Оперативно-розыскная деятельность, которую осуществляют таможенные органы, направлена на выявление преимущественно преступлений экономического характера. Она имеет свою специфику и окрас. Нюансы ОРД раскрывать по понятным причинам никто не будет. Но...
Как любая деятельность правоохранительных органов, действия оперативников под пристальным наблюдением органов прокуратуры. Из тематических средств массовой информации стало известно, что в адрес одной из таможен было внесено представление о нарушении законодательства.
В чём же провинились (и провинились ли) оперативники таможни? Всё дело в том, как результаты оперативно-розыскных мероприятий в дальнейшем реализовываются. Если взглянуть на Федеральный закон об ОРД от 12.08.1995 N 144-ФЗ, то можно выяснить, что задачи оперативников строятся вокруг пресечения и выявления преступлений.
Соответственно, на выходе действий оперативников должны получаться уголовные дела, рапорты и прочие важнецкие матерьялы по преступлениям, о которых можно на досуге прочитать в суровом Уголовном кодексе.
Прокуратура взглянула на документы и выяснила, что по результатам оперативно-розыскных мероприятий собранные бумажки были переданы в подразделение административных расследований, которым были возбуждены административные дела.
Поскольку результаты работы оперативников показались прокуратуре нецелевыми, на выходе родилось представление. И здесь мы сталкиваемся с некоторыми дискуссионными моментами, которые уже обсасывают участники внешнеэкономической деятельности, потирая ручки.
Иногда так случается, что у оперативников имеются материалы, которые могут привести к возбуждению уголовных дел. Но по ряду причин возбудить уголовное дело не получается (не дотягивает сумма ущерба или же прокуратура не находит достаточных оснований для возбуждения уголовного дела).
В ряде случаев, при отсутствии уголовного состава, возникает административная ответственность. Что в таких случаях делать? Разум подсказывает, что нужно собирать материалы и направлять уполномоченным должностным лицам.
Если не направить, то тогда можно получить представление, например, за непринятие мер по возбуждению дел об административных правонарушениях. А если совсем копать глубоко, то это можно и вовсе вывернуть как бездействие (сокрытие), за что таможенников по голове никто не погладит.
Ситуация на самом деле стрёмная. С одной стороны есть закон об ОРД с чётко прописанными задачами, а вот с другой обязанность по реагированию на нарушения экономического характера (и не только). Дела об административных правонарушениях могут в этом случае явиться утешительным призом в случаях, когда не получается дотянуть до уголовного. Не оставлять же материалы абсолютно безрезультативными?
Кстати, далеко не новость, что оперативникам навязывают нетипичную для них работу. Всё-таки они таможенники, а в задачи службы входит очень много увлекательных мероприятий, которые нужно проводить. Вот и случается, что на выполнение прямых обязанностей остаётся меньше времени. Касается это, увы, не только оперативников.
Как прокуратура решила до этого докопаться? Полёт фантазий может быть обширным. От элементарной дотошности и желания поставить свои галочки до мотивированных визитов учВЭДов, которые не сильно любят нести финансовые издержки от пронырливых оперативников.
В любом случае, это представление в дальнейшем может связать руки оперативникам по ряду действий. Пострадают ли оперативники от этого, станет известно позже, а вот после созданного прецедента экономические интересы государства могут сильно пошатнуться...
© Злой таможенник