В ГИМ проходит выставка «Сны Сибири» с потрясающе оформленным пространством и уникальными экспонатами, коих, к сожалению, представлено совсем мало.
Через все немногочисленные залы выставки красной нитью проходит диалог между древним искусством Сибири и его современным прочтением (т.н. «Сибирская неоархаика»). Организаторы выставки предполагают, что современных художников интересуют те исторические этапы, когда искусство было такой же частью повседневной жизни человека, как охота или собирательство, а произведения искусства (как мы их теперь воспринимаем) были скорее инструментом коммуникации, а не предметом для любования. Будь то оружие, украшения предметов быта или ритуальные предметы.
Из описания кураторов выставки к одному из ее залов: «Произведения современного искусства перекликаются с археологическими находками…таким образом, чтобы их можно было представить из далёкого будущего как древний артефакт или, наоборот, вообразить археологические находки как произведения искусства». Мне не очень симпатична такая концепция, так как она снижает, может даже обесценивает, значимость и уникальность экспонатов, некоторым из которым несколько тысяч лет! Кроме того, по субъективным ощущениям, «современного» на выставке представлено больше.
Насколько можно понять из лаконичных описаний к залам и отдельным экспонатам общий замысел, главная задача выставки - побудить нас всех, современных жителей России, подумать о собственной идентичности и ее репрезентации в разных формах культуры.
Пользуясь случаем, я хочу порекомендовать всем заинтересованным в теме, несколько работ российско-американского историка и этнографа Юрия Слёзкина: это сборник, посвященный мифам Сибири в российской культуре (Between Heaven and Hell: The Myth of Siberia in Russian Culture, 1993) и прекрасную монографию «Арктические зеркала. Россия и малые народы Севера» (2008). В досоветской, а позже и советской России существовала тенденция описывать коренных жителей Сибири обобщающими категориями: "инородцы", "малые народы" и т.д. Этнографы постсоветского периода с гораздо большим вниманием интересуются жизнью и мировосприятием северян, их уникальным мировоззрением и идентичностью, их культурой и искусством. Для Слёзкина «малые народы Севера» - не просто ещё один источник древней культуры, но некая исходная точка, отталкиваясь от которой, русский народ строил свои представления о национальной, в том числе своей собственной, идентичности.
На выставке представлены уникальные образцы Пермской звериной культуры, неолита и железного века. Мое особое внимание привлекли следующие экспонаты. Во-первых, маленькая статуэтка из глины - так называемая "Кондонская Нефертити" (или "Кондонская Венера"). Кондон - ныне нанайское село в Хабаровском крае, а "кондонский" переводится как "драконий". Относится этот уникальный экспонат к неолитическому периоду и датируется третьим тысячелетием до нашей эры!
А.П. Окладников, который обнаружил статуэтку в 1963 г., так описывал свою находку: «Из мглы веков встает не просто обобщенный этнический образ женщины древнего народа, но, скорее портретное ее изображение... Первое, что схватывает глаз зрителя, это, конечно, нежно очерченный широкий овал лица с обычными для монголоидов широкими и выпуклыми скулами. Затем миниатюрный подбородок и такие же миниатюрные, удивительно выпуклые, вытянутые вперед губы. Столь же примечателен нос, узкий и длинный, как у североамериканских индейцев. Утрированно узкие и длинные глаза в виде дугообразных щелей, глубоко прорезанные в мягкой пластичной глине. Может быть, самое неожиданное в кондонской статуэтке легкий наклон головы и тонкой хрупкой шеи вперед, к зрителю. Он сразу напомнил нам что-то столь же близкое, как и далекое. Уж не знаменитую ли египетскую царицу? В тот же час она получила от студентов-раскопщиков имя амурской Нефертити!».
Статуэтка сразу приобрела широкую известность, поскольку не имела аналогов в культурном наследии народов неолитического Приамурья и совершенно не вписывалась в современные представления об их культуре. Коллеги даже обвиняли археологов в фальсификации, однако некоторое время спустя недалеко от этой находки были найдены похожие предметы.
Очень понравились изделия из дерева, датированные 5-3 вв. до н.э., и носившие декоративный характер.
Покажу некоторые изделия из бронзы, которые относятся к кулайской археологической культуре (культура Западной Сибири с середины I тысячелетия до н. э. до середины I тысячелетия н. э.):
...и изделия, выполненные в пермском зверином стиле:
Конечно, во всех этих предметах искусства много символики, требующей пояснения. Обязательно подготовлю материал именно о символическом значении изображенных птиц, животных, о роли довольно сложной композиции отдельных ритуальных предметов, и, конечно, напрашивается сравнение звериного стиля народов Сибири и звериного стиля орнаментики эпохи викингов.
Несмотря на то, что объём экспонируемых в рамках выставки предметов искусства не соответствует той колоссальной уникальности и ценности культуры народов Сибири, я выставку, конечно, рекомендую - и взрослым, и детям, которым точно понравится!
Выставка продлится до 30 января 2023 г.
#сибирь #выставки2022 #искусствосевера #север