Русский песенный шедевр, написанный авторами-евреями для роли белогвардейца стал одним из поп-символов Советского Союза, лирической классикой официальных кремлевских концертов.
Продолжение. Начало.
Наверно, для многих оба первых фильма про неуловимых мстителей слились в одну целую киноленту из 2 серий, с одной небольшой паузой. Отличить второй фильм «Новые приключения неуловимых» можно было по костюмам Валерки и Бубы Касторского, песне «Русское Поле» и бомбическим шарам аптекаря-взрывника. Ну и конечно, дьявольски злодейскому Джигарханяну в роли штабс-капитана Овечкина, нового антагониста неуловимых.
Меня многие упрекали в том, что я назвал «Неуловимые мстители» красным вестерном, истерном, дескать, это героический боевик, что он не дотягивает до классического западного вестерна. А как же стрельба, схватки, кони, погони, сюжет со смертельной интригой?
Советский вестерн «Новые приключения неловимых»
Их, конечно, отличают цели. Обычный вестерн – это кольты, золото, месть, индивидуализм, а здесь, гражданская война, «правильные» русские, красные бьют «неправильных» русских, белых. Слаженный, сплоченный коллектив подростков борется с армейской бюрократической «машиной» взрослых. Но и здесь можно найти общий сюжетный ход. Чем отличается захват сейфа с деньгами в любом вестерне от коварного похищения секретной карты из сейфа в «Новых приключениях неуловимых» 1968 г.?
Чего стоит начальная сцена фильма, когда одним взмахом лассо заарканивается вражеский аэроплан с летчиком. Вы такое видали в американских вестернах?! Такое возможно только в киношедеврах от Болливуда. Чтобы совершенные технологии начала 20-го века спасовали перед обычной пастушьей веревкой в руках цыгана! «А потом Яшка выпил Фанты!» Это как в бородатом анекдоте про японскую бензопилу в руках суровых сибирских лесорубов.
А взрывные таланты юных подпольщиков в действии – это миниатюрные бомбы в виде бильярдных шаров, изготовленные аптекарем Кошкиным (Сергей Филиппов). Внимательные зрители увидели пасхалку на листовке внутри аптеки, где красовалось «Н.С. Филиппов», причем на уровне лица актера! Как нам нравилась в детстве эта «бомбическая» сценка – в неописуемом восторге мы ее пересказывали друг другу, как одну из самых смешных.
Потом как красиво Валерка разыграл этот бомбический шар под номером 15 под носом своего злейшего врага Овечкина. Ба-бах! И все в труху! Зрители-«заклепочники» сосчитали забитые шары у Валерки – их оказалось больше, чем надо для победы.
Шары сами меняли свое положение во время игры, даже не понятно, как ему удалось забить взрыв-биток. Поэтому о правилах того памятного бильярда никто не скажет правду. Зато треугольные нашивки с российским триколором на форменных рукавах врангелевцев теперь смотрятся уже совсем по-другому.
Смерть Бубы Касторского -- его было слишком много
Все помнят, каким трагическим получился финал с роковой пулей Кудасова, настигшей Бубу Касторского на борту рыбацкой фелюги. Умер персонаж Бориса Сичкина вовремя, потому что выжимать дальше из этой роли какие-то новые сюжетные карамболи было нельзя. Повторенная песня, повторенный танец, образ исчерпался сам по себе. Когда смотрю сейчас кадры с Бубой Касторским сразу на память приходит его следующая роль в фильме «Неисправимый лгун» 1973 г.
Или одесская песенка в фильме «Интервенция» 1968 г. Супружеский дуэт Галины Рыбак и Бориса Сичкина исполняет песню «Налетчики» («В Валиховском Переулке»). Такая узнаваемая чечетка и псевдоуголовный фольклор.
Комедийная составляющая во втором фильме про неуловимых стала отвлекать от основной героической, Буба Касторский стал сильно выходить на первый план, даже несмотря на то, что целый ряд сцен с его участием был вырезан режиссером. Да и комик-подпольщик, революционер-шансонье после запрещенной «Интервенции» с Высоцким стал моветоном для советского экрана. Да и «пятая графа» слишком выпирает… своей «одесской» национальностью.
Все эти выкрутасы очень уж знакомы – когда смотришь на Бубу Касторского больше одной минуты, он начинает надоедать, он утомляет своей артистичной суетой, отработанными однажды ужимками. То что в детстве проходило на ура – сейчас «не катит», не цепляет. Я когда смотрю сцену его агрессивного «маркетинга» собственной персоны перед начальником контрразведки Кудасовым, то не покидает какая-то неловкость за полковника перед очевидной клоунадой.
