Нет, эта статья не про философский труд Иммануила Канта. Я буду писать про «Касание ангела», про метод биодинамического центрирования (КА). Хотя, определенно, идея И. Канта о познавательной возможности разума получать знания в отрыве от эмпирического, то есть опытным путем, в статье присутствует.
Основную тему книги И. Канта «Критика чистого разума» составляет понятие трансцендентального. Трансцендентальное не нужно путать с трансцендентностью. В философском смысле «трансцендентность» означает пребывание за пределами возможного опыта (запредельность), тогда как «трансцендентальность» имеет отношение к познанию и к условиям нашего опыта. Трансцендентальное (от лат. transcendens — выходящий за пределы) — это «посредник», связывающий части содержания познания, находящиеся по разные стороны некоторого предела.
Таким «посредником» в методе КА является «присутствие». «Присутствие» — это состояние сознания, которое позволяет проявить присущее ему (сознанию) трансцендентальное. Сознанию присуще то, что не приобретено в процессе опыта, а обусловливает и определяет возможность всякого опыта. То есть сознание обладает априорным (прежде всякого опыта) знанием.
В то же время, при определенной практике, «присутствие» может стать источником трансцендентного познания. «Внутренняя улыбка», которая наравне с намерением и внимание участвует в формировании «присутствия» имеет метафору «радость сына от встречи с матерью». В этой метафоре мать – это «пустота» из энергии которой возникло всё сущее, а сын – это ум. Поэтому при определенной практике «присутствия» возникнет настоящая радость от «встречи сына с матерью». Та «внутренняя улыбка», которую каждый практикующий метод КА получает на семинаре в виде инициации, это «костыль», который помогает идти «хромому всаднику». «Хромой всадник» — это персонаж другой метафоры: «Ум — это хромой всадник, сознание – это слепая лошадь, куда всадник направит, туда сознание и идет».
А куда может сознание пойти, на какие объекты ум может направить сознание? Я эти объекты распределяю по трем категориям, потому что Бог троицу любит. Я не верю, что человека эволюция создала случайным образом. Для того, чтобы появился человек, да и все сущее, по-моему, требуется некий план или идея. Поэтому для ума первой категорией объектов познания являются сверхтонкие объекты в виде идей идеального плана. Так как я человек верующий, то я не отвергаю, что эти идеи о сущем принадлежат Богу. Сверхтонкие объекты можно, наверное, назвать объектами ментального или идеального плана.
Второй категорией объектов познания являются тонкие объекты астрального, чувственного плана. Астральный план в некоторых космологиях называется «миром желаний» или «миром иллюзий». Третьей категорией объектов познания ума является объекты Плотного Мира или Грубого Мира физических объектов. Физический мир это мир явлений.
По объектам познания сознание подразделяется на сверхтонкое сознание, тонкое сознание и грубое сознание.
Областью нашей профессиональной деятельности методом КА является деятельность по устранению психосоматических расстройств объектов Грубого Мира, Мира объектов физического измерения. Поэтому все те приемы, которыми оперируют терапевты КА, только для работы с физическими объектами. Хотя, мы часто переходим пределы физического измерения в пределы психического. Тогда срабатывает трансцендентальность сознания через «присутствие», внутреннюю улыбку и намерение. Для того, чтобы работать в области более тонких, чем физический, все эти приемы (внутренняя улыбка, присутствие, намерение, внимание, перцепция, осознавание) нужно тренировать и развивать.
Для трансцендентного познания тот уровень исполнения «присутствия» и других приемов, который был получен на семинаре КА-1 не достаточен. Но у всех эти приемов есть потенциал развития до необходимого уровня, если тренироваться с правильным намерение и усердием.
О чем еще я хотел сказать. Вообще-то, о том, о чем хотел сказать - я только об этом и хотел написать, но получилось как в анекдоте: «- Пап, ты кого хотел больше всего, мальчика или девочку? – Вообще-то, я хотел только маму». Таки вот, я хотел написать только о том, каким образом «цементируются» кусочки мозаики возбуждения в цельную картину, которая характерна для того или иного индивидуума, характеризует этого индивидуума психофизиологически, и проявляет его свойства, присущие только ему. И эта картина индивидуальных свойств сохраняется всю жизнь.
Нужно отметить, что мозаика возбуждения хоть и проявляется в перцепции как активность нервной системы, активность телесной ткани, но нужно иметь во внимании, что возбуждение это комплексное – психосоматическое. Трансцендентальную связь тела (сомы) и психики создает сознание.
У Канта очень глубокая философия. Трансцендентальным Кант называет то, что изначально присуще сознанию: не приобретено в процессе опыта, а является своеобразной «сверхопытной данностью», данной человеку особым априорным (т.е. «прежде всякого опыта») образом. Суждения Канта можно подтвердить некоторыми примерами. Первый пример это наличие в организме трабекул, как предподготовка к тем внешним силам, которые присутствуют на Земле. Уже в эмбриональном развитии закладываются развитие трабекул. Другой пример это улыбка или походка, которая так похожа на одного из родителей. Что такое улыбка? Это определенная мозаика возбуждения мышечной и других тканей. А походка это тоже определенный паттерн двигательной активности.
Я уверен, что трансцендентальность сознания участвует в формировании генетической памяти и в части поведения. Так как опыт поведения в памяти наслаивается слоями при каждом изменении опыта, то осознавание вытаскивает их как изменение свойств объекта на уровень ощущений, перцепции. Свойства объекта формируются во взаимодействии с другими объектами и, особенно, внешними силами в пространстве и времени. И эти свойства могут содержать в себе как удачное взаимодействие в приспособительном смысле, так и неудачное. И при осознавании эти свойства все проявляются. Как вы понимаете, удачность или неудачность приспособления соответствуют завершенному или незавершенному гештальту.
Сам человек редко когда чувствует, что у него как-то всё «криво» в психосоматике, не чувствует, что у него дисбаланс в отношении тело/психика. Да, человек может понимать, что у него что-то не так, придя к этому логически, путем размышлений, но не чувствует. Или же человеку подсказывает про дисбаланс боль. Тому, что сам человек не видит свои проблемы, объяснение простое – он их не видит, не видит, потому что на себя нужно посмотреть как на объект, то есть с внешней точки зрения. Для этого навыка нужна тренировка. Еще нужно преодолеть весьма интересный момент – мозг структурирует тело таким же образом, как и сам структурирован. То есть, в мозге имеется механистическая структура в противоположность адаптивной, этакий «бюрократ», который навязывает всему телу мозаику возбуждения. Поэтому мозг не может посмотреть на себя критично, мозг такой же как все тело.
«Не только афферентные нервы, возбуждающиеся растяжением мышц, но и другие чувствительные пути отдаленных мест тела возбуждаются положением, давлением и, вероятно, еще другими влияниями и воздействуют переключающим образом на центральную нервную систему, т.е. они определяют тот путь, по которому распространяются позже поступающие в центральную нервную систему возбуждения.
Таким образом, центральная нервная система отражает каждый в каждый данный момент состояние тела, его позу, положение конечностей, соприкосновение с внешним миром; поэтому становится понятным, почему нервная система при различных условиях реагирует так разнообразно, но в то же время совершенно закономерно» (Р. Магнус).
Такой механистической структурой мозга является глия и, в частности, астроциты. Их в мозге столько же, сколько нейронов. Нейроны полностью окружены глией. Об этом в другой публикации. И с этими «бюрократами» я работаю.