Жить в гармонии хочется каждому. Но большинству людей реализовать это желание не получается. Жить в гармонии – значит быть цельным и согласованным. Гармония, как философская категория, отражает закономерный характер развития действительности, где внутренняя и внешняя согласованность, образуют цельность и соразмерность содержания и формы. А действительность такова, что жизнь, реализуясь в одном из основных законов самодвижения и развития явлений природы (единство и борьба противоположностей), создает экзистенциальную проблему, для решения которой гармония становится необходимым условием. Экзистенциальные проблемы – это такие проблемы, которые возникают из самого факта существования человека (от латинского existo – существую).
Жить в гармонии, значит быть здоровым. Быть здоровым - это экзистенциальная проблема – с этой позиции я хочу подойти к разговору по проблемам здоровья. Жизнь человека проходит в вечных поисках гармонии с окружающим миром (внешней) и с самим собой (внутренней). По Аристотелю, природа соединяет противоположности, чтобы возникла жизнь, поэтому она свела мужчину с женщиной, а не с однополым существом. «Так и всё мироздание, то есть небо и землю, и весь космос в целом упорядочила единая гармония через смешение противоположнейших начал» (Аристотель. О мире).
Чтобы не растекаться «водой» по такой сложной и обширной теме, считаю необходимым указать ее границы: тема разговора про здоровье и границы установим через определение «здоровье». По определению, которое мной заимствовано у П.К. Анохина, здоровье – это оптимальная жизнедеятельность с положительным эмоциональным тонусом. Это определение короткое, но весьма емкое по содержанию, требует некоторой расшифровки, чтобы было понятно. Такое определение здоровья для практиков метода «Биодинамическое центрирование «Касание ангела» знакомо и имеет практическое значение для реализации конкретных шагов по коррекции состояния здоровья. Это очень важно помнить о способах практического решения проблем здоровья в разговоре, больше похожем на философствование. По моим задумкам, рассуждения о гармонии должны дать практикам новые идеи и концепции для технической реализации восстановления здоровья.
По мнению П.К. Анохина живой организм состоит из множества функциональных систем. Различаясь по своему функционалу, и объединяясь по иерархическому принципу, все системы функционируют ритмически согласованно и гармонично для достижения общих целей. У многих функциональных систем центры регуляции вынесены за пределы тела и через это поддерживается гармония с окружающим миром. Согласно потребностям организма образуются функциональные системы и перед каждой стоит задача удовлетворения определенной потребности. Выполнение поставленной задачи вознаграждается положительной эмоцией, а невыполнение - «вознаграждается» отрицательной эмоцией, которая стимулирует функциональную систему к решению задачи, и стимулирует до тех пор, пока задача будет не выполнена. Если функциональные системы выполняют возложенные на них задачи, то в организме циркулирует положительная эмоция, если не выполняют свои задачи, то в организме циркулирует отрицательная эмоция.
Циркуляция в организме положительных эмоций говорит о том, что каждая функциональная система выполняет свои функции и организму не нужно затрачивать дополнительную энергию и это свидетельствует об оптимальной деятельности организма. Если все функциональные системы достигают реализации поставленных задач, то это свидетельствует об оптимальном функционировании систем и это подкрепляется положительной эмоцией. Поэтому здоровье и положительные эмоции находятся в функциональной и прямо пропорциональной зависимости.
В условиях пандемии действительность такова, что создаются условия развития экзистенциальных проблем, когда человек чувствует себя изолированным, одиноким, переживает мысли о собственном ненадежном и бренном существовании. Экзистенциальные проблемы становятся причинами болезней. Страдание, страх, тревога, вина, мысли о смерти – эти психические состояния в центре экзистенциальной проблемы. Страх – это исходное переживание, возникающее в условиях изоляции. Философия помогает ответить на многие «трудные» вопросы. А «сущностные» вопросы из числа «трудных». Философия философией, но решать проблему нужно.
