Соловьев А.А., ФГБОУ ВО Ивановская ГСХА; Комиссаров В.В., ФГБОУ ВО Ивановская ГСХА; Гусева М.А., ФГБОУ ВО Ивановская ГСХА; Башмакова Е.В., ФГБОУ ВО Ивановская ГСХА
Для цитирования: Соловьев А.А., Комиссаров В.В., Гусева М.А., Башмакова Е.В. Высшая школа в годы Великой Отечественной войны (на примере Ивановского сельскохозяйственного института) // Аграрный вестник Верхневолжья. 2020. № 2 (31). С. 95-106
Введение. Серьезным испытанием в жизни страны стала Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Преподаватели, сотрудники и студенты ИСХИ внесли посильный вклад в дело Победы над врагом. Война поставила перед коллективом института весьма сложную задачу – в военных условиях, в ситуации, когда огромные средства и силы страна тратила на нужды фронта, не допустить краха вузовского образования, сохранить преподавательский состав, контингент студентов, поддерживать и развивать материально-техническую базу вуза, продолжая выпуск высококвалифицированных специалистов.
Деятельность ИСХИ в годы Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 г. начался новый этап в жизни сотрудников и студентов Ивановского сельскохозяйственного института. Вся структура советского общества перестраивалась под одну задачу – достижение Победы. Граждане СССР не жалели последнего, чтобы приблизить окончание войны.
Великая Отечественная война поставила принципиально новые задачи как перед сельскохозяйственной наукой в целом, так и перед аграрным образованием в частности. Под вражеской оккупацией оказались значительные ресурсы сельского хозяйства, включая людей, скот, технику, посевные площади. Все это потребовало поиска новых методов повышения продуктивности производства и нетрадиционных способов сохранения продукции. В ряде случаев ученые-аграрии разрабатывали совершенно непривычные для мирного времени вопросы. Например, по стране активно изучались луговые травы, одним из прикладных применений данной темы было использование лугов для организации полевых аэродромов. Мобилизация вырвала из села лучшие и квалифицированные кадры сельского хозяйства, что вызвало необходимость ускоренной подготовки в аграрных вузах новых агрономов, зоотехников, механизаторов, председателей колхозов.
Не стал исключением и коллектив ИСХИ. Руководство института приняло срочные меры для перестройки работы вуза в новых условиях. Вместо призванного в армию С.К. Войты директором института в 1941 г. был назначен доцент А.М. Свешников. Вместе с ним большой вклад в организацию обучения, быта и воспитания студенчества, а также развитие научной деятельности внесли заместители директора по учебной и научной работе В.Г. Касаткин и С.С. Полтырев, деканы агрофака и зоофака соответственно А.И. Штубер и М.В. Корзенев.
Буквально в первые недели войны главное здание института и студенческие общежития были отданы под госпитали. Всё оборудование кафедр пришлось перевезти в оставшиеся два дома на Негорелой улице (ныне ул. Советская), а затем на ул. Станко.
Часть не ушедших на фронт преподавателей (А.И. Волков, Д.А. Закорюкин, А.Г. Крутиков, В.А. Лисицын и др.) были направлены для работы в колхозы, а студенты-практиканты заняли должности мобилизованных специалистов (агрономов и зоотехников местных колхозов и совхозов). Студенты участвовали в сельскохозяйственных работах, помогали убирать урожай.
Хотя 1941 г. стал очень сложным в жизни института, именно тогда в вузе был создан новый факультет. Так как в годы войны многие аграрные вузы были эвакуированы и прекратили подготовку специалистов, а потребность страны и армии в ветеринарных врачах возросла, дирекция института инициировала открытие ветеринарного факультета уже в конце 1941 г. А.М. Свешников добился дополнительного финансирования для нового факультета. Постепенно кафедры ветфака начали пополняться лабораторным оборудованием, которое использовалось как для учебного процесса, так и научных исследований. Не забыла администрация и о пополнении фондов вузовской научной библиотеки литературой по ветеринарному профилю.
Следует напомнить, что на оккупированной территории СССР фашисты разрушили полностью или частично 334 вуза, где учились 233 тыс. студентов. К началу 1942 г. в стране были закрыты 196 высших учебных заведений, ещё 87 вузов присоединили к другим. К сентябрю 1942 г. в СССР продолжали функционировать только 460 вузов (это составляло 56 % от довоенного уровня) [5, с. 216]. Отрадно констатировать, что ИСХИ был среди тех вузов, который не только не прекратил своё существование, но и продолжил развиваться, увеличив выпуск специалистов и количество профессорско-преподавательского состава.
Руководство страны, безусловно, понимало, что нужно развивать и поддерживать высшую школу в сложные военные годы. В отношении вузов бюджетные ассигнования в годы войны постоянно увеличивались. Если в 1942 г. вузы получали 0,821 млрд. руб., в 1943 г. – 1,123 млрд. руб., то в 1944 г. уже - 1,980 млрд. руб., а в 1945 г. – 2,856 млрд. руб. бюджетного финансирования, что на 170 млн. руб. больше, чем в довоенном 1940 году [6, с. 126].
С 1943 г. были введены стипендии для всех успевающих студентов, а в ряде вузов и повышенные стипендии. С этого времени стипендиальный фонд вузов в СССР постоянно увеличивался. Средний размер стипендий по стране был следующий: первокурсники получали 140 руб., студенты вторых курсов – 160 руб., третьих курсов – 185 руб., студенты четвертого и пятого годов обучения – 210 руб. Студенты-отличники могли рассчитывать на прибавку к стипендии в размере 25 %. Кроме того, лучшие студенты представлялись администрацией вузов к повышенным стипендиям имени И.В. Сталина, М.И. Калинина, С.М. Кирова, К.Е. Ворошилова и др. Их размер разнился, составляя от 400 до 700 руб. [7, с. 496-497].
В 1941 г. число штатных преподавателей в высших учебных заведениях страны уменьшилось более чем в 2 раза. Количество профессоров сократилось на 18,2 %, доцентов – на 40,1 %, старших преподавателей и ассистентов – на 60,5 % [6, с. 146]. Похожие процессы происходили в 1941-1942 гг. в ИСХИ, преподавательский состав численно также сократился. Однако в дальнейшем наблюдается резкое его увеличение, в том числе за счет приглашенных преподавателей для комплектования штата нового ветеринарного факультета.
В предвоенном 1940/1941 учебном году весь преподавательский состав ИСХИ состоял всего из 50 преподавателей (из них 8 профессоров и 21 доцент). В 1943/1944 учебном году профессорско-преподавательский состав института увеличился в 2 раза и исчислялся уже 101 человеком (в том числе 14 профессорами и 37 доцентами) [1, с. 30].
Главным образом, такое увеличение было связано с преподавателями, пришедшими в институт на ветеринарный факультет. Для работы на кафедрах нового структурного подразделения ИСХИ были приглашены следующие профессора и доценты: заведующий кафедрой анатомии В.И. Ошкандеров, заведующий кафедрой микробиологии М.И. Саликов, заведующий кафедрой общей хирургии Н.С. Федотов, заведующий кафедрой оперативной хирургии А.И. Виноградов, заведующий кафедрой терапии Ф.Ф. Порохов, заведующий кафедрой клинической диагностики З.С. Горяинова, заведующий кафедрой паразитологии П.С. Иванов, заведующий кафедрой патологической анатомии А.И. Федоров, заведующий кафедрой эпизоотологии К.П. Андреев, заведующий кафедрой фармакологии Л.Н. Соколова, заведующий кафедрой ветсанэкспертизы – А.А. Цион.
Несмотря на большие трудности, в том числе связанные с сокращением учебных и учебно-производственных площадей, новый 1941/1942 учебный год в ИСХИ начался вовремя. Занятия проводились в соответствии с учебными планами. Приходилось заниматься в две смены. Студенческие группы, в которых преобладали девушки, пополнялись эвакуированными из западных областей СССР студентами других сельскохозяйственных вузов. В институте продолжалась работа, выпускались специалисты.
В начале 1942 г. из-под госпиталя удалось освободить примерно половину студенческого общежития. В него переселилась часть студентов, и в значительной мере были перенесены учебные занятия. В 1943 г. главный корпус института освободили из-под госпиталя, а через некоторое время ИСХИ получил новое учебное здание на улице Степанова 6/13, переданное ему от бывшего сельскохозяйственного техникума.
С началом войны студенческий контингент в вузах СССР заметно сократился. Например, в 1941 г. в стране осталось 227,4 тыс. студентов [8, с. 34], что составляло всего 28 % от довоенного уровня. На уменьшение числа студентов повлиял их массовый уход на фронт, ликвидация многих вузов, процессы эвакуации и т.д. Сократилось количество желающих поступать в вузы. В условиях войны многие уходили из школ после восьмого или девятого класса на фабрики и заводы, в колхозы и совхозы, а значит, не могли в ближайшей перспективе поступать в высшие учебные заведения. Большинство закончивших десятый класс сразу призывались на фронт. В этих условиях для популяризации высшего образования изменился порядок приема в вузы. Приемным комиссиям разрешили принимать в высшие учебные заведения без вступительных экзаменов всех окончивших десять классов без удовлетворительных оценок в аттестатах. Кроме того, если цифры приема позволяли, также без экзаменов в вузы могли быть зачислены абитуриенты, имевшие в своих аттестатах одну или две тройки.
О количестве студентов в ИСХИ в годы Великой Отечественной войны можно судить, обратившись к рис. 1. [1, с. 39-40].
Как видно из рис. 1, количество студентов в институте в 1941 г. в связи с массовым призом на фронт сократилось более чем в 2 раза. Однако в 1942 г. начинается увеличение студенческого контингента. К оставшимся студентам добавились студенты из других сельскохозяйственных вузов, эвакуированные в Иваново из западных областей СССР. В 1943 г. общее число студентов на факультетах уже превысило предвоенный показатель (прежде всего за счет обучающихся на открывшемся ветеринарном факультете). В 1945 г. студентов было уже почти на 40 % больше, чем в 1940 г.
Примерно такая же ситуация по числу студентов наблюдалась по стране в целом. Так, если в 1941/1942 уч. г. во всех вузах СССР их насчитывалось 312,9 тыс. человек, в 1942/43 уч. г. – только 227 тыс., то в 1943/44 уч. г. – уже 325,7 тыс., а в 1944/45 уч. г. – 442,6 тыс. [9, с. 42].
Следует констатировать, что, несмотря на все трудности и лишения военных лет, студенты занимались настойчиво и трудолюбиво. Было трудно с продуктами, сложности существовали и с жильем. Однако студенты понимали, что потребность в высококвалифицированных кадрах для села в условиях войны только обострилась. Срок обучения был сокращен до трех лет, поэтому учебные занятия длились не менее восьми часов в день. Обучение было сокращено в основном за счет уменьшения часов на дипломное проектирование и практику, а также каникул студентов. При этом студенческая успеваемость была хорошая, а занятия и производственная практика проходили без срывов. Студенты упорно и старательно учились.
Представление о количестве подготовленных специалистов в ИСХИ в годы войны можно получить из рис. 2 [1, с. 31].
Из рис. 2 следует, что в непростые военные годы профессорско-преподавательский состав ИСХИ подготовил 304 специалиста сельского хозяйства, которые были очень востребованы в условиях кадрового голода в колхозах и совхозах Ивановской и соседних областей. Наименьшее число выпускников было в 1941 и 1943 гг. (соответственно 52 и 17 человек), когда не было выпусков на агрономическом факультете, а наибольшее – в 1942 г. В тот год было подготовлено 29 зоотехников и 81 агроном, т.е. более 1/3 от всех выпускников военных лет.
Всего аграрные вузы СССР в 1941-1945 гг. подготовили 21,7 тыс. специалистов сельского хозяйства [10, с. 216], из которых 60 % (т.е. 13,1 тыс.) составляли агрономы и зоотехники [11, с. 216]. Таким образом, из стен ИСХИ в военные годы вышло 2,3 % от общего числа специалистов в области агрономии и зоотехнии в СССР.
В годы войны деятельность вуза, его подразделений и партийной организации шла под лозунгом «Все для фронта, все для Победы!». С 1943 г. была развернута работа по обучению и повышению квалификации бригадиров и председателей колхозов. В то время на этих должностях работали в основном фронтовики-инвалиды, комиссованные из армии, и женщины. На кафедре экономики и организации (руководитель – доцент Д.С. Закорюкин) готовили счетоводов и бухгалтеров колхозов. Значительная часть этой работы проводилась прямо в ивановских госпиталях. В результате после излечения многие бойцы получали дополнительную квалификацию счетовода или бухгалтера. С 1943 г. на базе ИСХИ был открыт филиал ВСХИЗО – Всесоюзного сельскохозяйственного института заочного обучения. В нем шла подготовка специалистов и без отрыва от производства. Не все молодые люди могли учиться на стационаре, как по материальной причине, так и невозможности оставить бригаду, ферму колхоза или совхоза.
