Найти тему

Принципиальная схема тенсегрити

Картина из интернета и принадлежит автору
Картина из интернета и принадлежит автору

В методе биодинамического центрирования «Касание ангела» (КА) существует концепция тенсегрити. И эта концепция по теории КА является ведущей в практике терапии психосоматических проблем. Но, как мне кажется, не все терапевты КА отдают этой концепции должное место в своих практиках. И вижу причину этого в непонимании концепции тенсегрити: «Тенсегрити — способность каркасных конструкций использовать взаимодействия цельных элементов, работающих на растяжение, с составными элементами, работающие на сжатие, для того чтобы каждый элемент действовал с максимальной эффективностью и экономичностью». (Ричард Бакминстер Фуллер).

В определении дается общий принцип работы тенсегрити и не раскрываются причины способности каркасных конструкций работать именно так, как указано в определении. А причины кроются в этой цитате: «Любое движение характеризуется наличием относительно консервативного ядра и относительно свободной периферии». В этой цитате и объяснение всякого движения: разность потенциалов относительно консервативного ядра и относительно свободной периферии; из разности потенциалов возникает потенциал действия и, как следствие, возникает взаимодействие. Тенсегрити создает определенное условие взаимодействия ядра (центра) и динамичной периферии единой системы. Этим условиям отвечает и постулат «пульсация является основой жизни». В пульсации мы обнаруживаем ритмично чередующиеся растяжение и сжатие.

Действие принципа тенсегрити мы обнаруживаем в самом начале метафизической истории зарождения мира: из энергии пустоты возникает ясность (или присутствие); из ясности возникает ясный свет; из сияния ясного света возникают пять первоэлементов, которые дают рождение всему сущему. В самом начале этой истории Пустота, из которой возникает энергия пустоты, а из энергии пустоты возникает ясность. Мы видим, что в этом отрезке истории и далее по тексту, происходит развитие, и мы видим, что есть динамика – движение от относительно консервативного ядра к относительно свободной (динамичной) периферии.

Посмотрим теперь на эту историю. Аллах Всевышний сказал:

«Человек не достоин того, чтобы Аллах разговаривал с ним иначе, как посредством откровения или через завесу».– [42:51]. Между Аллахом и Его творениями есть завесы. Если бы не эти завесы, то все творения расплавились бы из-за света Аллаха Всевышнего. На это указывает история, которая случилась с пророком Мусой, мир ему. Муса сказал: «Господи! Покажись мне, чтобы я взглянул на Тебя». Аллах сказал: «Ты не увидишь Меня, но взгляни на гору. Если она удержится на своем месте, то ты увидишь меня» [7:143]. : «Когда же Господь его показался горе, то разбил ее и превратил в песок, а Муса (Моисей) упал без сознания. Придя в себя, он сказал: Пречист Ты! Я раскаиваюсь перед Тобой, и я - первый из верующих» [7:143]. Аллах Всевышний говорил с Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, в ночь его вознесения на небеса. Он говорил с ним без посредников, но пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не видел Аллаха. Абу Зарр спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Видел ли ты своего Господа?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Я видел свет!» (По другой версии: «Свет! Его я видел»).

Отдельной строкой к этой истории можно добавить: Человек создан светоносным по образу и подобию божьему.

Можно на этом закрыть тему, но все более запутывается, правда же? В этой публикации попробую помочь понять концепцию тенсегрити практикующим метод КА. Считаю важным иметь понимание этой концепции, потому что понимание позволит организовать клиническое мышление для работы с психосоматической проблемой какой бы она не выглядела в проявлении. Для этого опишу принципиальную схему тенсегрити.

Научная парадигма по праву занимает свое господствующее место в клиническом мышлении большинства специалистов по терапии живого организма. Но есть ситуации, когда научная парадигма не рассматривает проблему со здоровьем таковой, какой она есть на самом деле. Особенно это касается доказательной медицины, где человек представляется без души. Доказательная медицина вообще не рассматривает такие проблемы со здоровьем, которые мы называем психосоматические.