На месте начальника армейской спецслужбы в условиях войны надо было отдать одну команду «Расстрелять!» и все бы закончилось моментально. Все-таки это не сплошная комедия, чтобы так ее ломать. В своих интервью Борис Сичкин говорил, что он сам предложил «убить» Бубу Касторского во втором фильме. Есть еще версия, что он поругался с Эдмондом Кеосаяном из-за карточной игры. Так это или нет, сейчас уже никто не расскажет – главное, что он «ушел» вовремя и остался ярким образом в «Неуловимых».
Получив благодаря двум кинолентам феноменальную популярность Борис Сичкин бросился активно «монетизировать» свой удачно найденный образ, что в результате привело его к тюрьме. На левых концертах конферансье Буба Касторский зарабатывал неплохие деньги по советским временам. Доход от них советский суд характеризовал «расстрельной» 93 статьей «хищение в особо крупных размерах». Под следствием Сичкин просидел 1 год и 2 месяца, потом дело развалилось, но после чего его карьера в Советском Союзе закончилась и пришлось эмигрировать.
Там наивысшим достижением Сичкина стала роль Леонида Ильича Брежнева в фильме Оливера Стоуна «Никсон» 1995 г. А в основном ему приходилось давать и записывать концерты. Вот здесь одна из редких записей 1982 г., где Борис Сичкин делится своими воспоминаниями, посвященными работе в фильмах про неуловимых.
Кстати, в конце 70-х и начале 80-х трилогию «Неуловимые мстители» стали редко показывать в кинотеатрах и по телевидению. Дело в том, что негативный фон, связанный с актерами и создателями фильмов, превысил все необходимые для советского общества нормы. Владимир Трещалов исполнитель роли Сидора Лютого за скандалы в актерской среде был отлучен от кинематографа. Режиссер Эдмонд Кеосаян за крамольные высказывания стал невыездным, ему еще припомнили армянские корни в творчестве. Борис Сичкин уехал в эмиграцию. Юные звезды попали в милицейские сводки. На некоторое время наступило забвение.
Но такой прибыльный для советского проката фильм не мог долго держаться в «запасниках». Ему была уготована долгая и счастливая жизнь. Даже сейчас, когда многие комментаторы припоминают «Неуловимым» пропагандистский эффект и жестокость сцен (ах, бедных бандитов и белогвардейцев «мочат»!), трилогия вызывает только самые теплые воспоминания и добрые эмоции. Давайте окунемся ненадолго в саунд-трек «Новых приключений неуловимых».
Какую «Погоню» распевали дети в пионерских лагерях?
1. «Погоня» (Ян Френкель – Роберт Рождественский).
Фильм сразу с первых кадров задает темп своей стремительной «Погоней». Над вторым фильмом уже работал Ян Френкель, потому что композитор первого фильма Борис Мокроусов скончался накануне начала съемок «Новых приключений неуловимых».
Сам Ян Абрамович сумел создать не только песенные шедевры «Погоня» и «Русское Поле», но и сам попал в кадр фильма в небольшой эпизодической роли скрипача в ресторане. Песню исполнил Иосиф Кобзон.
Полная версия песни, не вошедшая в фильм
Большой Детский Хор п\у Виктора Попова на фестивале «Песня-72». Наверно, после этого исполнения песня просто стала обязательной для исполнения в школах, на пионерских и комсомольских слетах. Помню, что ее постоянно крутили по радио.
BAGIRA metal cover
Владимир Самсонов & неоклассик-группа «Neo Art Symphony Orchestra»
Алексей Толстокоров
БДХ исполнение 1982 г. в Большом кремлевском дворце
Наша Даша
Хорус-квартет
О популярности «Погони» свидетельствовала и шуточный фольклор, сочинённый в пионерских лагерях:
Усталость забыта,
Настал тихий час.
И снова подушки,
Как пули, свистят.
И нет нам покоя
Ни ночью, ни днем.
По койкам, по койкам, по койкам, по койкам!
Вожатый с ремнем…
Попала песня и в упомянутый «смешной перевод» Гоблина «Властелина колец» — в сцену, где Арвен с Фродо преследуют «нацисты»-назгулы (там она звучит в исполнении Большого Детского хора).
Эмигрантская песня, ставшая каноном советской официальной лирики
2. «Русское Поле» (Ян Френкель – Инна Гофф).
