Найти тему

Отношение шести.

Все больше и громче звучат голоса ученых о пятом состоянии материи – информационном. Нам знакомо четыре состояния материи – твердое, жидкое, газообразное и плазменное. И вот теперь ученые все большим количеством и более уверенно делают заявления о пятом состоянии материи – о информационном. Нам было известно, что информация это не энергия и это не материя, потому что при обмене или трансформации не теряется. Мы обмениваемся информацией и при этом у отдающего ничего не уменьшается, а у принимающего ничего не прибавляется.

Информация возникает из взаимодействия материальных объектов. Из этих же взаимодействий возникают свойства объекта. Может быть, свойства объекта и есть информация? Свойства объекта есть информация об объекте. Только, возможно, свойства объекта они как бы сами по себе могут существовать, а информацией становятся тогда, когда появляется воспринимающий. От восприятия зависит трансформация свойства в информацию. А от состояния воспринимающего зависит интерпретация информации.

Трансформация от новолатинского: trans - через, и formatio - образование вида, преобразование, превращение одной формы в другую. А есть еще и другая форма изменений – сублимация. Сублимация - от латинского sublimo – высоко поднимаю, возвышаю. Проще говоря, трансформацию можно отследить логически, а сублимацию отследить логически невероятно трудно, было одно значение отношений и вдруг – бац! – совсем иное. В теориях ценностей сублимация означает возведение ценности от низшего к высшему уровню. У Зигмунда Фрейда сублимация это особый вид замещения или отклонения инстинктов от присущей им направленности, при котором первоначальный (обычно сексуальный) объект влечения замещается другим, более социально приемлемым. Исходя из теории З. Фрейда весь мир человека является обманом, жизнь человека пронизан обманом: хочется одно, а заявляется другое.

В психоанализе Зигмунда Фрейда термин сублимация используется для объяснения психологических механизмов преобразования низших влечений, большей частью подсознательных, через процессы творчества в объекты искусства. Толкуя творчество как один из способов разрядки внутренних напряжений и конфликтов, Зигмунд Фрейд в своем учении пытается объяснить его с позиций биологического детерминизма. С этой позиции невроз у него выступает как результат провала сублимации, а сублимация – как «удавшийся невроз». Искусство с этой позиции выступает как «возвышающий обман». Некоторые видят в этом объяснении очевидную узость и хотят покончить с биологическим детерминизмом, призвав в дело свободу выбора. Как будто есть свобода выбора, особенно в пубертатный или климактериальный период.

Свобода в философии – это возможность проявлять свою волю, осознавая законы развития природы и общества. И тогда есть возможность проявить свободу выбора. Но эта свобода выбора зависит от дисциплины ума и тела, от воспитания восприятия. Тогда возникает свобода выбора. На мой взгляд, процесс свободы выбора в равной степени подвержен дихотомии и дуализму. Так как эта публикация имеет конкретную направленность освещения проблем в терапии психосоматических расстройств, поиска причин этих расстройств, то я буду размышлять в этом направлении.

Мысль о свободе возникает с ощущениями несвободы. Мысли о счастье возникает с ощущениями несчастья. Я «хочу», и я «не хочу»: я хочу счастья, потому что не хочу быть несчастным. Не зря утверждается – «Все познается в сравнении». Нет добра без зла, потому что мысли о добре приходят с ощущениями зла. Воспитание восприятия феноменов окружающей среды, мира влияет на наше мировоззрение. Наше мировоззрение, которое воспитано через практики дисциплины ума и тела влияет на наше восприятие феноменов окружающей среды.

Если мы будем воспринимать мир через дихотомию «добро» и «зло», то в причинах психосоматических проблем мы будем находить или то или иное, чаще будем находить зло, будем интерпретировать причины психосоматики через понятия зла. Тогда инвазии зла в терапевта неизбежны. В буддизме отказались от дихотомии добра и зла. В буддизме идея неделения мира на хорошее и плохое, нейтральное отношение ко всему происходящему является главенствующей. Полное восприятие такого мироощущения ведёт к просветлению и выходу из колеса сансары, кстати говоря. Вы хотите выйти из человеческой формы ради освобождения от череды рождения и смерти, и стать бессмертным в виде бесформенного чистого сияния света?

Далее я об о шести мирах сансары в буддизме. Но я представляю это не как религиозное учение, а как философское. Философская мысль приходит к тому, что мироздание похоже на слоенный пирог, и где каждый слой имеет свои свойства, исходя из характерных для него вибраций. При этом каждый из слоев этого мироздания доступен человеку в зависимости от уровня его знаний и осознанности. Философия буддизма говорит о существовании шести локов, например. А скандинавская мифология – о девяти мирах, каббала выделяет в мироздании десять кругов, даосизм считает, что в нашем мире существует 36 Небес. Кстати, в даосизме, так же как в буддизме, отказались от дихотомии добра и зла.

И так, про шесть реальностей буддизма. Высшим из шести миров сансары является мир дэвов, его называют дэва-локой. Это мир богов. Ниже идет мир асуров — мир, который населяют демоны и полубоги, называют асура-локой. Еще ниже идет мир, в котором живут люди – манака-лока. Далее идет тирьяка-лока – мир животных. Голодные духи существуют в прета-локи. Адские существа существуют в адском мире нарака-лока.

Все шесть миров сансары тесно связаны между собой. Если говорить о человеке, то человеческая душа во время реинкарнации может попасть в любой из этих миров. Место её пребывания зависит от кармы человека, а также от того, где пребывает сознание в момент смерти. Считается, что такая привилегия есть только у человеческого существа. Вместе с тем буддизм рассматривает миры сансары не только как обиталище душ, но и как состояния сознания, которые меняются в течение жизни человека.

Я бы здесь сделал уточнение по поводу состояния сознания. На мой взгляд, сознание человека находится во всех мирах одновременно, но сущность является человеком только тогда, когда это позволяет его карма и, считаю это более важным, когда сущность осознает себя человеком. И от уровня знаний и осознанности человек может иметь коммуникацию с сущностями других миров. От этой коммуникации человек может получать трансцендентальные и трансцендентные знания. Что и делают йоги через осознанные практики. А сумасшедшие, потерявшие по разным причинам связь с манаки-локи, демонстрируют поведение, несвойственное людям. Можно еще вспомнить поведение людей в состоянии аффекта, когда поведение отличается от нормального для человека.

Сознание человека условно можно разделить на три: сверхтонкое, тонкое и грубое. Хоть разделение условное, но имеются преграды, которые разграничивают мироощущения. Человек может демонстрировать поведение, характерное для существ других миров, когда преграды, разделяющие сознание, начинают «протекать». «Протечка» может быть в пределах нормы, а может быть и болезнью. В мир богов, в дэва-локу, можно попасть благодаря хорошей карме, но также можно страдать как обитатели других миров. Только страдания в мире богов специфические: от гордыни и стремления к блаженству.

Асура-локу населяют полубоги — демоны, которые, одержимые желанием власти и богатства, могут страдать от этой одержимости. Но основной причиной страданий для асура является невозможность испытать чувство счастья. Отсутствие счастья рождает в демоне чувство зависти к богам, а вместе с тем и новые страдания. Считается, что душа перевоплощается в асура тогда, когда при жизни человек, руководствуясь добрыми побуждениями, навлёк на других страдания и переживания. Не менее часто своё воплощение в мире асуров находят люди, которые совершают благие поступки из корыстных побуждений. Проповедуя, Будда говорил о том, что, совершая подаяние и ожидая личной выгоды, человек с распадом тела попадает в мир асуров. С точки зрения буддийской психологии нахождение в состоянии гнева, агрессии, попытки вступить в драку является состоянием асура. Смысл жизни для асура — это война, война с богами, с дэвами. Но, вместе с этим, демоны обладают прекрасным интеллектом, способны логически мыслить. Их отличает высокая целеустремленность и старание в начатых делах. Но как бы асуры не старались, победить в войне с дэвами они не могут, от этого еще больше распаляются злостью и завистью. И тут можно провести такую линию, покажется что параллель с буддисткой картиной мироздания, но … Сами судите: люди, обладающие прекрасным интеллектом, способные логически мыслить подвергают сомнению Веру в Бога.