На самом деле живой человек это организм с душевной и духовной организацией, с наличием разума, сознания и тому подобными тонко организованными структурами, которые средствами измерения доказательной медициной неизмеримы. Если не возможно измерить идеальную природу человека, то говорить о действии принципа детерминизма в доказательной медицине можно говорить с большой натяжкой. Принцип детерминизма основывается на представлении о причинности как такой связи всех явлений мира, в которой одно явление при определенных условиях может стать причиной порождения или изменения другого явления. В доказательной медицине оперируют корреляционной зависимостью одного явления с другим. Корреляционная зависимость– это зависимость между величинами, каждая из которых подвергается неконтролируемому разбросу. А это уже статистика.

Вопросами идеальной природы занимается метафизика. «Метафизика — это раздел философии, изучающий фундаментальную природу реальности, включая отношения между разумом и материей, между субстанцией и атрибутом, между потенциальностью и актуальностью». Как видим из этой цитаты, метафизика изучает нечто то, что, в принципе, нельзя физически измерить, нельзя пощупать, так сказать. «Впервые этот термин был употреблён неоплатоником Симплицием в V веке, а в Средние века получил широкое распространение, став синонимом философии, рассматриваемой как учение о началах всего сущего, считавшихся неизменными, духовными и недоступными чувственному опыту началами».

Физика же является наукой, «предметом изучения которой является материя (в виде вещества и полей) и наиболее общие формы её движения, а также фундаментальные взаимодействия природы, управляющие движением материи». Физические взаимодействия можно измерить. Идеальное же, в противоположность физическому, материальному, измерить невозможно. (Идеальный – «относящийся к идеям, к деятельности мышления; духовный, психический в противоположность физическому, материальному»).

В психосоматической проблеме конфликтуют вопросы философии и науки, метафизики и физики. А вы говорите: «зачем эта философия нужна?». Это я мысленно обращаюсь к тем, кто так считает, а «имя им легион». Нужна философия именно для того, чтобы безопасно решать психосоматические проблемы, безопасно как для болезного, так и для терапевта. Терапевты с опытом на своей шкуре начинают испытывать какие-то проблемы со здоровьем после некоторого количества приема больных. Это происходит потому, что в составе психосоматики содержится нечто такое, для которого не существует границ для проникновения инвазии (от лат. invasio — вторжение, внедрение) в организм терапевта.

Хочу акцентировать ваше внимание на том, что в своей практике мы имеем дело с определенной конструкцией организма. Знание этой конструкции позволит терапевту правильно распределять свое внимание во время работы. Когда читаешь научное определение организма, данное основоположником русской физиологии И.М. Сеченовым, оно кажется какой-то абстрактной: «организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него». Где неживая природа среды обитания и где живой организм? – это же разные планы. И каким образом среда входит в состав живого организма? Чтобы ответить на эти вопросы и преодолеть аффект недоумения я предлагаю вашему вниманию свое представление.

Как обычно, я в своем вербальном изложении опираюсь на свой невербальный опыт. С трудом подбираю слова, чтобы изложить свои ощущения работы с психосоматическими проблемами. В моей практике живой организм представляется в определенной конфигурации: есть ядро этой организации, центр, и есть периферия; между ядром и периферией есть посредник.

Ядро по своим свойствам явно консервативное (консерватизм от от лат. conservo — сохраняю), которое консервирует, сохраняет приобретенный опыт поколений, отстаивающее старое, противящееся нововведениям, изменениям. Ядро идеологически привержено традиционным ценностям и порядкам, социальным и религиозным доктринам. И ядро это за сохранение традиций общества, его институтов, морали и нравственности. Идея Кармы тоже принадлежит Центру. Идеи пустоты ума, сознания, как функции ума, присутствия, ясного света, пяти первоэлементов, трех гуморальных факторов (ньес-па или дошей) тоже принадлежат Центру. Идея Бога, духа, души – это все принадлежит Ядру.

И у организма есть динамичная периферия, под стать внешней среде, его окружающей.

