Помните, мы писали, что вместе с РБК запустили целый проект, в котором больше расскажем про новые технологии, инновации и изобретения? Вместе с коллегами мы подготовили большой материал про электрокары: поговорили о перспективах, плюсах, минусах и о том, как российская тяжелая промышленность позволит мировому автопрому шагнуть в будущее.
Мировой тренд на электрокары вряд ли остался незамеченным не только автолюбителями, но и всеми людьми, кто знает, что такое интернет, и видел что-то более технологичное, чем конная повозка.
Тренд, вроде как, должен быть чем-то современным и модным, но мы имеем дело с хорошо забытым старым: первый автомобиль, появившийся на свет в XIX веке, был электрическим. Более того, до 1900 года больше трети американского автопарка передвигалось на электричестве, бензин приводил в движение около четверти автомобилей в стране, и над всеми господствовал пар — с его помощью перемещалось 40% авто.
Правда, со временем бензин потеснил конкурентов, и в XX веке двигатель внутреннего сгорания (ДВС) стал главной движущей силой автопрома. Почему? Строились новые дороги, возможное время путешествия увеличивалось, а подзарядка электричеством оставалась по-прежнему сложной, да еще и хватало ее ненадолго. Намного проще было за пару минут залить бак и двигаться дальше.
Топлива для движения вперед «хватило» примерно лет на 100: развитие машин с ДВС уткнулось в потолок — экология и безопасность стали волновать водителей куда больше. Все вспомнили про электрокары, и те, хоть и стали востребованней, остались с давней болью — зарядом батареи.
Даже в XXI веке времени на пополнение заряда батареи тратится намного больше, чем на заправку бака бензином или дизельным топливом. В первом случае уходят часы, во втором — минуты. Пробег на одной зарядке у электрокаров меньше, чем у классических автомобилей, но технологии не стоят на месте: производители серийных моделей автомобилей обещают пробег от 350 км, а заявленная «дальнобойность» моделей ближайшего будущего достигает 1 тыс. км.
Чтобы добиться таких результатов необходимо работать как над мощностью источника: обычная бытовая розетка будет заряжать машину всю ночь, так и не «заправив до полного» —, так и над тяговой батареей.
Тяговые батареи, где хранится запас энергии для движения, — самый сложный и дорогой элемент электромобиля. Уже сегодня производители могут гарантировать, что через восемь лет (160 тыс. км пробега) аккумулятор сохранит 70–80% первоначальной емкости, но резерв развития есть. Надо снижать массу батарей, ведь излишний вес электрокаров — один из ключевых недостатков, а также уменьшать стоимость аккумуляторов, делая электрокары не роскошью, а массовым средством передвижения.
Задача для инженеров и ученых, в любом случае, остается прежней: изготавливать новейшие батареи. Для этого потребуются цветные металлы — и тут в гонку по разработке тюнинга для электрокаров включится Россия.
Самыми массовыми тяговыми батареями для электромобилей сегодня являются разные типы литий-ионных аккумуляторов. Главные их производители: Китай, Южная Корея и Япония. Активно развивается направление в США и Европе. О том, на каком этапе находится отечественное производство и какую роль в этом играет «Норникель» мы рассказывали здесь.
Вместе с «Росатом» «Норникель» будет осваивать залежи лития: по оценкам Минпромторга, по запасам этого щелочного металла Россия занимает третье место в мире. Примерно пятая часть разведанных запасов российского лития находится в Мурманской области, в Колмозерском месторождении — именно здесь создадут совместное предприятие по его добычи.
Российских батарей на российском литии надо подождать несколько лет, но «Норникель» уже является ключевым поставщиком для производителей тяговых батарей. Как объясняют специалисты компании, хотя аккумулятор и называется литиевым (точнее, литий-ионным), состоит не только из него. Для тяговых батарей, помимо 7 килограммов лития, нужно 7 килограммов кобальта, 30 килограммов никеля и 80 килограммов меди. Кобальт, никель и медь «Норникель» поставляет на международный и российский рынки, а в ближайшие годы, когда начнется добыча на Колмозерском месторождении, закроет и «литиевые компетенции».
Сейчас «Норникель» обеспечивает 17% мировых поставок никеля, и перспективы роста есть. Разведанные ресурсы обеспечат компанию работой при текущем уровне добычи как минимум на 75 лет.
При этом у «Норникеля» в качестве поставщика имеется два весомых преимущества, которые очень ценят производители электрокаров Во-первых, металл, поставляемый «Норникелем», обладает одним из самых низких углеродных следов в отрасли, а что во-вторых, можно узнать в материале наших коллег из РБК.
Как и о том, когда запретят автомобили с двигателями внутреннего сгорания, в какую урну для мусора бросать старые литий-ионные батареи, можно ли подарить им вторую жизнь и какие разработки «Норникеля» возвращаются в Россию в новых электрокарах: делимся ссылкой.
А для обсуждения ждем вас в наших комментариях.
«Норникель» продолжит делиться информацией об опытах и новейших разработках на всех доступных площадках. А, чтобы быть уверенным, что вы ничего не пропустите, подписывайтесь на наш канал в Дзен.