Для устранения причин болезней требуется устранение экзистенциальных проблем, а для этой цели восстановление гармонии - необходимое условие. Большинство людей понимают гармонию применимо к этике и эстетике, с трудом позволяя себе применять понятие «гармония» к другим аспектам бытия, тем более к своему здоровью. Впервые слово «гармония» появляется в античной мифологии. У Ареса и Афродиты рождается дочь Гармония, как результат воздействия любви Афродиты на Ареса, который был не только богом войны, но и вечного противоборства элементов. И любовь объединил противоборствующие элементы. Прошу обратить на это внимание – любовь объединяет противоборствующие элементы . Единство и борьба двух противоположностей - один из основных законов диалектики, выражающий источник самодвижения и развития явлений природы и социально-исторической действительности, выступающий и как всеобщий закон познания. Я вашу мысль, коллеги, подвожу к нашему основному терапевтическому приему – осознаванию. Осознавание по своей сути является любовью, так как является актом безусловного принятия. Осознавание примиряет два противоборствующих элемента, создает гармонию. Вот такой вывод к красивой античной легенде.
«Известно, что первое теоретически разработанное учение о гармонии принадлежит пифагорейцам . Становясь из дочери Ареса принципом существования мира , Гармония утрачивает свое мифологиче ское содержание и антропоморфную форму и становится абстрактно -всеобщим понятием . Пифагорейцы считали мир совершенным и оптимально устроенным , поэтому первые представления о гармонии носили космологический характер» (Р. Х. Лукманова, Гармония как философская категория). Платон предложил считать наблюдаемое явление гармоничным, если части и целое соразмерны, а действия их согласованы, если имеется соответствие внешнего и внутреннего, слова и дела . «Когда могучая и во всех отношениях великая душа восседает как бы на колеснице слишком слабого и хилого тела, или когда равновесие нарушено в противоположную сторону, живое существо в целом не прекрасно, ибо ему не хватает соразмерности как раз в самом существенном; однако когда в нем есть эта соразмерность, она являет собой для каждого, кто умеет видеть, самое прекрасное и отрадное из всех зрелищ» (Аристотель, О душе).
Учитель Аристотеля Платон предложил считать наблюдаемое явление гармоничным, если части и целое соразмерны, а действия их согласованы, если имеется соответствие внешнего и внутреннего, слова и дела. Платон дает основу таким понятиям как «холизм» и «золотое сечение». Меньшая часть относится к большей части так, как большая ко всему целому – правило (или определение) золотого сечения. Понятие холизм лежит в основе стратегии восстановления здоровья и знакомо нам с начала обучения методу. Холизм (от древне-греческого ὅλος - целый, цельный), в философии и науке позиция по проблеме соотношения части и целого, исходящая из качественного своеобразия и приоритета целого по отношению к его частям. Холизм, как учение, базируется на принципе целостности материального и идеального (духовного), на единстве психики и тела, на взаимодействии и функциональной зависимости материального и нематериального. Мы используем в терапии стратегический подход от общего к частному. В условиях целостности психики и тела, как единой функциональной системы, важно учитывать границы целого в терапии локального проявления проблемы.
Локальное проявление проблемы не возникает в одночасье, и возникает не только на материальном уровне, а отражается и на состоянии психики. Наш опыт накапливается чуть ли не с момента зачатия и до самой смерти по мере нашего обучения разным умениям: дышать, стоять, ползать, ходить, любить и т.д. Более поздний опыт, используя предыдущий опыт, надстраивается над ним, и таким образом один опыт наслаивается на другой. Выглядит это как годовые кольца у дерева или, другое сравнение еще применяют, как торт «Наполеон». Огромное количество функциональных систем, не прекращая свою деятельность, выполняют свои функции в то время, когда мы чему-то учимся: сердце, легкие, мозговая деятельность, психоэмоциональные переживания, поддерживание гомеостаза и т.д. и т.п. Поэтому мы учимся не только руками что-то делать, но и всеми этими функциональными системами, всей своей организацией. Возникает функциональная зависимость между всеми этими системами и нашим опытом. Наши проблемы по здоровью возникают из нашего опыта, где в каждом слое содержится доля погрешности в функционировании систем, которые переходят из одного слоя в другой, более поздний, в конечном счете реализуясь в проблеме, как сумма погрешностей. Поэтому локальная проблема – это проблема всего организма и всего опыта. Психологическая проблема – это психосоматическая проблема, это проблема всего организма и всего опыта. Соматическая проблема – это тоже психосоматическая проблема, проблема всего организма и всего опыта.
