Найти тему

Космические стыковки

Друзья, всем привет! Вот и новый космический рекорд – Китай запустил свой грузовой корабль «Тяньчжоу-5», и спустя два часа успешно осуществил автоматическую стыковку с орбитальной станцией КНР.

Таким образом, стыковка была выполнена более чем в три раза быстрее, чем у предыдущего «Тяньчжоу-4» 🚀

Разработка самых быстрых схем — это не просто спортивный интерес. Они необходимы для реализации других программ, в частности лунной. Сегодня и Роскосмос применяет несколько схем отправки грузовых и пилотируемых кораблей к МКС. А в следующем году может быть внедрена ещё одна программа полёта, а пока для нее самой быстрой является двухвитковая схема (в 2020 году пилотируемый корабль «Союз МС-17» прилетел за 3 часа 3 минуты).

А теперь немного истории: СССР и США в 1960-х годах разрабатывали технологии стыковок для пилотируемых полётов к Луне. За один виток специальный облегчённый модуль с экипажем «Аполлона» готовился к посадке и также за один виток возвращался к кораблю, который ждал на окололунной орбите.

Уже на заре эпохи полётов к орбитальным станциям советские специалисты освоили суточную схему сближения, но для космонавтов она стала непростой. В конце первых суток наступает острая фаза адаптации к невесомости, что усложняло ручную стыковку. В этом случае максимально безопасную стыковку можно было провести на вторые сутки, когда пик космической болезни проходит. С 1986 года к «Миру» летать начали уже по двухсуточной схеме, этот подход унаследовала и МКС.

💪🏻 Ровно 10 лет назад грузовой корабль «Прогресс» долетел до МКС за 6 часов, затем и наш пилотируемый «Союз ТМА-08М» впервые опробовал эту схему. Уже в 2018 году «грузовик» смог добраться до станции за три с небольшим часа и спустя пару лет, как я сказал ранее – «Союз» за 3 часа и 3 минуты.

-2

Одновитковая схема полётов может быть опробована на «Прогрессе» уже в самое ближайшее время. Концепцию такого полёта разработали в РКК «Энергия» в 2019 году. Специалисты рассчитывают, что по новой схеме корабль сблизится со станцией примерно за два часа.

По плану после старта кораблю необходимо совершить два импульса, которые выведут его на коэллиптическую орбиту. Её особенность в том, что в каждой точке расстояние до трассы МКС будет одинаковым. Когда угол наблюдения станции с корабля составит 23 градуса, будет выдан третий импульс. Он и подведёт аппарат к МКС для стыковки.

Итак, плюсы быстрых схем:

📍 улучшение самочувствия космонавтов за счёт сокращения времени пребывания в корабле;

📍 упрощение работы космонавтам — меньше операций, меньше включений двигателя «Союза»

📍 экономия топлива (как минимум на 30 кг!) и сокращение расхода батареи;

📍 короткие схемы полёта будут необходимы в случае проведения спасательных операций;

📍 быстрая доставка биоматериалов для проведения экспериментов - ученым важно, чтобы время доставки до МКС было минимальным;

📍 рабочий день сокращается не только на орбите, но и на Земле. Во время запуска по традиционной двухсуточной схеме ЦУП работает 24 часа практически трое суток.

Как показывает более чем полувековая практика освоения космоса, технологии стыковок будут актуальны всегда: для полётов к МКС или к будущим станциям, а также для межпланетных миссий. Поэтому можно смело сказать, что короткие схемы всегда будут оставаться востребованными!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц