Найти тему

Фасции инструктируют мозг!..

Фасции под микроскопом
Фасции под микроскопом

У меня есть опубликованная в дзене статья «Точка нулевого доступа». Длинная статья, согласен с вашим мнением, нужно писать короткие статьи. В этой статье я упоминаю принципиальную схему научного познания Альберта Эйнштейна. В статье «Две парадигмы терапевтического поведения специалистов «Касания ангела» я пишу о воображении и отношении к этому того же Альберта Эйнштейна: «Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию».

Сейчас я опять хочу поэксплуатировать тему «воображение», чтобы понять идею, вынесенную в заголовок: «фасции инструктируют мозг». Воображение – это способность человеческого сознания создавать образы, не имеющие непосредственных аналогов в действительности. Воображение связано с фантазией, и это закономерно, потому что фантазия это и есть воображение: «(от греч. phantasia – воображение) – это творческая сила, объединяющая непосредственные переживания с действительностью духа, причем внутреннее содержание ее представляет собой базу всех разновидностей способностей к творческому воображению (называющихся поэтому также «чувственной способностью»). Отличают сенсорную фантазию, характеризующуюся созерцательностью, внутренней направленностью на основе воспоминаний, от моторной фантазии с присущей ей спонтанностью; ранней активной формой последней являлась игра. Благодаря переходу сенсорной фантазии к моторной рождается творческая фантазия ученого, художника или инженера» [Философский энциклопедический словарь].

В свое время Альберт Эйнштейн в письме к своему другу Морису Соловину предложил принципиальную схему научного познания. По схеме Эйнштейна (описание есть в «Точка нулевого доступа»), возникающие инсайты обладают высокой абстракцией, потому что опираются на научное познание. Инсайты возникают в то время, когда наше сознание как бы летит над совокупность всего нашего опыта, которым мы обладаем через восприятие. И наше воображение должно обладать высокой степенью абстракции - образы, не имеющие непосредственных аналогов в действительности. Таки да, идея «фасции инструктируют мозг» должна подчиняться условиям возникновения высокой абстракции. Поэтому в понимании этой идеи не допускайте никаких вольностей галлюцинаций.

Из научных исследований Александрова Ю.И. ( видео об этих исследованиях "Чему, как и зачем мы учимся" ) мы знаем о двух парадигмах поведения, которые, по сути, формируют два, отличающие друг от друга, мировоззрения. По «реактивностной» парадигме поведения поведение начинается с раздражения среды, на которую организм отвечает рефлексом (лат. reflexus повернутый назад, отраженный). По другой, «активностной», парадигме поведение начинается с планирования, с установления цели достижения. Я же придерживаюсь в этом вопросе «царского» (срединного) понимания, потому что помимо коры головного мозга, в нашем организме функционирует и спинной мозг, и нижние отделы головного мозга. И потому что - «всё относительно».

По «реактивностной» парадигме среда инструктирует мозг. Но как это происходит нужно разобраться. Мозг получает информацию об окружающей среде через чувствительные рецепторы нервной системы (НС). Практически все рецепторы находятся в фасциях. Практически все рецепторы работают за счет действия силы тяжести – за счет сдавливания и растяжения. В фасциях нет электрического возбуждения, такого как в НС. Хотя фасции обладают высокой степенью реактивности – быстро реагируют на изменения положения тела и на мышечную активность. И относительно вопроса - «каким образом среда инструктирует мозг?», ответ получается таким: среда инструктирует фасции, а фасции инструктируют мозг.

Но наш путь «царский», поэтому мы не будем ограничиваться только одной парадигмой. У нас есть еще одна в загашнике – «активностная» парадигма. «Реактивностная» парадигма у нас подчиняется «активностной», потому что у нас есть сознание. И вообще, вторая сигнальная система доминирует над первой! Вторая сигнальная система рождает абстракции, фантазии, которые могут быть творческими как в позитивном направлении, так и в негативном.

Величайший физиолог Рудольф Магнус сделал открытие, на которое предлагаю посмотреть с идеологической позиции двух парадигм поведения. Есть публикация в дзене о Магнусе «Открытие Р. Магнуса»

Рудольф Магнус в своих исследованиях сделал величайшее открытие: положение головы в пространстве определяет мозаику возбуждения ЦНС и тела.

В этом открытии в каких отношениях находятся инструкции среды и положение головы в пространстве? «Не только афферентные нервы, возбуждающиеся растяжением мышц, но и другие чувствительные пути отдаленных мест тела возбуждаются положением, давлением и, вероятно, еще другими влияниями и воздействуют переключающим образом на центральную нервную систему, т.е. они определяют тот путь, по которому распространяются позже поступающие в центральную нервную систему возбуждения. Таким образом, центральная нервная система отражает каждый в каждый данный момент состояние тела, его позу, положение конечностей, соприкосновение с внешним миром; поэтому становится понятным, почему нервная система при различных условиях реагирует так разнообразно, но в то же время совершенно закономерно» (Р. Магнус).

Чтобы избыточно не перегружать статью, об отношениях среды и положения головы в этой среде (в пространстве) поговорим в следующих публикациях. За мной еще публикация об идеологии метода Биодинамическое центрирование «Касание ангела».

Подписывайтесь на канал «К здоровью через равновесие», чтобы не пропустить эти публикации.

Зуфар Алтынбаев