Продолжая размышления о проблемах гармонии, здоровье, как экзистенциальных придется рассматривать такое ее положение, как страх. Страх – это исходное переживание, эта эмоция способная подавить любую другую человеческую эмоцию. Страх, можно сказать, залог нашего выживания. Древний человек настораживался при любом неожиданном звуке, это был сигнал опасности. Реакция на внешний раздражитель - это одна из основных функций мозга. Такой механизм заложен в нас природой, он действует даже у людей в состоянии комы. Поэтому люди склонны обращать внимание, в первую очередь, на негативные стороны жизни, страдания и лишения. В период пандемии, самоизоляции, карантина это особо ярко проявляется в обострении проблем.
Отрицать наличие страданий в жизни – это быстрый путь к неврозу. Большинство людей даже думать себе не позволяют о страданиях, страхе, особенно о смерти. Хотя понимают, что жизнь человека, любого живого существа из материального мира – она конечна. Чтобы успешно решать проблему, сначала нужно принять факт существования проблемы. Мои размышления о гармонии, экзистенциализме к религии вообще и буддизму в частности не имеют никакого отношения. Но я не могу не упомянуть здесь о четырех благородных истинах буддизма, и только для более полного освещения проблемы. Буддизм признал страдания основой жизни и существует тысячелетия. Значит, в этой концепции признания страданий основой жизни есть некая нетленная идеология. Четыре благородные истины - одно из базовых учений буддизма, которого придерживаются все его школы. Четыре благородные истины сформулировал сам Будда Шакьямуни и кратко их можно изложить так: 1. существует страдание; 2. существует причина страдания — желание; 3. существует прекращение страдания — нирвана; 4. существует путь, ведущий к прекращению страдания - следовать «срединному пути» — значит держать золотую середину между физическим и духовным миром, между аскетизмом и наслаждениями, не впадать в крайности.
«И вот Всеблагой обратился к окружающим его пяти монахам и сказал: Две есть крайности, о, братья, которым не должен следовать тот, кто отрекся от мира. С одной стороны, — влечение к вещам, вся прелесть которых зависит от страстей и от всего более, от чувственности: это низкий путь похоти, недостойный, недолжный для того, кто отдалился от мирских обольщений. С другой стороны, путь самоистязаний, недостойный, мучительный, бесплодный. Есть средний путь: о братья, далекий от тех двух крайностей, возвещенный Совершенным — путь, отверзающий очи, просветляющий разум и ведет тот путь к душевному миру, к возвышенной Мудрости, к совершенству пробуждения, к Нирване! Каков же тот средний путь, о монахи, — путь далекий от обеих крайностей, возвещенный Совершенным, что ведет к Совершенству, к возвышенной Мудрости, к душевному миру, к совершенному пробуждению, к Нирване? Истинно! То восьмеричный Благородный путь: истинное воззрение, истинное намерение, истинная речь, истинные поступки, истинный образ жизни, истинное усердие, истинное размышление, истинное сосредоточение» (Дхармачакра-правартана сутра).
Срединный путь, о котором говорит братьям Будда Шакьямуни, это путь к гармонии. Аристотель тоже провозглашает срединный путь, как путь к гармонии: «Когда могучая и во всех отношениях великая душа восседает как бы на колеснице слишком слабого и хилого тела, или когда равновесие нарушено в противоположную сторону, живое существо в целом не прекрасно, ибо ему не хватает соразмерности как раз в самом существенном; однако когда в нем есть эта соразмерность, она являет собой для каждого, кто умеет видеть, самое прекрасное и отрадное из всех зрелищ». Платон, учитель Аристотеля, говорит: это гармония, если части и целое соразмерны, а действия их согласованы, если имеется соответствие внешнего и внутреннего, слова и дела. Все три мудреца, судя по датам их рождения, жили в одно и то же время.
Один мой мудрый учитель, профессор, доктор наук, психолог, говорил: если хочешь узнать чем руководствуется человек в своем патологическом поведении, что им двигает - поставь его в те условия, в которых он жил: на каких истинах и ценностях воспитывался, особенно – на каких религиозных ценностях воспитывался. Патологическое поведение – это поведение, причиной которого является страдание или поведение, причиняющее страдания (Патология (от греч. παθος — страдание, боль, болезнь и λογος — изучение). Интерес к религии, опять же, не в контексте религиозности, а из-за интереса к развитию проблемы с точки зрения ее психофизиологической природы или, чтобы было более понятно, с точки зрения психосоматической природы проблемы. Вот с этой принципиальной позиции, мы ставим нашего пациента в модель экзистенциальных проблем и исследуем на предмет количества гармонии в его жизни. Мы используем только принцип подхода, а не сам подход, который профессор рекомендует использовать при исследовании проблемы пациента для выявления ее причины. Но кому-то может пригодиться и сам подход. Но я использую только принцип подхода, чтобы выйти на причины проблемы.