Естественно, в годы войны студенты, преподаватели и другие сотрудники ИСХИ много времени и сил отдавали трудовому фронту, как по мобилизации, так и добровольно. Они участвовали в заготовке дров, рытье противотанковых рвов, расчистке железнодорожных путей в зимнее время, конечно, в сельскохозяйственных работах. Часть студенток в свободное время ухаживали за ранеными в ивановских госпиталях. Примерно половина студентов ИСХИ совмещали учебу, которая продолжалась не менее 8 часов с 4-часовым, а иногда и с 8-часовым рабочим днем. В институте неоднократно организовывался сбор теплых вещей для фронта, а также организовывались денежно-вещевые лотереи. Многие преподаватели-мужчины, непризванные в действующую армию, вошли в состав народного ополчения. Среди них следует назвать В.И. Юницкого, М.П. Корзенева, Д.С. Закорюкина, С.С. Полтырева, А.Г. Крутикова.
Перестройка высшей школы в годы войны затронула не только учебную, методическую, воспитательную, но и научно-исследовательскую деятельность. Творческие силы ученых различных вузов были направлены на решение сложных задач, поставленных войной. Связь ИСХИ с производством в эти годы стала еще более тесной, поисковые работы были значительно расширены. Следует согласиться с М.Р. Круглянским, который отмечал в своей книге, что «научно-исследовательская деятельность профессорско-преподавательских кадров вузов никогда не получала такого широкого размаха как в период войны» [6, с. 154 - 155]. Безусловно, центральной в вузовской науке в 1941-1945 гг. стала оборонная тематика и разработка неотложных проблем по организации военного хозяйства. Однако продовольственная проблема, стоявшая очень остро в это время в стране, требовала и от ученых аграрных вузов скорейших решений, в том числе путем активизации научных изысканий и переориентации их на нужды экономики в условиях войны. В годы Великой Отечественной войны, несмотря на трудные условия военного времени, научно-исследовательская работа в ИСХИ заметно активизировалась [12, с. 7].
Обратимся к письму директора ИСХИ А.М. Свешникова, датируемому июлем 1942 г. В нем он писал: «Теперь всю научную работу надо направить полностью на разрешение важнейших задач, выдвинутых военной обстановкой, - завоевания высокого урожая зерновых, технических и овощных культур, сохранения молодняка и дальнейшего подъема животноводства, обеспечения не менее чем 20-часовой ежесуточной работы тракторного парка при самом экономном расходовании горючего, повышения производительности труда в колхозах, МТС и совхозах, образцового проведения сева и уборки. … Необходимо не только помогать в работе совхозам и колхозам, но и внедрять ценные результаты работ, добытых наукой на поле.… Как положительную черту в работе по популяризации своих достижений необходимо отметить значительное количество листовок и брошюр, изданных Ивановским сельскохозяйственным институтом. С недооценкой внедренческих мероприятий, надо решительно и немедленно покончить. Уже ставя на разрешение намеченную тему и предполагая в виду рабочую гипотезу, получение определенных данных, следует намечать и способы доведения их до производства» [13, л. 11-12].
Уже в 1941 г. ученые ИСХИ передали в производство новый способ обработки семян кок-сагыза, успешно разработали и использовали в хозяйствах области новую конструкцию сошника сеялки для семян кок-сагыза и других мелкосемянных растений. Ученые-агрономы института испытали и применили в производственных условиях новые химикаты по борьбе с болезнями и вредителями сельскохозяйственных культур [14, л. 6]. Доцент Д.С. Закорюкин продолжал работы по изучению и распространению передового опыта управления МТС.
Как отмечалось выше, потеря в начале войны значительных посевных площадей потребовала от агрономической науки поиска новых способов повышения урожайности и хранения продукции и т.п.
В ИСХИ продолжили разрабатывать комплексную тему НИР «Система удобрений в колхозах по зонам Ивановской области». На её реализацию в первую очередь были направлены усилия сотрудников кафедры почвоведения и агрохимии (руководитель – профессор В.Г. Касаткин). Агрохимики также занимались опытной работой по эффективному внесению органических и минеральных удобрений в условиях Ивановской области. Почвоведы, среди которых следует назвать и директора ИСХИ, доцента А.М. Свешникова, исследовали почвы Ивановской и соседней Владимирской областей. В августе 1944 г. Владимирская область стала самостоятельной, выделившись из Ивановской. Вопросы предпосевной обработки почвы изучала А.Е. Столбунова. Доцент В.И. Юницкий исследовал влияние иона аммония и концентрации солевых растворов на подвижность алюминия в почве [15, л. 1].