Представители животного мира охвачены главной проблемой — заботой о своём выживании.

Мир голодных духов населен претами, которые одержимы жаждой еды и воды, но пища и питье не даёт им насыщения. Такое воплощение душа может получить в том случае, если при земной жизни она отличилась жадностью и страстью к наживе. Некоторые отдельные школы буддизма считают, что претом может стать человек, о котором забыли потомки.

С точки зрения буддийской психологии, когда человек одержим злостью и ненавистью, ментально он пребывает в адском мире, в нараке. Попасть в нараку довольно легко: достаточно жить злодеяниями. Считается, что наиболее точно нараки были описаны Гампопой в трактате «Драгоценное украшение освобождения». Описано бесчисленное количество адов, однако особенно значимыми являются восемнадцать: восемь горячих и восемь холодных адов, и два ада, заполненных болью и страданиями.

Согласно буддистской философии, мир людей более уникален, чем любой другой. Обретя человеческое воплощение, душа может получить освобождение от сансары. Получив человеческое тело, мы легко можем достичь состояния пробуждения и нирваны, а всё потому, что человек, в отличие от богов и демонов, может чувствовать и испытывать как радостные ощущения, так и страдания. Но есть в человеческом рождении свойство, которое отравляет такой идеализм – привязанность к переживаниям. Привязанность к переживаниям открывает проход в иные реальности. И что тогда? Тогда в наш мир лезут сущности из этих миров. Ну, как лезут…, лезут, потому что человек их сам приглашает.

Существа иных реальностей существуют сами по себе и их существование не зависит от нашего восприятия. Как пример независимости сущностей другой реальностей от нашего восприятия могут послужить существа животного мира. Видим мы их или не видим, чувствуем мы их или нет, это не влияет на факт их существования. Они есть сами по себе. Но восприятие этих существ влияет на нас: могут вызвать умиление, радость, а могут вызвать ужас и другие негативные эмоции, это зависит от воспитания восприятия.

Это что касается существ животного мира, которых мы можем видеть. А существ мира асуров мы можем видеть? Обычный человек вряд ли видит, но может почувствовать иными органами чувств. Если же есть практика осознавания, когда органы чувств в практиках воспитываются чувствовать под доминирующем управлении сознания, когда возникает и развивается шестое чувство, которое мы называем перцепция, мы можем чувствовать присутствие существ иных, более тонких, чем физическое измерение, миров.

Если мы будем интерпретировать их присутствие в поле нашего внимания исходя из дихотомии добра и зла, типа, «к худу аль к добру?», то будет так, как интерпретируется. Поэтому к таким встречам терапевту нужно готовиться заранее. Во-первых, через размышления, через логические построения, нужно прийти к мысли, что не мы одни на Земле живем. Параллельно, а может перпендикулярно или, пересекая наш мир вкривь и вкось, не важно как, главное, что рядом с нами существуют другие существа. Во-вторых, практиковать дисциплину ума и тела: понимать связь состояния ума, сознания с состоянием тела. Есть связь эмоции с позой, с мимикой, с поведением. Есть эмоционально нейтральная поза, которую соблюдают в практике медитации, в такой позе нужно работать с пациентом. Работать согнувшись, искрив осанку, с выражением на лице какой-то эмоции, например, брезгливости, работать не допускается. Почему?

Потому что есть такая вещь, как кодовая зависимость. Восприятие является результатом перцептивного синтеза, который объединяет сенсорную и иную информацию из многих источников. Организм человека постоянно связывает акт отображения внешней действительности с отображением своих внутренних состояний. Они весьма разнообразны: боль, чувства голода, жажды, различные двигательные, соматические ощущения. Поэтому всякое восприятие внешних явлений полимодально, по крайней мере, в том смысле, что оно всегда включает в той или иной степени чувственные отображения внутренних процессов. Более того, адекватное отображение внутрисистемных процессов и управление ими является необходимым условием эффективных отображений и действий во внешней среде.