Какую модель я должен применить для исследования условий развития патологического опыта? Конечно же, ту модель, в которой бы максимально раскрывался принцип холизма, чтобы от этой модели можно было бы оттолкнуться для поиска локальных проблем. То есть, мы должны и в этом опыте соблюдать принцип «от общего к частному» и найти модель, объединяющую всех людей. Конечно же, ту модель, в которой объективно отражались бы все условия развития патологического опыта, в том числе и опыт предыдущих поколений. Вы знаете такую модель? Такая модель – это жизнь на планете Земля.
Существуют две парадигмы, в основе которых две идеи, совершенно противоположным образом объясняющие поведение. По одной парадигме, картезианской, поведение организует стимул. Рене Декарт сформулировал представление о рефлексе, о рефлекторном отражении среды в мозгу. По этой парадигме среда инструктирует мозг, стимулирует то или иное поведение, поведение формируется как реакция на раздражение среды. Среда предопределяет поведение, а мозг – это «белая доска», tabula rasa, на которой среда пишет сценарий поведения. Этой парадигмы придерживался И.П. Павлов. Есть другая парадигма, называется «активностная». Эту парадигму поддерживают труды таких философов и ученых как Аристотель, П.К. Анохин, Н.А. Берштейн. По этой парадигме поведение организует воля человека, его активность по достижению полезного потребительского результата. Эти две парадигмы, по своей сути, это два разных мировоззрения. Каждый из этих двух парадигм формирует разный, диаметрально отличный один от другого, причинно-следственный ряд. По картезианской парадигме первым событием в причинно-следственном ряду является стимул среды и уже от рефлекса на этот стимул разворачивается ряд событий. По активностной парадигме понятие о стимуле отсутствует, первым событием в причинно-следственном ряду является действие на достижение полезного потребительского результата, который, по достижению, помогает организму адаптироваться в среде. На первом месте при этой парадигме действие, на втором – результат, к которому приводит действие, руководит всем процессом информационный эквивалент «цель достижения».
Два разных мировоззрения, но истина где-то посередине. Наш путь срединный. Этому выбору есть и основа. Учение И.П. Павлова о сигнальных системах. И.П. Павлов придерживался реактивностной парадигмы, где поведение организуется стимулом, но вот его учение о сигнальных системах позволяет активностной парадигме, где поведение организуется волеизъявлением человека, не только быть, но и доминировать. Вспомните: вторая сигнальная система доминирует над первой. Поддерживающий своими трудами активностную парадигму, П.К. Анохин указывал на регуляторную роль среды для многих функциональных систем, особенно в гомеостазе. Именно стимул среды был триггером, запускающим активность по достижению приспособительного результата. Два мощных ученых не были столь категоричными в своих представлениях, чтобы не допускать взаимопроникновение парадигм. Поэтому мы, придерживаясь того, что «истина где-то посередине», должны сформировать такое мировоззрение, которое бы этому срединному пути соответствовало. Нужно сформировать понимание условий возникновения адекватного синтеза двух этих парадигм. Условием такого синтеза является понимание того, что колыбелью человечества является планета Земля.