И есть посредник между Центром и периферией – это тенсегрити (соединение путём натяжения) — принцип построения конструкций, основанный на способности каркасных конструкций использовать взаимодействия цельных элементов, работающих на растяжение, с составными элементами, работающих на сжатие. Элементы тенсегрити, работающие на растяжение, принадлежат Ядру, потому что как и Ядро эти элементы цельные. Периферия организма состоит из множества элементов, работающих на сжатие.

Принципиальная схема «Консервативное Ядро – посредник – динамичная периферия» вездесуща и, масштабируясь, проявляется на разных планах по-разному.

Возьмем постулат «все находится в движении». Один из основных законов диалектики, выражающий источник самодвижения называется «единство и борьба противоположностей». Единство и борьба противоположностей выступает и как всеобщий закон познания и развития явлений природы. «Любое движение характеризуется наличием относительно консервативного ядра и относительно свободной периферии». Консервативное ядро сопротивляется преобразованиям (развитию), стремится к функционированию в привычном режиме.

Человек по своему врожденному неведению старается отдалиться от своего вечного метафизического Ядра в стремлении удовлетворить свои желания, которые в принципе материальные. Неконтролируемое отдаление от своего Центра приводит к разным жизненным коллизиям, которые ложатся в основу психосоматических расстройств. Как бы далеко не отстранялась периферия от центра в конце жизни она возвращается к центру упругими связями тенсегрити. Так устроено колесо сансары: смерть дает новое рождение.

По восточной метафизике Центром, Ядром человека является Ум. У Ума есть сознание как функция для коммуникации с объектами разного свойства. По этому поводу есть метафора: Ум это хромой всадник, а сознание это слепая лошадь; куда всадник направит, туда лошадь и идет. Для коммуникации с сверхтонкими объектами есть сверхтонкое сознание; для коммуникации с тонкими объектами есть тонкое сознание; для коммуникации с материальными объектами есть грубое сознание. Грубое сознание возникает из тонкого сознания в ответ на электромагнитные взаимодействия материальных объектов. В случае с коммуникации с живыми объектами грубое сознание возникает из тонкого в ответ на нервное возбуждение живой ткани организма.

В масштабе «ум-сознание-физический мир» грубое сознание является посредником между Центром и физическим миром. В этом случае в тенсегрити участвует грубое сознание. Но есть еще другие масштабы взаимодействия «консервативное ядро – динамическая периферия»: «ум-сверхтонкое сознание-объекты сверхтонкого сознания» и «ум – тонкое сознание – объекты тонкого сознания». Таким образом в тенсегрити грубого сознания участвуют и сознание других планов. Физическое тело пронизано не только грубым сознанием, но и тонким сознанием, потому что грубое сознание возникает из тонкого сознания, как поток воды из родника. Если физическое тело принизано тонким сознанием, то пронизано и объектами тонкого сознания. Тонкое сознание возникает из сверхтонкого сознания по аналогии возникновения грубого сознания из тонкого сознания. Таким образом тенсегрити проявляется как единая система на разных планах бытия организма, потому что исходит из одного центра – ума.

Поэтому тело окружено и пронизано не только сознанием различного плана, но и их объектами. Физическое тело, да и весь физический мир, «варится в бульоне» взаимодействий объектов идеального мира и взаимодействует с этим миром. В статье «Отношение шести» я писал про шесть реальностей буддизма. Все эти планы сознания это функции ума. Сознание это функциональная система. Сам ум не находится далеко, я бы даже сказал так: не имеет значения для ума далеко он находится от тела (объекта) или близко, потому что ум, как Наблюдатель, сознание и объект образуют систему. И как только возникает взаимодействие с объектом, то возникает свойство объекта, и тогда умом выполняется измерение свойства. При этом система коллапсирует (сворачивается) в одно из состояний с определенным значением для этого свойства. Как говорится в квантовой механике: «Вероятность коллапса в данное состояние определяется волновой функцией системы до коллапса».

А если на эти процессы посмотреть изменив план и масштаб, заменив ум на Бог? Если так сделать, возникают другие перспективы.

