материалом» с которым мы работаем - телом человека:
Форма
Тело человека, в отличии от плоскости холста, имеет естественные изгибы и линии, свою анатомию и это нужно учитывать при составлении проекта.
Продумывая проект (например, рукав) нужно располагать каждый элемент на относительно плоском участке, чтобы готовая татуировка минимально искажалась при движении и смотрелась цельно и интересно вне зависимости от ракурса.
Динамика
Мы почти никогда не находимся в статичном положении, наше тело постоянно двигается, меняется и эту динамику нужно учитывать при работе над построением татуировки. Именно в динамике мы, как правило, видим и оцениваем татуировку и подчёркивая анатомию движения тела, татуировка выглядит выигрышнее и интереснее.
Не смотря на то, что я работаю в основном с небольшими элементами и не делаю крупные анатомические рисунки, это не мешает мне задавать динамику в татуировке. Для этого я использую следующее:
Геометрические узоры и абстрактные элементы
За счет линий и геометрических форм я задаю динамику проекта, подчеркивая анатомию тела, концентрируя внимание на основном объекте или связывая основной объект с дополнительными элементами. Абстракция, как правило, выполняет ту же функцию.
Основные и дополнительные объекты
Подбирая или рисуя основные и дополнительные объекты можно использовать не только статичные позы (что допустимо в некоторых композициях), но и динамичные: с движением вперёд, вверх, вниз и т.д. Располагая эти объекты с учетом динамики движения тела, мы подчеркиваем ее и тем самым делаем татуировку более интересной в восприятии.
Дополнительные объекты могут так же связывать основные элементы между собой или направлять зрительский взгляд по татуировке, раскрывая композицию и замысел проекта.
Временные изменения (старение) кожи и миграция пигмента под кожей
Эти два фактора обязательно нужно учитывать при работе над проектом, чтобы обеспечить долговечность и качество татуировки.
В своих работах я использую не крупные элементы, а преимущественно миниатюры, поэтому для меня вопрос о долговечности приобретает особенную актуальность, и у меня есть несколько «фишек», которые я использую чтобы гарантировать качественный результат даже по истечению многих лет:
- Каждый отдельно взятый объект я делаю более контрастным, чем исходное изображение, рассчитывая на заживший результат, поскольку в процессе заживления пигмент «проседает» и контраст немного теряется. Я так же стараюсь максимально использовать тон кожи при работе с тенями и формами объектов, что придает дополнительный контраст татуировке.
- Продумывая композицию, я располагаю объекты таким образом, чтобы они не совпадали по тону с фоном, а лучше находились на «чистой» коже.
- Работая над небольшими и маленькими объектами, я думаю наперед и упрощаю некоторые детали, ради качественного заживления и долголетия татуировки.
Говоря о композиции в татуировке, хочется отдельно отметить необходимость связи отдельных ее частей не только визуально, но и по смыслу. Возможно многие тату-мастера старой школы со мной не согласятся и скажут, что татуировка не имеет смысла или значения, но свои работы я стараюсь всегда продумывать не только с позиции визуального восприятия, но и наделять их смыслом, выражать идеи (свою, если это свободный проект, или же клиента, если я работаю на заказ).
Такой подход к татуировке, на мой взгляд, все больше приближает наше творчество к искусству, а использование и адаптация законов композиции придаёт татуировке визуально завершённый вид и приковывает взгляды к ее обладателю.
Автор публикации: Марк Друщенко (Марк Ди)