Найти в Дзене
Чёрно-белое кино

Коровы в валенках и прочие чудеса

Оглавление

"Чудесница" (1936) первый звуковой фильм Александра Медведкина. В нем режиссер только учится работать со звуком, но делает это мастерски

Афиша фильма
Афиша фильма

Непримиримый большевик

Об Александре Медведкине и его творчестве на удивление мало информации. К примеру, о немых короткометражках Медведкина начала 30-х "Фрукты-овощи", "Полешко", "Дурень ты, дурень" и др. на всем пространстве интернета разбросаны такие ничтожные крохи, что невозможно даже толком понять, о чем же они.
Всю жизнь Медведкин был большевиком. Правда, чересчур искренним. Настолько, что доходило до смешного. Достаточно упомянуть, что сама железная леди - министр культуры СССР Екатерина Фурцева осуждала его не за что-нибудь, а за чрезмерную антирелигиозность и оскорбление чувств верующих. Трудно представить, но это так.

Зинка пишет социалистические обязательства
Зинка пишет социалистические обязательства

Картина, которой повезло

Фильмы Медведкина, так восхищавшие Эйзенштейна, Ромена Роллана и др., подвергали запретам, смывали с пленки, но невероятным образом они обретались вновь. "Чудесница" (1936) картина, которой повезло больше остальных. В отличие от "Счастья" и "Новой Москвы", запрещена она не была и в советский прокат вышла. Вот только после просмотра фильма не оставляет мысль: как же его всё-таки пропустила сталинская цензура? Слишком уж он правдивый, самобытный, слишком уж отличается от всего, что снимали в 30-е. Не понятно даже, к какому жанру отнести это удивительное кино. Это - традиционная агитка о соцсоревнованиях и колхозных успехах? Да, конечно. Это комедия? Безусловно, и очень веселая. Это что-то сказовое, былинное, колдовское? И снова правда. Народная магическая поэтичность "Чудесницы" очень сближает ее с "Землёй" Довженко. Ощущение былинности усиливает саундтрек. Это один из редких фильмов 30-х годов о современных эпохе событиях, где вместо бравурных маршей про то, что "широка страна моя родная" и "нам нет преград", звучат народные песни.

Ульяна после неудачного колдовства
Ульяна после неудачного колдовства

Русская народная комедия

Фильм Медведкина - причудливое соединение интонаций древнерусских былин с языком комедий Чаплина, Китона и Ллойда, колхозных лозунгов с "магией" деревенский ворожей. А для того, чтобы я захотел посмотреть этот фильм и не успокоился, пока не посмотрел, достаточно было всего одного кадра с коровой в валенках. Уж очень стало интересно узнать, что же там такое происходит?
Вот именно. Чего в "Чудеснице" только не происходит! Передовица производства молодая доярка Зинка провозглашает с кремлевской трибуны: "Да здравствует великий Сталин!", а деревенская знахарка Ульяна проводит языческие обряды для увеличения надоев. Пастух Ваня, спасший из огня телят, страдает из-за своего подвига, так как он теперь слишком вырос в собственных глазах, и всем демонстрирует толстый железный прут, который был вместо замка на двери телятника:
- И откуда у меня только такая силища взялась!
Он влюблен в Зинку, но та считает его заносчивым и самодовольным выскочкой. И при этом он тоже маг, похлеще Ульяны: В одной из сцен, прогуливаясь ночью по берегу реки, Ваня говорит:
- Хочу, чтобы закричал коростель!
И в тишине раздается птичий крик.
- Хочу, чтобы здесь сейчас появилась Зинка!
И через некоторое время девушка появляется. Но дальше магия перестает работать, так как в любви она бесполезна.
Или неторопливый брандмейстер со своей командой, который добирается до горящего телятника, когда от него остались одни головешки. Да и те уже настолько прогорели, что "доблестным" пожарным даже не от чего прикурить.

Ульяна увеличивает надои
Ульяна увеличивает надои

Выше Чаплина

В "Чудеснице" столько колоритных сцен, колоритных персонажей, и при этом столько медведкинского документального правдоподобия, столько жизни, что её сложно сравнить с картинами Александрова, Пырьева и других комедиографов той эпохи. При этом "Чудесница" стала первым звуковым фильмом режиссера. В ней Медведкин только учится работать со звуком, и это заметно, но делает он это настолько мастерски, что и придраться не к чему. Уже давно наработанные, проверенные приемы немого кино гармонично сочетаются у него здесь с новыми, звуковыми. Эйзенштейн не зря сравнивал Медведкина с Чаплином, ставя советского режиссера на порядок выше американского. Легко достигая выразительности классических немых комедий, Медведкин, в отличие от Чаплина, совсем не боится звучащей в кадре речи. Конечно, в "Чудеснице" все ещё много театральных приемов, вроде мыслей героя вслух, но это не делает персонажей картины менее живыми правдоподобными. Медведкин показывает сложность, противоречивость их характеров, психологизм, словом то, на что наши кинематографисты 30-х редко обращали внимание.

Рыжий капитан. Сцены на реке "чудесным" образом напоминают "Волгу-Волгу" Александрова, снятую двумя годами позднее.
Рыжий капитан. Сцены на реке "чудесным" образом напоминают "Волгу-Волгу" Александрова, снятую двумя годами позднее.

Чудесно все

А изобразительные приемы в "Чудеснице" - это вообще отдельная тема. Например, меня просто поразила сцена диалога Зинки и ее деда - председателя колхоза, который не пускает ее в доярки. Во время диалога они скачут на лошади, наполовину скрытые кустами. Камера движется синхронно со стремительным бегом лошади. Или сцена колдовства Ульяны с коровой в валенках, о которой я уже упоминал.
Одним словом, в "Чудеснице" чудесно все. Ее просмотр способен полностью поменять взгляд на кино 30-х и на кино как таковое.

немоекино немое искусство кино старыефильмы #чтопосмотретьвечером интересныефильмы #артхаус