И вот из этого «бульона» волновых функций по воле ума (а может Кармы?) начинают прорастать ветви тела. Можно сказать обобщенно: процесс прорастания ветвей тела начинается по Воле консервативного центра, потому что ветви тела это посредники между Центром и периферией. В этом случае периферией начинает проявляться физический мир и его объекты. В публикации «Идеология биодинамического центрирования «Касание ангела» я описываю концепцию пяти ветвей. Не только в этой публикации я писал о концепции пяти ветвей, но и в других. В этой же публикации «Идеология биодинамического центрирования…» озвучены мысли про тенсегрити, эмоции и силу тяжести. И в этой публикации хочу упомянуть про значение силы тяжести в рамках концепции «консервативный центр и динамичная периферия».

Под действием гравитационного взаимодействия материальное тело человека находится в растянутом состоянии, потому что на тело действует сила тяжести Земли. Но и в этом случае тенсегрити идеальной природы не теряет связей с проявлением тенсегрити в материальном плане, потому что гравитация выражается отношением энергии и массы. И не то что не теряет, а является причиной тенсегрити в физическом мире. Нужно подчеркнуть тот факт, что в более масштабном плане планеты солнечной системы занимают свои места относительно друг друга действием сил гравитации. Планеты будто распяты гравитацией и за счет этого каждая планета занимает свое место в системе. Мне приходит на ум образ распятия, как символа динамического равновесия в солнечной системе, где есть Центр в виде звезды Солнца и периферии в виде планет.

Уменьшаем масштаб и переходим к масштабу отношений «Земля - человеческое тело». На человеческое тело действует сила тяжести. Центр действия силы тяжести Земли находится в ее ядре. Ядро Земли, по-сути, является центром тяжести Земли. В поле действия силы тяжести возникает другая сила, которая называется вес. Направление действий этих сил противоположное друг другу: сила тяжести направлено внутрь тела (объекта) и образует центр тяжести объекта, вес направлен во вне объекта, наружу. Сила тяжести и вес компенсируют действие друг друга на объект. В этом процессе компенсации действия силы тяжести и веса на объект можем усмотреть действие закона диалектики единство и борьба двух противоположностей.

Под действием силы тяжести и веса тело растягивается. При правильном растяжении элементы организма распределяются по своим местам, которые соответствуют оптимальной жизнедеятельности. И главную роль в этом распределении играет соединительная ткань. Все элементы организма в физическом измерении, начиная с клеток и заканчивая телом, находятся в окружении соединительной ткани.

Тенсегрити в виде действия силы тяжести и веса
Тенсегрити в виде действия силы тяжести и веса

Вместе с соединительной тканью элементы организма находятся в окружении грубого сознания, потому что грубое сознание возникает из тонкого сознания в ответ на электрическую активность живых клеток. Фасция вместе с грубым сознанием окружают каждый элемент организма. Тело это тоже элемент целого организма. У тела есть его форма: «взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а также взаимное расположение точек линии». Немножечко воображения и возникает форма тела в виде взаимно расположенных полостей, которые сформировала фасция и в которых находятся элементы организма. Отношения всех этих элементов организма находятся в отношениях с фасцией, потому что они находятся в окружении фасции. И есть нечто примечательное в этих отношениях: в фасции нет моторных нейронов, чтобы ЦНС как-то могла влиять на ее поведение. Зато в фасции включено множество рецепторов НС, которые в большинстве своем работают на механической основе за счет того, что фасциальная капсула рецепторов при различной деформации от действия силы тяжести раздражает рецепторы давлением. ЦНС узнает о состоянии периферии за счет поведения фасции, на которую она влиять не может. Интересно, да?

Да, еще нужно сказать про точки линии: «Линия - это последовательно расположенная в одном направлении группа точек, не имеющая разрывов». Фасцию можно представить в виде ткани, сотканную из линий. Линий много, на линии группа точек и эти точки имеют взаимное расположение. Не просто так распределены отношения этих точек, а по определенным правилам, и отношения могут быть оптимальными или оптимальными. Отношения это и взаимодействия. Оптимальные взаимодействия приводят к оптимальной жизнедеятельности и к здоровью. Оптимальными эти взаимодействия должны быть не только в отношении объектов физического плана, но и в отношении объектов идеального плана. Упругость фасции подсказывает, что взаимодействия являются электромагнитными. Раз так, то отношения элементов организма могут выходит далеко за пределы границ физического тела в виде электромагнитной индукции.