Например, в восприятии зрительных образов «возникает сложная структура, включающая не только информацию по каналам зрительных анализаторов; ее необходимыми компонентами являются соматические, двигательные, вестибулярные ощущения. Особенно важна сенсорная информация о движениях глаз, об изменениях в положении тела, в отдельных мышцах, суставах, органах дыхания. Эта информация, несмотря на свое значение, лишь в малой степени входит в поле осознания, носит в большинстве случаев арефлексивный характер. Как показывают экспериментальные данные и медицинский опыт, одно нарушение вестибулярных ощущений, отображающих положение тела и его частей в пространстве, ведет к искажению зрительного восприятия. Построение предметного образа зависит от синтеза ощущений, адекватно отображающих собственную телесную организацию индивида. Сенсорная дезинтеграция на этом уровне влечет распад образа, либо его существенные искажения». (Дубровский Д.И.)

Через восприятие происходит взаимодействие сознания и мозга с окружающей средой, и окружающая среда встраивается в объемно-пространственную архитектонику разума и нейронных сетей. В мозге посредством нейронных сетей создается информационная объемно-пространственная модель отношений тела с объектами окружающей среды.

У тела есть внутреннее пространство, где определенным образом расположены внутренние органы. Все эти органы вступают между собой в определенные отношения. В мозге посредством нейронных сетей создается информационная объемно-пространственная модель внутреннего пространства тела.

Так как все находится в движении, то все отношения органов между собой, тела с окружающей средой создают динамические коды, которые находятся в кодовой зависимости с кодами нейронных сетей.

«Информация необходимо воплощена в определенном физическом носителе; конкретный носитель информации выступает в качестве ее кода. Информация инвариантна по отношению к физическим свойствам своего носителя, то есть одна и та же информация может кодироваться по-разному, может иметь разные кодовые воплощения (принцип инвариантности)» (Дубровский Д.И.).

Другими словами, зоны задержки энергии в теле являются материальными носителями информации о взаимодействии человека с сущностями иных, чем физическое измерение, миров.

Восприятие как феномен субъективной реальности

Кодовая зависимость.

Прекрасное объяснение влияния идеального на материальное дает информационный подход.

«Рассмотрим пример. Я вижу сейчас дерево перед окном. Переживаемый мной образ дерева есть явление субъективной реальности (обозначим его «О»), его носителем (согласно современным представлениям) является определенная мозговая нейродинамическая система (обозначим ее «Х»). Связь «О» и «Х» специфична в том плане, что «О» и «Х» есть явления одновременные и однопричинные, они находятся в отношении взаимооднозначного соответствия. Такой тип функциональной связи я называю кодовой зависимостью» (Дубровский Д.И.).

Психоэмоциональные переживания, жизненный тонус, поза, двигательные акты, поведение и т.д. — это всё определенные процессы в нейродинамической системе. Человек функционирует на основе кодовой зависимости. Все психические явления через состояние нейродинамической системы отображаются в состоянии тела. В состоянии тела отображается и то, где находится «Я». Если наступает проблема с последующей ее трансформацией в кризис, то «Я» точно где-то не там, где нужно было бы «Я» быть. Часто «Я» «протекло» в иное измерение, в другую реальность. Чтобы изменение состояния тела изменялось с состоянием психики нужно одно важное условие – наличие семантического поля (информационного пространства).

Во время освобождения зоны задержки энергии происходит выброс в пространство той информации, которая она в себе содержала. Инвазия неизбежна, но степень поражения зависит от восприятия терапевтом этой информации. Степень поражения зависит и от формы, какую терапевт придает субъективному восприятию – при категоризации восприятия, когда при перцептивный синтез обретает концепцию. То есть, отвечая на вопрос в комментах к предыдущим публикациям – психическая форма зависит от воспринимающего.