На кафедре общего земледелия под руководством профессора А.П. Красинского занимались окультуриванием пахотного слоя подзолистой почвы путем применения разных форм органических удобрений, а также опытным путем подтверждали динамику агрегатности почвы под клевером за вегетационный период в различные годы. С 1942 г. на той же кафедре начали изучать влияние верхнего размельченного весной, сухого, рыхлого лежащего слоя почвы на водяной режим [13, л. 74].
На кафедре растениеводства в годы войны по-прежнему актуальной оставалась тема, связанная с агротехникой кок-сагыза в регионе (руководитель – профессор А.А. Соколов). Одновременно под руководством А.А. Соколова разрабатывалась тема по созданию нового района посева масленичных культур (в условиях войны не хватало растительного масла).
Тематика всех кафедр агрономического факультета перекликались, ученые разных структурных подразделений работали сообща. Например, доцент А.Г. Крутиков изучал оптимальные сроки посева сахарной свеклы при различной подготовке семян. Заведующего кафедрой генетики, селекции и семеноводства, доцента А.С. Васильева заинтересовала проблема продвижения проса на север, а доцент А.М. Соколов (заведующий кафедрой энтомологии и фитопатологии) разрабатывал проблематику, связанную со склеротинозом и вредителями озимых хлебов. Доцент О.Н. Шалыганова изучала типы лугов по реке Клязьме. Опытами по селекции фасоли на скороспелость и продуктивность занималась ассистент А.Н. Орлова. [13, л. 74, 91].
На кафедрах зоофака также проводилась активная экспериментальная деятельность. Например, на кафедре кормления, частной зоотехнии и ветеринарии (руководитель – профессор К.Ф. Ковалев) разрабатывали возможные способы использования крупного рогатого скота на полевых и транспортных работах в условиях военного времени.
На кафедре общей зоотехнии (руководитель – доцент А.И. Панин) проводили опыты в совхозе имени РККА Юрьев-Польского района с овцами романовской породы в рамках темы «Выведение овец мясо-шубного типа». Также коллектив кафедры общей зоотехнии работал ещё над одной интересной темой «Корреляция и отбор в овцеводстве».
Под руководством заведующего кафедрой разведения сельскохозяйственных животных, доцента А.Я. Малаховского проводились исследования по иммунно-биологическому сходству родственных животных и проблемам инбридинга.
На кафедре коневодства и мелкого животноводства (доцент М.П. Корзенев) проводилось практическое совершенствование рабочих и племенных качеств лошадей-тяжеловозов на конефермах Гаврилово-Посадского района. В результате в 1946 г. постановлением Правительства была зарегистрирована и утверждена новая Владимирская тяжеловозная порода лошадей. Михаил Петрович Корзенев был награжден орденом Трудового Красного Знамени и удостоен звания лауреата Государственной премии. [13, л. 112].
Большая экспериментальная работа велась на кафедре физиологии сельскохозяйственных животных по вопросам висцеро-висцеральных рефлексов и регуляции пищеварительного тракта и отдельных органов животных (профессор С.С. Полтырев). В 1941 г. С.С. Полтырев защитил докторскую диссертацию. Следует отметить, что только в 1941 г. преподаватели ИСХИ защитили две докторские диссертации (С.С. Полтырев и А.П. Красинский) и три кандидатские диссертации (А.И. Штубер, И.И. Николаевский, А.Г. Крутиков), что само по себе говорит о научном потенциале института [14, л. 6].
Преподаватели, сотрудники и студенты ИСХИ на фронтах Великой Отечественной войны. Известие о начале войны коллектив студентов и преподавателей Ивановского сельскохозяйственного института встретил собранно и организованно. Вместе со всем народом огромной страны они в едином порыве поднялись на защиту Родины. Часть преподавателей, сотрудников и студентов были призваны в действующую армию. Уже в первые дни войны в полном составе на фронт ушли выпускники 1941 г. – агрономы и зоотехники, среди которых были и девушки. Многие студенты и молодые преподаватели добровольно вступили в ряды Красной Армии.