Каковыми должны быть правила взаимодействий объектов физического мира диктуют фундаментальные физические взаимодействия. Под эти правила подстраивается вся жизнедеятельность человека. Тогда возникает оптимальная жизнедеятельность, а значит и здоровье. Если человек своим поведением нарушает эти правила, то возникает патологическая жизнедеятельность. Тут все просто: тело имеет центр тяжести, растянутый по линии вдоль позвоночника; если центр тяжести смещается, то возникает патологическая жизнедеятельность.

Для протяжённого объекта, находящегося в гравитационном поле, силы гравитации различаются для ближней и дальней сторон относительно центра тяжести Земли. И разность этих сил ведёт к деформации объекта в направлении градиента поля. В организме человека, обладающего телом в виде протяженного объекта, эта деформация заставляет включиться различным тоническим рефлексам положения тела в пространстве, сохранения равновесия и поддержании постурального баланса. Важнейшим рефлексом в числе тонических рефлексов является миотатический рефлекс (стрейч-рефлекс). Миотатический рефлекс включается за счет действия силы тяжести и ее производных. Цепь миотатических рефлексов образуют миотатическую синкинезию. Форма тела поддерживается за счет действия миотатических синкинезий.

Кроме деформации тела в направлении градиента поля, возникает деформация тела в направлении действия центробежных и центростремительных сил.

Ветви тела возникают из окружающего «бульона», кипящего различными взаимодействиями идеального плана, как картина из замысла художника. Картина складывается из мозаики опыта прежних воплощений души (или из мозаики опыта земного бытия предков). Из ветвей тела разворачивается физическое тело определенной формы имеющий свойства протяженного объекта. И у этого тела есть центр тяжести, образованный действие силы тяжести. И в поле действия силы тяжести у этого тела возникает вес – другая сила, действие которой направлено от центра тяжести в стороны к границам тела. Вес тела образует так называемые подвес и опору. Подвес и опора в теле формируется фасциями.

«Произвольный контроль вертикальной позы, осуществляемый человеком на протяжении всей жизни, является важной физиологической функцией организма. Вертикальное положение тела – это итог эволюции человека в филогенезе, его поддержание предполагает преодоление силы земного притяжения, и, следовательно, позная активность составляет бессознательный операционный фон любых локомоторных актов».

Вестибулярный аппарат является шестым чувством, удовлетворяющий важнейшую функцию – ощущение тела.

«Не только афферентные нервы, возбуждающиеся растяжением мышц, но и другие чувствительные пути отдаленных мест тела возбуждаются положением, давлением и, вероятно, еще другими влияниями и воздействуют переключающим образом на центральную нервную систему, т.е. они определяют тот путь, по которому распространяются позже поступающие в центральную нервную систему возбуждения.
Таким образом, центральная нервная система отражает каждый в каждый данный момент состояние тела, его позу, положение конечностей, соприкосновение с внешним миром; поэтому становится понятным, почему нервная система при различных условиях реагирует так разнообразно, но в то же время совершенно закономерно» (Р. Магнус).

С точки зрения тенсегрити строение человека выглядит так: к костям скелета прикреплены фасции, они образуют собственный связочный аппарат скелета, а также растянуты между костями в направлении внутреннего пространства, и от костей в направлении наружного пространства в «кипящий бульон»; снаружи на скелет натянуты два фасциальных листка и изнутри выстланы натянутыми фасциальными листками; все фасциальные листки образуют единую систему, работающую на растяжение; в эту единую фасциальную систему встроены отдельные элементы, работающие на сжатие.

С точки зрения концепции «консервативное ядро – динамичная периферия» единая фасциальная система, работающая на растяжение, относится к консервативному ядру, а отдельные элементы, работающие на сжатие, относятся к динамичной периферии. Так как ничего нет в покое, все находится в движении, то в процессе растяжения мы можем обнаруживать и процессы сжатия, а в процессах сжатия мы будем обнаруживать растяжение.

