Журналист – это вовсе не простая и лёгкая работа, как считают многие. Журналист – это призвание. Особенно когда приходится добывать остросюжетный материал практически на поле боя, жертвуя собственной жизнью.
Виктор Ногин многие годы работал на телевидении, в частности был корреспондентом «Останкино» и 4 года подряд находился в Югославии по службе. Геннадий Куренной являлся телеоператором, который только 3 месяца назад приехал в Белград. Судьба свела двух профессионалов для выполнения одного спецзадания: им нужно было отснять остросюжетный материал для телепрограммы «Время».
Вместе по велению судьбы
1 сентября 1991 г. журналисты выехали из Белграда в сторону боевых действий. Фронт проходил совсем недалеко от Загреба, всего в 70-ти км. Ногин и Куренной работали на хорватской стороне. И, когда они выезжали из города, в засаде их ждала группа спецназа, подчинённая Милану Мартичу, самопровозглашённому министру внутренних дел такой же страны, Сербской Краины.
«Мы ваши братья…»
Российские журналисты остались живы. Изучив их документы, командир приказал стрелять, заявив, что они – не более, чем хорватские шпионы. «Мы ваши братья…» – крикнул Ногин, но, не смог закончить свою фразу – его застрелили. Следующим стал Куренной. После чего солдаты разграбили машину со всей аппаратурой, забрали плёнку с отснятым материалом, сожгли машину и исчезли.
Российское посольство в Белграде незамедлительно обратилось к властям Югославии. Было возбуждено уголовное дело, однако дальше события развиваться перестали.
Через 2 года на место, где, предположительно, произошёл несчастный случай, приехал отряд из Министерства безопасности России. Правительство России не могло возбудить повторное уголовное дело, так как несчастные события произошли в другой стране. Поэтому они решили провести расследование самостоятельно.
Однако тут же им пришлось столкнуться с первой неудачей: предположительный свидетель был застрелен неделю назад. Тогда российская бригада провела опрос среди жителей Костаницы.
Оказалось, что в преступлении принимали участие не менее 15 сербских милиционеров, большинство из которых в 1993 г. погибли в боях против Хорватии. Но надежда умирает последней – все верили, что найдётся хотя бы один выживший.
«Прошлое не вернуть»
Через некоторое время обнаружились документы о допросе капитана сербской армии – очевидца убийства Ногина и Куренного. Однако никто не спешил передавать эту столь ценную информацию нашему правительству. Власти Сербии дали точно понять, что они выступают против каких-либо разбирательств по этому вопросу. «Прошлое не вернуть» – таков был их аргумент.
Ещё одна поездка уже другой российской бригады в Югославию чуть не спровоцировала новое преступление – сербская милиция хотела расстрелять весь наш отряд. На просьбы в устном и письменном формате следственный комитет Хорватии тоже отвечал молчанием, никак не реагируя на произошедшее.
Для родственников и коллег они оказались без вести пропавшими. Жёны Ногина и Куренного с детьми школьного возраста первый год после их исчезновения всё ещё продолжали жить в Белграде на деньги, которые им выдавали в качестве зарплаты их супругов.
Однако потом обе женщины с детьми были вынуждены вернуться в Москву, так как остались практически без средств для существования. Такое бедственное положение, в которое они попали не по своей воле усугубилось ещё и глубочайшей женской скорбью. Самое худшее – это жить в неизвестности и каждый день надеяться, что сегодня дорогой муж наконец-то вернётся домой…
Признать Ногина и Куренного официально погибшими был в силах только российский суд по заключению Генпрокуратуры, однако он не мог этого сделать без обнаружения останков тел. И дело вновь осталось на своей мёртвой точке.
И только через 25 лет после произошедшего было возбуждено ещё одно уголовное дело. В 2007 г. Международный суд в Гааге приговорил Милана Мартича к тюремному заключению на 35 лет. А в память журналистам, которые погибли в «горячих точках» был открыт мемориал летом следующего года на крыше офиса британской компании BBC.
Несправедливость и чувство глубокой скорби – это меньшее, что можно испытать, когда узнаёшь об этой истории. Ногин и Куренной были настоящими мастерами своего дела, которые ради своего профессионального долга пожертвовали собой. Мы не забыли! Вечная память!