Всё человечество, из поколения в поколение, развивалось в земных условиях, с ее силой гравитации и под воздействием других фундаментальных сил Природы. Из поколения в поколение переносился опыт взаимодействия с этими фундаментальными силами. Опыт преодоление экзистенциальных проблем, опыт жить в гармонии с Природой содержится в опыте взаимодействия с фундаментальными физическими взаимодействиями. Науке их известно четыре: гравитационное, электромагнитное, слабое и сильное. Опыт взаимодействия с этими силами содержится во всем: сердце бьется, легкие дышат, кровь пульсирует в сосудах, суставы гнутся, любовь, страх, обида, гнев, переживания других эмоций – все эти процессы содержат этот опыт. Этот опыт отражается в морфогенезе (филогенез, онтогенезе). В принципе и опыт гармоничного взаимодействия человека с силами Природы должен отражаться в морфогенезе, как закономерный характер развития, где внутренняя и внешняя согласованность образуют цельность и соразмерность содержания и формы. Отражаясь в морфогенезе, гармония отношения человека с Природой должна проявляться через безусловные рефлексы положения тела в пространстве. Чтобы было понятно в связи с чем возникло в тексте слово «рефлекс», представляю определение рефлекса: «Рефлекс (лат. reflexus повернутый назад, отраженный) - реакция организма, обеспечивающая возникновение, изменение или прекращение функциональной активности органов, тканей или целостного организма, осуществляемая при участии центральной нервной системы в ответ на раздражение рецепторов организма». Такое определение дает «Медицинская энциклопедия».
Хочу немножко дольше задержаться на определение гармонии, данное Платоном: это гармония, если части и целое соразмерны, а действия их согласованы, если имеется соответствие внешнего и внутреннего, слова и дела. Задержаться и поговорить о той части определения, где говорится о согласованности слова и дела. Слово и дело, речь и действие, психика и тело. Павлов И.П. о своей сигнальной системе: «Это то, что и мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды, как общеприродной, так и от нашей социальной, исключая слово, слышимое и видимое. Это — первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными». Слово – это уже вторая сигнальная система. Павлов говорил, что «... слово составило вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов». Речь прочно связано с психической активностью. Но в то же время, речь невозможна без участия голосового аппарата. Голосовой аппарат - это совокупность органов, участвующих в голосообразовании. То есть, без участия тела в виде определенных органов речь невозможна. В состав голосового аппарата входят: ротовая и носовая полости с придаточными полостями; глотка; гортань с голосовыми связками; трахея; бронхи; лёгкие; грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой; мышцы брюшной полости; нервная система: соответствующие нервные центры головного мозга с двигательными и чувствительными нервами, соединяющими эти центры со всеми указанными органами. Речевой аппарат – это анатомо-физиологическая система органов, включающая гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое нёбо, (ротоглотку), зубы верхней и нижней челюсти, губы, носоглотку (верхняя часть глотки, расположенная позади полости носа, сообщающаяся с ней посредством хоан и условно ограниченная от ротовой части глотки плоскостью, в которой лежит твердое небо) и резонаторные полости, участвующих в порождении звуков речи и голоса.
Работу органов голосообразования и речевого аппарата нельзя рассматривать вне связи с центральной нервной системой, которая организует их функции в единый, целостный процесс, являющийся сложнейшим психофизическим актом. Являясь психофизическим актом, голосообразование и речь нельзя рассматривать в отрыве от психики. Из этого можем сделать вывод, что голосовой и речевой аппараты осуществляют активную связь тела и психики. Даже когда мы только думаем, язык производит мелкую моторику. И при проблемах отношения тела и психики раньше всех других органов начинают испытывать страдания именно органы голосового и речевого аппаратов. Гармония отношения тела и психики, то есть, отношения мозга и сознания, проявляется в гармонии отношения голосового и речевого аппаратов к целому организму. Есть поза, характерная для невротика, в формировании которой активно участвуют органы речевого аппарата и голосообразования. Есть еще один «страдалец», который вовлекается в процесс дисгармонии весьма активно – это сердце. Сердце участвует во всех процессах функциональной деятельности органов речевого и голосового аппаратов, и при потере гармонии в отношениях тоже страдает. Невроз и сердечная недостаточность – это две производные дисгармонии.
Все патологии органов речи и голосового аппарата связаны с положением тела в пространстве, и отражаются на состоянии постуры. Нужно отметить, что под влиянием состояния органов речи и голосообразования на состояние гармонии отношений мозга, сознания и постурального баланса формируется функциональная зависимость друг от друга. Постуральный баланс в этой зависимости играет ключевую роль как более ранний сформировавшийся опыт. Опыт голосообразования, речи наслаивается на опыт сохранения положения тела в пространстве в статике и динамике при активных отношениях мозга и сознания. Если формируется нарушение гармонии отношений человека со средой, с социумом, то в дисгармонию вовлекаются все слои опыта индивидуума. И не только того опыта, которое сформировалось при жизни, но и опыт предков, особенно матери. Уже во внутриутробный период развития плод перенимает отношения матери со средой, с социумом как наиболее приемлемый для себя, как бы готовя себя для жизни вне утробы, к появлению на свет.
