Найти тему
Загадки истории

За что Хрущев снял с должности Николая Кузнецова, который известен как «советский Ушаков»

Оглавление

Биография Николая Герасимовича Кузнецова – «советского Ушакова» - очень интересная и одновременно трагичная. Он рано стал командовать флотом – в 34 года. И рано же закончил. Николая Герасимовича Хрущев снял с должности, когда первому было немного за 50.

Как и почему всё произошло – читайте в статье.

Головокружительная карьера

Николай Герасимович стал Наркомом ВМФ в 1939 году. Ему тогда было 34 года, как я уже указывала.

Кузнецов не зря получил честь занять эту важную должность. Он был умницей. Он любил флот и развивал его с большим удовольствием, со знанием дела.

Это не простые слова. Тому, что Кузнецов прекрасно работал, есть подтверждения. К примеру, флот находился в состоянии боевой готовности № 2 уже к 19 июня 1941 года.

То есть до нападения военного преступника Гитлера на Советский Союз оставалось несколько дней, а подчиненные Николая Герасимовича были готовы отражать нападение.

В первые дни Великой Отечественной Советский флот не потерял ни одного корабля.

Представьте: сухопутные войска держатся из последних сил, несут огромные потери. В авиации – та же самая беда. А флот чувствует себя очень хорошо.

Чтобы понимать: летом 1941 года корабли Черноморского флота атаковали румынский порт Констанцу.

То есть на ВМФ не держали оборону. Там шли в атаку.

В том же 1941 году советские бомбардировщики, которые относились к ВМФ, бомбили Берлин – логово врага.

Из всего этого я могу сделать однозначный вывод: у Николая Герасимовича Кузнецова на флоте всё было идеально.

Однако была у главкома одна беда: он очень чутко обходился с подчиненными, но не мог ладить с начальством.

Проблемы начались не во времена правления Никиты Сергеевича Хрущева. Сталин, судя по всему, Кузнецова тоже не любил, однако терпел его, понимая, что на флоте в Советском Союзе всё очень хорошо – переживать не нужно.

Конфликты и опалы

Впрочем, «терпел» - не то слово. От Сталина Кузнецову тоже доставалось. Первый конфликт произошел почти сразу после войны, когда советские боевые корабли завершили миссию по разгрому вооруженных сил Японии.

Пришло время думать, каким флот станет в будущем. У Кузнецова, что не удивляет, были соображения на этот счет. Николай Герасимович поделился ими со Сталиным.

Иосиф Виссарионович взгляды Кузнецова не разделял. Главком было «сослан» на должность начальника Управления училищами ВМФ.

А в 1948 году против Кузнецова и других адмиралов было возбуждено уголовное дело. Естественно, политическое. Сложно сказать, что там имел на уме у себя Сталин, но многие военачальники получили сроки.

Николая Герасимовича, впрочем, осудить не осмелились. Он остался на свободе.

То ли «судьи» прекрасно понимали, что в народе Кузнецова очень любят, опасались. То ли Сталин действительно довольно сильно ценил Николая Герасимовича. Однозначно сказать нельзя.

Факт в том, что Кузнецов временно отправился на Дальний Восток – на должность заместителя главнокомандующего по военно-морским силам. А в 1951 году Сталин вернул Кузнецова в столицу, назначив Министром ВМФ. Правда, Иосиф Виссарионович не спешил возвращать Николаю Герасимовичу звание адмирала. Это Кузнецова тяготило. Однако он был человеком умным и понимал, что в целом дела идут неплохо. Звание не главное.

После того как Иосиф Виссарионович ушел из жизни, Кузнецов опять стал адмиралом. Ненадолго.

-2

Не сошлись во взглядах

Адмирал Николай Герасимович Кузнецов и генеральный секретарь Никита Сергеевич Хрущев не сошлись во взглядах относительно развития военно-морского флота.

Кузнецов настаивал на комплексном развитии ВМФ. Он считал, что нужно строить корабли разных классов и проектов, что необходимо вкладывать средства в морскую авиацию, подготавливать людей.

Никита Сергеевич Хрущев считал, что лишние средства тратить не стоит. Он делал ставку на подводные лодки. Времена были такие.

Похоже, что Никита Сергеевич считал неизбежным ядерный конфликт. А если он так и не считал, то наверняка думал: больше в мире государства не будут сражаться, используя живую силу, обычные военные корабли, самые простые самолеты.

Хрущев, видимо, считал, что удерживать свои позиции в мире Советский Союз сможет только лишь за счет субмарин.

В общем, Кузнецов сразу стал неугодным человеком.

А в 1955 году Никите Сергеевичу удалось столкнуть лбами ненавистных Георгия Константиновича (Жукова) и Николая Герасимовича (Кузнецова).

В Севастопольской бухте потерпел крушение линкор «Новороссийск». Потери – более 800 человек.

Во всем обвинили Кузнецова, хотя он в это время находился в отпуске и лечился. Но Жуков возложил всю вину на Николая Герасимовича.