Предыдущую публикацию по данной теме вы можете прочитать по этой ссылке.
Изначально рассказ о Писаке я хотел уложить в рамки одной статьи. Но впечатления и информация, полученные за несколько часов пребывания на этом археологическом комплексе, не укладываются даже в два материала.
Поэтому, прежде чем перейти непосредственно к руинам, считавшимися у инков священными и являвшиеся у индейцев, по-видимому, неким храмовым сооружением, остановлюсь на той дороге, что ведёт непосредственно к сердцу Писака.
После того, как проходишь площадку с отдельно лежащими каменными элементами некогда существовавших конструкций, но для которых археологи так и нашли правильного места, почти сразу попадаешь в цитадель. Это целый комплекс полуразрушенных зданий, в основном, из рваного камня с видом на разные стороны долины.
С одной площадки можно смотреть на существующую подъездную дорогу, с другой на скальное кладбище или на ручьи, с третьей - на Урубамбу и современный Писак.
В общем, куда ни глянь - всюду красота необыкновенная. Не мешал даже моросящий дождь. Впрочем, об этом я писал в прошлой части. Погода здесь такая, что 5 минут идёт дождь, а через десять выглядывает солнце. А потом ветер налетает. И так по кругу. В общем, мы уже успели привыкнуть.
Проблема была только в том, что узкие дорожки исторической части древнего Писака часто шли по самому краю горы и соседствовали с обрывами. Но пока было светло, всё казалось в порядке вещей, и стоило лишь избегать мокрых камней и сыпучки. Веселее стало, когда настала ночь, но об этом расскажу в следующей части.
Можно было бы посвятить материал прекрасным видам долины Куско, необычным для нас растениям и птицам, монументальным пикам Анд или холодному, но оживляющему долину свету, периодически пробивающему сквозь толщу низких облаков.
Но я хочу вновь обратить внимание на другой важный, на мой взгляд, элемент не только Писака, но и вообще наследия индейских культур. На камни. Ранее я уже писал о «языке» камня. Присутствует он и здесь.
Собственно, почему такой акцент именно на камнях. Если не брать в расчёт те части комплекса, что были восстановлены современными реставраторами, то в Писаке представлено три вида каменной кладки, очень сильно отличающейся друг от друга. Причем, если два из них можно по некоторым признакам привести к общему знаменателю, то вот третий отличается сильно. И нюанс в том, что именно он является верхним, то есть укладывали его позже, чем первые два.
Вообще, Писак в этом плане эталонный объект. Не только потому, что здесь разные типы кладки встречаются, по сути, означающие использование разных строительных технологий, а в первую очередь из-за того, что сакральная часть Писака поделена как бы на две части: верхнюю и нижнюю. Но вот исполнение… Собственно, об этом тоже позже. А сейчас просто хочу обратить внимание читателей на фотографии с каменной кладкой. И это не просто архитектурные элементы, это история, которую мы не замечаем.
Некоторые объекты цитадели выглядят цельно. Особенно те, что сложены из рваного камня. Тогда как другие похожи на чужеродные элементы, от которых остались, в основном, лишь стены. С одной стороны, учитывая сейсмоактивность региона, оно и понятно, а с другой - а было ли здесь вообще что-то ещё, кроме стен. На первый взгляд, такое предположение может абсурдным показаться. Но в этом и соль. Многие из дошедших до нас исторические памятники Перу, коль уж речь об этой стране, не поддаются нашему привычному представлению о том, как что-то должно было быть и почему.
Тут не нужно даже искать какие-то фантастические аналогии. Даже сегодня, посещая некоторые страны с отличной от нашей культурной базой, мы встречаем вещи, которые нам сложно понять. Образ мышления и поступки людей кажутся нам исключительно «неправильными» и «непривычными». Точно так же и мы выглядим «чужими» для представителей этих культур. А если пойти ещё дальше и встретиться с племенами Африки, Южной Америки или папуасами Меланезии, то различия будут ещё больше.
Так же и здесь. Те, кто изначально строил сооружения в Писаке, видели мир иначе, понимали его иначе, и именно поэтому поздние достройки индейцев выглядят как нелепое и бесполезное подражательство. Взять, к примеру, каменные стены. Да, где-то это действительно могли быть здания, а где-то кладка делалась, вероятно, для того, чтобы исключить возможность обрушения склонов. То есть, каменная стена выполняла роль внешнего каркаса. Но случаи, когда кладкой окружали просто отдельный участок скалы - тут объяснений я уже не нахожу.
Наверное, при желании можно найти какое-то объяснение, вроде системы неких укреплений. Но беда в том, что у этих руин нет системы, между ними нет коммуникации, что исключает утилитарное или военное назначение. А главное - на наиболее удобных пологих склонах для гипотетического вторжение в Писак нет следов подобных сооружений. А значит, с большой долей вероятности, назначение у них было иное.
Собственно, так мы и ходили сначала по цитадели, где ещё были туристы, потом далее по тропинке, то тут, то там натыкаясь на бесполезную, казалось бы, каменную кладку на отвесных склонах. И было в этом некое гнетущее ощущение непонимания, уже испытываемое нами на той же Наске.
Ты видишь реальные вещи, мимо которых очень просто пройти мимо, даже не задерживая взгляд. Что, собственно, туристы вокруг и делали. Но стоит лишь на минуту остановиться и задаться лишь парой вопросов, как твердь знаний о прошлом проваливается куда-то в бездну, в которой живут монстры тщеславия и самоуверенности, свойственных людям.
Мы не допускаем даже самой возможности того, что жить можно как-то иначе. Мы отправляем сигналы в космос, в надежде отыскать там братьев по разуму, ждем ответа, прислушиваясь к пустоте… Ждём, но не хотим видеть и слышать даже того, что у нас под носом. Не допускаем различий, стараясь унифицировать понимания счастья и смысла, абсолютизируя путь развития, некогда выбранный человечеством как единственно возможный. И думается мне, при всех этих всё ещё терзающих человечество пороках, если вдруг мы услышим ответ из недр космоса, - это станет концом всего. Просто потому, что мы не готовы меняться, а значит и не готовы принимать нечто, не укладывающееся в привычное понимание нормы.
Глядя на все сооружения Писака, а до этого Кенко и других уже посещённых нами объектов, создавалось впечатление, что некая, ныне забытая культура или цивилизация, в какой-то момент своего развития пошла совсем по другой, отличной от нашей дорожке. С другим отношением к природе, экологии, комфорту… С другим видением мира и себя в этом мире. С другой технологической и культурной базой. И Южная Америка до сих пор хранит память о тех временах. Пусть, в основном, лишь в камне.
На одном из участков тропы каменная кладка на склоне переходила в преграждающую путь стену с трапециевидным проходом. Почти точно так же выглядит стена рядом с храмом Десяти Ниш в Ольянтайтамбо. Но туда мы доберемся, спустя лишь несколько дней.
Интересная деталь. В нише справа от входа (если стоять спиной к храмовому комплексу Писака) была каменная перемычка. Сейчас от неё остались лишь углубления в верхней и нижней частях блока. Цели подобного фигурного вырезания в камне, не имея нормальных инструментов и абразивов, остаются непонятными.
Всю оставшуюся за спиной часть комплекса от сакральной его части отделяет сквозная пещера в преграждающей путь скале. Именно, проходя сквозь её темный и узкий коридор и попадаешь к храму Солнца. (С. Дешевой)
Продолжение следует...
Авторы фото: Ирина Шевченко и Сергей Дешевой.
#перу #южнаяамерика #писак #путешествия #жизнь #люди #счастье #история #загадкиистории #инки #индейцы #горы