Из числа руководства, преподавателей и сотрудников института в Красную армию ушли в годы войны свыше 40 человек. Среди них директор ИСХИ С.К. Войта, заместитель директора по учебной и научной работе, доцент кафедры генетики, селекции и семеноводства В.С. Павленков, заведующий кафедрой экономики и организации сельскохозяйственных предприятий И.П. Скурихин, помощник директора по административно-хозяйственной части Г.В. Савин, главный бухгалтер А.К. Барышев, управляющий домами И.Ф. Борзов, директор учхоза И.Н. Михайлов, бухгалтер расчетного отдела И.В. Журавлев и другие.
Безусловно, в рамках одной статьи невозможно рассказать о всех сотрудниках института – участников Великой Отечественной войны. Однако о некоторых из них предлагаем вспомнить.
Директор ИСХИ Семен Кириллович Войта по решению ЦК ВКП (б) от 10 ноября 1941 года был направлен на партийно-политическую работу в РККА. К сожалению, дальнейшая его судьба неизвестна. Ему было 37 лет.
Здесь он прошел путь от ассистента до заведующего кафедрой кормления сельскохозяйственных животных, заместителя директора по учебной и научной работе, наконец, ректора. В годы войны Николай Иванович воевал в Румынии, Венгрии, Австрии. Участник Корсунь-Шевченковской и Ясско-Кишиневской операций. Был дважды ранен. Награжден орденом Красной звезды, медалями «За оборону Кавказа», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией». Майор ветеринарной службы.
Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Виталий Сергеевич Павленков (1905-2000), выпускник агрономического факультета ИВПИ, трудился в ИСХИ на протяжении 40 лет. Достаточно долго заведовал кафедрой селекции и семеноводства (затем селекции и ботаники). В 1939 г. исполнял обязанности заместителя директора по учебной и научной работе. Участник Великой Отечественной войны с 1943 г. Старший лейтенант. Участвовал в боях на Ленинградском и Белорусском направлениях. Награжден орденом Красной звезды, медалями «За оборону Ленинграда», «За взятие Берлина», За победу над Германией».
Доктор ветеринарных наук, профессор Михаил Иванович Саликов в ИСХИ в первые послевоенные годы занимал должность заместителя директора по учебной и научной работе, а также был заведующим кафедрой микробиологии и зоологии. Из Иванова он уехал в 1961 г. в связи с назначением на должность ректора Рязанского сельскохозяйственного института. Участник Великой Отечественной войны с 1942 г. по январь 1944 г. Капитан ветеринарной службы. Воевал на Закавказском фронте. Награжден медалями «За оборону Кавказа», «За боевые заслуги», «За победу над Германией». В 1944 г. по ходатайству Наркомзема СССР Михаил Иванович был демобилизован после контузии и направлен на работу в Ивановский сельскохозяйственный институт.
Более 30 лет проработал в ИСХИ доктор биологических наук, профессор Алексей Кузьмич Петров (1903-1981). Заместитель директора по учебной и научной работе в 1950-1953 гг., многолетний заведующий кафедрой анатомии и физиологии сельскохозяйственных животных А.К. Петров прошел всю войну. Воевал в Маньчжурии. Был начальником ветеринарной службы полка и корпуса. Полковник ветеринарной службы. За участие в боевых действиях награжден орденом Отечественной войны II степени, а также медалями «За победу над Германией» и «За победу над Японией».
Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Лев Петрович Кудасов (заместитель директора по научной и учебной работе в 1953-1957гг., заведующий кафедрой кормления сельскохозяйственных животных) находился в действующей армии на должностях начальника интендантской службы и заместителя командира по материально-техническому обеспечению отдельных саперных батальонов специального назначения с марта 1942 г. Участвовал в боях на Воронежском, Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. Освобождал от фашистских захватчиков земли Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии. Награжден двумя орденами Красной звезды и медалями «За взятие Вены», «За боевые заслуги», «За победу над Германией». На фронте получил контузию, был ранен.
Ещё один участник Великой Отечественной войны, выпускник зоотехнического факультета ИСХИ 1936 года, Владимир Кондратьевич Балуев (1914-2010) более 40 лет жизни связал с Ивановским сельскохозяйственным институтом. Кандидат биологических наук, доцент В.К. Балуев был деканом зоотехнического факультета в 1950-1959 гг. и 1964-1966 гг., исполнял обязанности проректора по научной части в 1961-1964 гг., в разные годы заведовал кафедрой зоологии и дарвинизма (зоологии и микробиологии, затем защиты растений и зоологии). Владимир Кондратьевич прошел всю войну, служил в пограничных войсках на Калининском, Волховском, 3-м Прибалтийском фронтах. Был командиром взвода, адъютантом, закончил войну офицером полевого управления штаба фронта в звании майора. Награжден орденом Красной звезды, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией». У А.И. Солженицына есть повесть «Адлиг Швенкиттен». В ней автор рассказывает лишь об одних фронтовых сутках января 1945 года, об одном бое, в котором погибли два майора – Павел Афанасьевич Боев и Владимир Кондратьевич Балуев. На самом деле Владимир Кондратьевич остался жив, вернулся в Иваново и прожил до 95 лет.