Центр регулирует периферию, периферия организовывает регуляцию.

Относительно нервной системы ЦНС является консервативным ядром. Относительно ЦНС сознание является консервативным ядром. Относительно сознания ум является консервативным ядром. Как только человек теряется связь с сознанием (впадает в кому, теряется сознание и т.п.), так сразу же становится недееспособным. При этом человек теряет способность стоять вертикально и двигаться, и, значит, ЦНС теряет связь с относительно консервативным ядром, потому что «любое движение характеризуется наличием относительно консервативного ядра и относительно свободной периферии». В пользу того, что ЦНС теряет связь с консервативным ядром при потере сознания говорит и то, что вертикальное положение тела – это итог эволюции человека в филогенезе. Потерял сознание – потерял связь с Центром - потерял свою историю.

Психосоматические расстройства возникают при нарушении связей со своим Центром. Обычно психосоматические расстройства закладываются в семье. В семье есть свой Центр. Что или кто является Центром семьи, состоящий из мужчины, женщины и их ребенка? Браки заключаются на Небесах. Мужчина дает свою фамилию и род женщине, дает свое семя, от которого появляется ребенок. Относительно консервативным ядром в семье является муж. И мужчина рождает ребенка. Не верите?

В Евангелии от Матфея дается родословная Иисуса Христа:

Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон. По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос (Мф. 1, 2–16).

Женам часто не нравится факт того, что муж лежит на диване, а не динамично крутится по хозяйству как она. Жене нужно принять, что такая ситуация запрограммировано эволюцией. Все по концепции «относительно консервативное ядро – относительно динамичная периферия». Муж на диване лежит не от собственного желания, а потому что запрограммирован на это историей развития человечества. А жена крутится по той же причине – эволюцией запрограммирована на это. Но есть в мире шайтаны, которые хотят сломать историю и заменить традиционные ценности на демонические. Жена, изгоняя мужа с дивана, идет под ручку с шайтаном против традиционных ценностей, между прочим.

Здесь я, конечно, ситуацию проявил не тонкими штрихами, не полутенями, а дал картину черно-белыми контрастами, и это для того, чтобы на этом фоне увидеть собственное отношение к консервативным ценностям: уважение к мудрости предков, сохранение моральных традиций, осторожное отношение к радикальному преобразованию социальных институтов и ценностей. А что происходит в реальности? В реальности происходит то, что сейчас в Европе и США несколько десятков гендеров.

Поведение жены, которая стирает мужа как центр традиционных семейных ценностей, говоря – ты не мужчина, ты баба и т.п., и при этом берет на себя роль мужа и позиционирует себя как консервативный центр. И уже в МКБ-11 состояния, связанные с гендерной идентичностью, выносятся из категории психических расстройств. МКБ-11 считает однополое влечение «нормой per se», нормализует транссексуализм, фетишизм, фетишистский трансвестизм, садомазохизм как варианты здорового поведения человека и, фактически, делает большой шаг к легализации педофилии. ВОЗ исключила трансгендерность из списка психических расстройств в МКБ-11. «Расстройства гендерной идентичности» в МКБ-11, принятой во время 72-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения, были перенесены в главу о состояниях, имеющих отношение к сексуальному здоровью, под названием «гендерное несоответствие».

Из своей практики я делаю вывод, что проблемы гендерной идентификации создают самые тяжелые психосоматические проблемы в виде разного рода депрессивных состояний. Как правило, сами больные не осознают причины своих психосоматических расстройств. По моим оценкам, исправление таких расстройств без лекарственной поддержки чревато обострениями.

Обычно, чтобы исправить психосоматические расстройства, достаточно разными способами приводить функции организма к его естественным образом сформированному Центру. Материальной проекций Центра является ось постуры. Приводя функции организма к оси постуры, мы восстанавливаем психосоматическое равновесие. В этом нам неоценимую помощь оказывает и открытие Р. Магнуса. Но для устранения депрессивных состояний недостаточно работать только с физическим состоянием тела. Нужно искать сопряжение физической части проблемы с тонкоматериальными (идеальной природы) структурами, которые вынесены за пределы физического измерения.