Мы постоянно чему-то учимся. Вначале научения происходит рассогласование ранее сформированного опыта, что приводит к экспрессии ранних генов у нейронов, на этих активированных нейронах мы пробуем достичь результата, активируем одни нейроны, другие. Наконец результат достигается. Этот результат уничтожает рассогласование, его больше нет, и начинается закрепление того опыта, что только что был приобретен. Затем происходит формирование нового опыта, включаются поздние гены, эти поздние гены изменяют морфологию нейронов, формируется новая нейронная система, которая вписывается в ранее сформированный опыт, происходит согласование с прежним опытом, в результате которого происходит модификация прошлого опыта. Экзистенциальные проблемы создают сильные стрессовые состояния. При стрессе человек откатывается в своем опыте в более ранние слои своего опыта. Экзистенциальная проблема для нас создает требования для формирования нового опыта, возникает рассогласования всего опыта. Поэтому во время стресса мы не знаем что делать, хотя до стресса все умели и все знали, умели планировать свое поведение и поведение других для достижения приспособительного результата. А во время стресса в нервной системе активируется реактивностный тип поведения, где поведение организуется стимулом окружающей среды. Если процесс решения экзистенциальной проблемы затягивается, то продолжающийся стресс формирует определенный тип поведения, который можно назвать пораженческим. Основой такого поведения является неудовлетворение потребности в приспособительном результате. При пораженческом типе поведения человек считает себя ничтожеством, ни на что не способным, недостойным. И, кстати, делает все, чтобы защитить такой образ себя. Невротический тип поведения. Один из основных защитных механизмов такой невротической личности - на словах декларировать свое намерение устранить свою проблему, а на деле же он хочет спрятать проблему и от себя, и от других, например, созданием видимости гармонии, равновесия. Дисбаланс, рассогласованность в словах и делах приводит к неврозу. Невроз является основой практически всех заболеваний.
Еще раз обратите внимание на короткое определение гармонии, данное Платоном, но уже с целью поиска ответа на вопрос – что делать? Что делать, как помочь человеку с экзистенциальной проблемой, когда катастрофически разрушаются жизненные устои, мировоззрение, гармония, здоровье, и нет выхода из всего этого? Ответ на этот вопрос есть в платоновском определении гармонии - это когда части и целое соразмерны, а действия их согласованы, если имеется соответствие внешнего и внутреннего, слова и дела. В этом определении гармонии говорится о форме организации, которая нам известна, как тенсегрити. Напомню этот принцип: принцип построения каркасных конструкций, основанный на использовании элементов, работающих одновременно на сжатие и на растяжение. Сжатие и растяжение, функционирующие в одной динамичной каркасной конструкции, друг друга компенсируют, уравновешивают. Я не хочу здесь повторять идеи и концепции, о которых писал в методическом пособии к семинару «Установки тела. Реконструкция». Познакомиться с этой методичкой можно перейдя по этой ссылке
Напишу про что-то новое. Специалист использует для терапии свое сознание, организованное определенным образом. Специалист своим сознанием создает вокруг пациента пространство, которое называется «информационное пространство». С концепцией и техникой формирования информационного пространства специалиста знакомят на самом начальном этапе обучения, так как является базовым умением в технологии метода. Информационное пространство имеет значение семантического поля. Семантическое поле - это совокупная информация от всех элементов психосоматической структуры пациента. В информационном пространстве семантическое поле может передаваться: от пациента к специалисту передается семантическое поле пациента, и от специалиста к пациенту передается семантическое поле специалиста. В информационном пространстве специалист и пациент каждый одновременно является и субъектом и объектом. Субъект (принимающий информацию) при наличии определенных навыков может проанализировать семантическое поле объекта.