Выпускник агрономического факультета ИСХИ 1938 г., кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Анатолий Николаевич Баранов (1913-1971) также прошел большой трудовой путь в институте, проработав в нем более 30 лет. За это время он занимал должности декана агрономического факультета (1953-1961гг.), проректора по учебной и научной работе (1961-1964гг.), долгие годы заведовал кафедрой почвоведения и агролесомелиорации. Анатолий Николаевич - участник войны, майор. Воевал на Воронежском фронте. После тяжелого ранения в мае 1943 г. получил инвалидность и был демобилизован. Награжден орденом Славы III степени, а также медалями «За победу над Германией» и «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».
Почти 40 лет проработал в ИСХИ еще один ветеран Великой Отечественной войны, кандидат сельскохозяйственных наук, профессор Илья Петрович Скурихин (1903–1986). В разные годы он был деканом агрономического факультета (1946-1948 гг.), проректором по учебной и научной работе (1964-1966 гг.). Много лет возглавлял кафедру экономики и организации сельскохозяйственного производства. В самом начале войны Илья Петрович был мобилизован и зачислен в 594-й артиллерийский полк резерва Главного командования. Воевал на Юго-Западном фронте. Был ранен и тяжело контужен. В результате в ноябре 1942 г. медкомиссия признала его негодным для службы в действующей армии. Награжден орденом Отечественной войны II степени и медалью: «За победу над Германией».
Выпускник зоотехнического факультета ИСХИ 1941 г., кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Павел Иванович Веселов (1910-1995) более 30 лет проработал в институте. В 1965-1970 гг. исполнял обязанности декана зоотехнического факультета. Уже в июле 1941 г. он был призван в ряды Красной армии. В звании лейтенанта был командиром взвода стрелкового полка. В августе 1942 г. получил тяжелое ранение, после чего его демобилизовали из рядов действующей армии. Награжден орденом Красной звезды, орденом Отечественной войны II степени, а также медалями «За победу над Германией», «За боевые заслуги», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».
Ещё один выпускник зоотехнического факультета ИСХИ 1938 г., кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Андрей Илларианович Зуенков (1914-1999) 40 лет своей жизни отдал работе в родном институте и подготовке высококвалифицированных специалистов АПК. Учился вместе с Дмитрием Константиновичем Беляевым, будущим академиком, ученым-генетиком и эволюционистом. В институте занимал должности декана заочного факультета (1966-1978 гг.) и декана факультета механизации сельского хозяйства (1980-1981 гг.). Долгие годы возглавлял кафедру механизации животноводства и охраны труда (затем кафедру механизации и электрификации животноводства). Прошел всю войну с 1941 по 1945 гг., завершив её в звании старшего лейтенанта. Награжден медалями.
Доктор ветеринарных наук, профессор, декан зооинженерного факультета (1970-1975 гг.), заведующий кафедрой зоогигиены и основ ветеринарии Николай Дмитриевич Кракосевич был призван в армию в 1943 г. Воевал на 1-м и 2-м Украинских фронтах. Освобождал Румынию, Венгрию, Австрию. Старший лейтенант. Награжден орденом Красной звезды, медалями «За взятие Будапешта» и «За победу над Германией».
Ещё один участник Великой Отечественной войны, почти 40 лет проработавший в ИСХИ, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Вячеслав Сергеевич Иванов (1919-1983). На фронте он был с первых месяцев войны. Воевал на Сталинградском, 2-м Украинском и 4-м Украинском фронтах. В августе 1942 г. Вячеслав Сергеевич был ранен, захвачен в плен, отправлен в концлагерь. В июле 1943 г. бежал из концлагеря. Участвовал в партизанском движении на Украине в районе Черкасских лесов. В 1944 г. получил новое ранение и по состоянию здоровья был демобилизован. Вернувшись в Иваново, в июле 1945 г. закончил зоотехнический факультет ИСХИ. Вся его дальнейшая жизнь была связана с институтом. Здесь он прошел трудовой путь от ассистента до декана зооинженерного факультета (1975-1982 гг.). Долгое время заведовал кафедрами частной зоотехнии (частного животноводства, затем технологии производства молока).
