Найти в Дзене
Ученая кошка

Разведчица Валентина Олешко: 30 лет с клеймом предателя

В 1973 году в газете "Известия" была опубликована документальная повесть "Подвиг разведчицы". Ее автором был журналист Борис Гусев. Фактически, эта повесть стала посмeртной реабилитацией юной советской разведчицы Валентины Олешко (1924-1943). Предатель был, но это была не Валентина. К сожалению, ее мать так и не узнала об этом.

Валентина Олешко (1924-1943)
Валентина Олешко (1924-1943)

В августе 1942 году отряд из пяти парашютистов-разведчиков, в котором была Валентина Олешко, десантировался в Гатчинском районе Ленинградской области. Сигналом для ночного приземления были пять разведенных костров. Эта высадка была чрезвычайно рискованной. В этом районе были сосредоточены серьезные силы противника - 18-ая армия немецкой группы "Север", в которую и должны были внедриться разведчики под руководством Валентины Олешко.

К тому времени, Валентина хорошо знала тылы противника. Ей пришлось немало походить пешком, стараясь не вызывать подозрений у оккупантов, чтобы наладить связи с законспирированными советскими агентами разведки.

В тот роковой день десантирования на земле разведгруппу уже ждали сотрудники абвера. Подозрений встречавшие не вызывали, они безупречно говорили на русском языке, знали пароль. Усыпив бдительность разведчиков, их задержали и отобрали оружие. Из пяти десантировавшихся - четверо (три девушки и парень) были взяты в плен. Пятый - зaстрелился. Как позже выяснилось, человек, который должен был встречать разведчиков был пойман. Он не выдержал допросов и выдал их.

Основной целью немцев была не ликвидация группы, а ее перевербовка. Для немецкой контрразведки советские сотрудники, которые, не вызывая у местных жителей подозрений, могли искать партизан и зачинщиков забастовок, были важны. Это был вопрос не только важности добытых сведений, но и успешности огерманивания людей на захваченных территориях.

Разведчиков перевезли в Лампово, где уже находились несколько десятков советских военнопленных.

Спустя всего лишь две недели (по другим данным, сразу же) группу Валентины Олешко выпускают из тюрьмы и размещают в хорошем доме. Кроме того им выдают пропуск, позволяющий спокойно перемещаться по деревне после комендантского часа. К девушкам относятся нарочито почтительно, как к фройлен, а не как к солдатам противника.

В октябре сотрудники абвера приступили к непосредственной вербовке Валентины Олешко, Лены Микеровой и Тони Петровой. Девушкам было сказано, что существует приказ о том, что они признаны предателями своей Родины, поэтому вариантов у них больше нет никаких, кроме, как помочь установлению немецкой власти на советской земле.

Знать о том, что не существует никакого приказа, а их считают пропавшими без вести, девушки не могли, но они затеяли свою игру. Они сделали вид, что согласились работать на абвер. Они добросовестно ходили в лес, делая вид, что ищут партизан. Кстати, несколько раз партизаны встречали девушек в лесу, но не подозревали, что это разведчицы. Если быть до конца откровенными, мнение о девушках, которые жили в Лампово у немцев в тепле и в сытости, не было лестным. От сaмосуда их спасал только счастливый случай. В свою очередь, разведчицы не выдавали себя, но и не выдавали, встреченных ими в лесу людей.

У Валентины Олешко появилась абсолютно авантюрная идея - выкрасть у начальника контрразведки документы со списками агентов, действующих в Ленинграде, а его самого взять в плeн на лесной дороге, когда он поедет на доклад к командующему 18-й армии. Если последнее не удастся, его необходимо было ликвидировать. Покинуть оккупированную территорию они должны были на самолете.

5 марта 1943 года было решено осуществить задуманное. Все было готово: в Нарве на конспиративной квартире работала связистка-разведчица, в лесу - подготовлена площадка для самолета. Даже был собран отряд из военнопленных.

Но никто не отменял человеческий фактор. В самый последний момент их выдал некто по фамилии Клыков (по другой информации Клочков).

Допрос Валентины Олешко вел сам начальник контрразведки. Она взяла всю вину за подготавливаемую операцию на себя. Ее поставили перед выбором: служить Родине и погибнуть или стать предателем и жить. Без колебаний девушка сделала свой выбор. Такой же выбор сделали еще шесть заговорщиков. Остальные предпочли раскаяться и сохранить жизни.

Из воспоминаний, еще одного военнопленного, находившегося тогда в Лампово, но выбравшего путь предательства, Семена Разутова - именно Клоков копал яму, в которую затем бросили рaстрелянных разведчиков и "красивую девчонку, которая здорово пела под гитару песни «Катюша» и «Три танкиста».

Валентина Олешко с подругой.
Валентина Олешко с подругой.

Исследователи пришли к выводу, что именно немцами стал распускаться слух о предательстве Валентины Олешко. Видимо настолько они были злы на нее - не воспользовавшейся шансом на спасение, что хотели поквитаться не только с ее телом, но и с памятью.

Закончить эту публикацию мне хотелось бы стихотворением землячки Валентины Олешко - Зинаиды Чепурновой, которая посвятила ей эти строки.

Прощай, мама!

Бежит по улице девчонка
В гимнастерке, без шинели,
Она совсем ещё ребёнок,
Ей семнадцать лишь в апреле.

Бежит домой, бежит проститься,
(а паровоз уж под парами),
Есть полчаса, чтоб возвратиться,
Сказать "Прощай" любимой маме.

Такие девочки нередко,
В войне суровой и безликой,
Свою страну любили крепко,
Покрыли славою великой.

И в час безвременной кончины
Не дрогнули, не уступили
Своей земли врагу ни пяди.
Любви во имя на Земле,
Во имя чести, жизни ради.

Вечная память всем людям, отдавшим свои жизни во имя защиты Родины!