Для анализа семантического поля пациента специалист выполняет ряд манипуляций со своим сознанием: активирует состояние внутренней радости (внутренняя улыбка, ВУ), активирует внимание в нужных для терапии направлениях. Подготовленным таким образом сознанием специалист становится способным не только проанализировать семантическое поле пациента, но и создать в организме пациента условия для терапии. В информационном пространстве можно обмениваться информацией об эмоциональном состоянии, что и делает специалист, индуцируя на пациента свое состояние внутренней радости. В организме у пациента преобладающим образом циркулирует отрицательная информация, потому что причина проблемы в незавершенных гештальтах, то есть, многие функциональные системы не достигли своих целей, они активны. Нейронные сети, связанные с этими функциональными системами, возбуждены, отрицательные эмоции поддерживают это возбуждение, мотивируя функциональные системы к достижению цели. На фоне положительной эмоции внутренней улыбки (ВУ) отрицательные эмоции как бы подсвечиваются, проявляя незавершенные гештальты. Положительная и отрицательная эмоции, эти две противоположности, создают разницу потенциалов – условие для самодвижения в организме пациента. Возникшая в психосоматических структурах пациента динамика направляется сознанием специалиста в локальные зоны задержки динамики. Локальные зоны задержки динамики, в определенном масштабе, являются причиной дисбаланса в отношениях элементов психосоматических структур целого организма.
Для специалиста важно иметь определенную информацию о психофизическом состоянии пациента – информацию о состоянии организма, предшествующую эмоции. Такая информация содержится в состоянии постурального баланса. Состояние постурального баланса содержит информацию об отношении тела с пространством, отношении тела с элементами своей конструкции, отношении тела с внутренними органами и отношении тела с сознанием. Поэтому вся технология, стратегия терапии в «Касании ангела» (КА) ориентирована на восстановление постурального баланса в статике, динамике, как способ восстановления здоровья, гармонии, устранения экзистенциальных проблем.
Для специалиста важно иметь не только определенную информацию от пациента, но и важно иметь иммунитет от рефлексии во время терапевтической процедуры. Коротко о рефлексии - способность человеческого мышления к критическому самоанализу. В нейронные сети специалиста через каналы перцепции поступают данные семантического поля пациента. В этих данных, хоть они и являются субъективной реальностью пациента, содержится информация, в основе которой общие для всего человечества закономерности. Это и базовые эмоции: страх, любовь, ненависть, зависть, гнев, обида, жадность, желание и т.п. Этим эмоциям, каждой свой, предшествует постуральный баланс. В какой-то момент, на основе эффекта резонанса, действия зеркальных нейронов может включиться критический самоанализ. И тогда специалист может начать проживать жизнь пациента как свою. Я не ошибся, написав «проживать», а не «переживать». Чтобы исключить этот процесс, есть измененное состояние сознания, которое называется «присутствие». Специалист осознает самого себя, свое бытие в реальной своей жизни в текущий момент времени, «здесь и сейчас». Присутствие позволяет переживать, сострадать, но не проживать, не рефлексировать. Присутствие - важное для эргономики специалиста состояние. Рефлексия присуща почти каждому человеку: каждый из нас хотя бы изредка задумывается над причинами собственных неудач и ошибок. Неудачи и ошибки – следствие незавершенных гештальтов.
Рефлексия это привычное действие, которое может запуститься как рефлекс на стимуляцию содержанием семантического поля пациента. Тогда может возникнуть такое понимание причины проблемы пациента, которое формируется не состоянием пациента, а переживаниями специалиста. Тогда возникает эффект, когда специалист лечит не пациента, а себя. Чтобы исключить подобное, есть состояние сознания «присутствие». Вообще, это состояние сознания очень полезное для адекватного восприятия окружающего мира. Адекватное восприятие невозможно без ощущения своего тела. Через ощущения своего тела мы понимаем мир, формируем к нему свое отношение. Экзистенциальные проблемы возникает из неадекватного восприятия мира. Неадекватное восприятие мира формирует соответствующее мировоззрение. Мировоззрение специалиста должно быть адекватным реалиям для успешной терапии.
Экзистенциальные проблемы, болезни начинаются с того, что человек теряет свое место в жизни. А начинается с того, что теряется связь с самим собой, с отсутствия себя в самом себе. Причина этому неведение, которое проявляется как отсутствие знания о самом себе. Многим больно быть в самом себе, потому что собственное состояние требует ревизии. Проще быть в жизни кого-то: детей, друзей, сослуживцев, собачек, кошечек… Я сейчас никого не осуждаю, не критикую. Обрисовываю границы экзистенциальной проблемы. Решение любой своей проблемы каждый должен начать с принятия себя, с присутствия себя в самом себе. Да, это непривычно, это, порой, больно… Но нужно.