Заключение. Безусловно, в рамках одной статьи невозможно вспомнить всех фронтовиков, участников Великой Отечественной войны, которые работали и учились в Ивановском сельскохозяйственном институте. Это несколько сотен человек: здесь руководители вуза, деканы факультетов, заведующие кафедрами, профессора, доценты, старшие преподаватели, ассистенты, сотрудники различных структурных подразделений. В годы войны наиболее отчетливо проявляется гражданская позиция человека. Безусловно, защита Отечества – это почетная обязанность его граждан.
Отрадно констатировать, что руководству ИСХИ в годы войны удалось сохранить вуз, продолжить его развитие. Очень востребованным оказался новый ветеринарный факультет, открытый в 1941 г. Институт выпускал специалистов сельского хозяйства, столь необходимых в условиях военного времени. При этом число студентов и выпускников к концу войны увеличилось. Большинство сотрудников и студентов ИСХИ принимало самое активное участие в трудовом фронте, всем чем только можно помогали тем, кто находился на передовой. Многие преподаватели, оставшиеся в тылу, были награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Научные разработки ученых вуза были видоизменены и нацелены, прежде всего, на практическое внедрение в условиях войны.
В годы Великой Отечественной войны на фронт ушли около полутора сотен студентов-выпускников и порядка четырех десятков преподавателей и сотрудников ИСХИ. Часть из них с войны не вернулась. Судьба некоторых неизвестна, включая судьбу Семена Кирилловича Войты, предвоенного директора института. Нынешнее поколение преподавателей, сотрудников и студентов Ивановской государственной сельскохозяйственной академии хранят память о тех, кто сражался и отдал свои жизни за свободу Родины.
Список используемой литературы:
1. Пятьдесят лет Ивановскому сельскохозяйственному институту. Иваново, 1968. 158 с.
2. Ивановской государственной сельскохозяйственной академии имени академика Д.К. Беляева – 80 лет / ред.-сост. Г.Н. Ненайденко. Иваново: ИПК «ПресСто», 2010. 408 с.
3. Комиссаров В.В., Соловьев А.А. Ивановская государственная сельскохозяйственная академия имени Д.К. Беляева: пятнадцать шагов до столетия. Иваново: ИГСХА, 2015. 220 с.
4. Книга памяти, посвященная сотрудникам и студентам Ивановского сельскохозяйственного института – участникам Великой Отечественной войны / авт.-сост. Л.А. Предыбайло. Иваново: ИГСХА, 2010. 311 с.
5. Максакова Л.В. Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны. М.: Наука, 1977. 343 с.
6. Круглянский М.Р. Высшая школа СССР в годы Великой Отечественной войны. М.: Высшая школа, 1976. 314 с.
7. Высшая школа: основные постановления, приказы, инструкции. М.: Советская наука, 1948. 616 с.
8. Сперанский А.В. Высшая школа СССР в 1941-1945 гг.: экзамены войны // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные» науки». 2015. Т.15. №3. С. 33-38.
9. Сиверцева Н.Л. Великая Отечественная война и высшая школа // Социологические исследования. 1995. №5. С. 35-44.
10. Культурное строительство СССР. Статистический сборник. М.: Гос. стат. изд-во, 1956. 332 с.
11. Высшие учебные заведения в период Великой Отечественной войны // Е.Н. Медынский. «Просвещение в СССР». М.: Гос. учебно-педагогическое изд-во, 1955. http://www.detskiysad.ru/ped/prosveschenie39.html (Дата обращения: 22.04.2020).
12. Рябов Д.А., Соловьев А.А., Ганджаева А.З. Из истории развития научно-исследовательской деятельности в Ивановской ГСХА имени Д.К. Беляева: от истоков до 1960-х годов // Аграрный вестник Верхневолжья. 2015. №3. С. 7.
13. Государственный архив Ивановской области (далее – ГАИО). Ф. Р-2054. Оп. 10. Д. 29. Л. 1-141.
14. ГАИО. Ф. Р-2054. Оп. 10. Д. 28. Л. 1-7.
15. ГАИО. Ф. Р-2054. Оп. 10. Д. 30. Л. 1-80.