Мелькор был гораздо могущественнее других духов - Айнур. Он получил не только собственные силы и знания, но и долю во всех дарах своих собратьев. Однако Мелькору этого было мало. Он часто странствовал в Пустоте, ища Неугасимое Пламя (или Тайный Огонь), которое Илуватар использовал для творения, но найти так и не смог.
Тайный Огонь - это главный элемент творения в творчестве Толкина. Только с помощью Тайного Огня из ничего можно создать нечто материальное или живое. Творя мир (Эа), Илуватар поместил в Пустоту Тайный Огонь, который стал центром будущего мира.
Обращаясь к Айнур, Илуватар говорит, что Тайный Огонь горит и в них тоже. Они могут войти в Эа и украсить его по своему желанию, но сообразуясь с общими темами творения из Великой Музыки.
По-видимому, частичка Тайного Огня горит и в душах эльфов, людей и гномов. Только те, в ком есть искра Тайного Огня, могут иметь свободную волю и жить по-настоящему. Без него существам не хватает разума и независимого мышления - это марионетки в руках создателя. Так выглядели гномы, высеченные Ауле из камня, пока Эру не наделил их собственными душами с искрами Тайного Огня.
Мелькор хотел дать жизнь собственным творениям. Именно для этого он всюду пытался найти следы Тайного Огня. Мелькору говорили, что нельзя создать ничего, что находится вне божественного замысла Илуватара, но тот не верил и продолжал искать возможность творить самостоятельно.
В книгах только Гэндальф намекнул, где на самом деле находилась искра творения. При встрече с балрогом в Мории волшебник называет себя "служителем Тайного Огня". Концепция Толкина - это во многом творчески переработанное христианство (хотя и от язычества тоже взято немало). Гэндальф в этом эпизоде ведет себя по-ангельски, представляясь служителем Илуватара. Илуватар - это и есть тот самый Тайный Огонь, который создает настоящую жизнь.
Только Илуватар мог управлять Тайным Огнем. Ни одно сотворенное существо не в состоянии получить эту силу целиком. Поэтому все, что мог Мелькор - использовать частицу Тайного Огня в своей душе, создавая испорченные формы жизни (вроде орков). Но даже такое искаженное творчество поражает размахом, потому что Мелькор распылил свою силу по всей Арде. Например, именно он поднял из недр Мглистые горы, где позже гномы нашли мифрил.
Восстание Мелькора закончилось поражением в Войне Гнева. Валар сковали его дух и изгнали в Пустоту. Однако история Мелькора на этом не завершается. Существует пророчество, что когда истечет время, отмерянное Илуватаром для Арды, Мелькор вернется, и наступит грандиозная битва Дагор Дагорат. Конец мира.
Неясно, как именно Мелькор должен получить свободу. Однако для того, чтобы снять оковы Валар и прорваться в Арду через созданные ими же Врата Ночи, нужно нечто, превосходящее валарские силы. С точки зрения сюжета было бы очень интересно, если Мелькор использует для этих целей Тайный Огонь.
С Тайным Огнем Мелькор сможет воплотить в жизнь все свои мечты. Орки получат настоящие души (fea). Появятся новые существа, горы, реки, целые континенты. Мелькор наконец-то переделает Арду под себя, и даже могущественные Валар вряд ли смогут ему помешать без помощи Илуватара. В битве с таким противником старый мир точно сгорит, а вместо него создадут новый, более совершенный.
К сожалению, это лишь предположение. У Толкина в последней битве с Мелькором участвуют Вала Тулкас, Майа Эонвэ и смертный герой Турин Турамбар, который всю жизнь прожил под мелькоровым проклятием. Символично, что именно Турин убивает Мелькора. Однако лично для меня такой конец выглядит странным - чтобы сбросить оковы Валар, нужно обладать силой, которой точно хватило бы на смертного человека. Да и в целом жаль, что талантливому творцу так и не дали проявить себя. С Тайным Огнем энергия Мелькора могла бы пойти и на благие цели.
Спасибо за внимание! Если понравилось, поддержите автора👍 :)