В фильме патриотичную песню «Поле» очень душевно исполнил актёр Владимир Ивашов, сыгравший роль поручика Перова, адъютанта начальника контрразведки полковника Кудасова. Ирония судьбы этой песни заключалась в том, что в фильме она должна была показать трагедию бегущих из страны белогвардейцев, их тоску и боль по Родине. Вот сидят по крымским кабакам и поют заунывные песни про «хруст французской булки» и молятся на монарший портрет. А стала хедлайнером официальных праздничных концертов ко Дню милиции или Великого Октября. Расул Гамзатов даже предлагал узаконить ее и сделать российским гимном.
Еще один забавный факт – это то, что авторы-евреи написали великую русскую песню. В 1965 году выдающаяся и очень талантливая писательница Инна Анатольевна Гофф написала стихи из своих старых набросков. Благодаря настойчивости композитора Яна Абрамовича Френкеля песня увидела свет, именно он добился разрешения у Инны Гофф для написания музыки к её произведению.
«Написала, потому что люблю поле. Люблю русское поле, потому что родилась в России. Таких нигде и нет, наверное… Как мала суша в сравнении с «равниной моря», так малы города в сравнении с ширью наших полей. Этот ничем не заслоненный вид на край света, из-за которого утром всплывает солнце и за которым оно прячется к ночи… Золотое шумящее поле налитых колосьев было последним мирным видением моего отрочества…» (И.Гофф).
Песня могла распространиться как гимн эмиграции, каких-нибудь диссидентов, но не сложилось. По настоящему широкую известность «Русское Поле» приобрела после того, как начала играть на радио в исполнении Юрия Гуляева, именно с нее началась карьера этого певца. Вскоре профессиональный певец Юрий Гуляев записал полную и оркестрованную версию, с которой выступил в 1971 году на заключительном концерте Всесоюзного телевизионного фестиваля «Песня Года».
Валерий Ободзинский
Иосиф Кобзон
Лев Лещенко
Дмитрий Хворостовский
Александр Иванов и группа «Рондо»
Александр Буйнов
3. «Куплеты Бубы» (Борис Мокроусов, Ян Френкель — Эмиль Радов).
Во втором фильме Буба Касторский исполняет свои знаменитые куплеты уже в ресторане. Но это уже другой Буба – исполненный горечи, серьезный человек, который увидел много боли и зла. Касторский вкладывает совершенно иной смысл в слова знакомой песни.
Этот фрагмент «Новых приключений неуловимых» собрал в одной сцене сразу: режиссера Эдмонда Кеосаяна в роли брюнета с усами и канотье, Светлану Светличную (дама в соболином палантине), Евгения Весника (пьяный полковник с большим лбом), Яна Френкеля (дирижер и скрипач оркестра), Армена Джигарханяна (штабс-капитан Овечкин) и других актеров.
4. «Мне Бы Дьявола-Коня» («Повисла В Окошке Луна-Уголек…» (Ян Френкель – Роберт Рождественский). Песня Яшки-Цыгана в тюрьме.
В этой сцене прекрасно все – и песня, и диалог, и актеры. Вася Васильев прекрасно справлялся со всем арсеналом хорошего фильма – песни, кони, трюки. Настоящие актеры – юный Васильев и опытный Стржельчик сразу двумя словами дают уголовный расклад для бродяг. Сейчас особенно актуально звучит «спит Киев и спит Воронеж».
Сергей Шнуров
Сергей Мазуренко
5. «Кхаморо» («Солнышко») (цыганская таборная песня) (народная).
В сцене освобождения Даньки из плена навстречу конвою идет цыганская свадьба с песней и гитарами. Первыми идут Яшка с гитарой, Буба Касторский переодетый в цыгана (справа) и главная цыганка слева (Галина Рыбак, жена Бориса Сичкина и балетмейстер фильма) с пышными черными волосами (она потом еще в толпе будет предлагать «позолотить ручку» конвоирам). Мишка на цепи совсем молодой, но когда он оскалит пасть, то сразу «постареет» лет на 5-6, а потом в руках Крамарова опять вернется в свой юный возраст пестуна.
Евгений Дятлов
«Gipsy Family»
Народная Песнь -- За Бога, Царя и Отечество!
6. «Боже, Царя Храни!» (Алексей Львов – Василий Жуковский).
Валерка заказал гимн Российской империи, чтобы поближе познакомиться со штабс-капитаном Овечкиным. Дьяволенок-«ботаник» с Бубой Касторским устроили в ресторане драку, зная, что в зале сидят люди разных политических убеждений, перемешанные судьбами Гражданской войны.
Они понимали, что исполнение монархического гимна внесет в ряды белогвардейцев смятение и раздор. Борис Сичкин максимально выжал в этой сцене комическую гримасу на лице.
Государственный гимн — это не просто один из символов страны, это ещё и отражение эпохи. Главная песня государства должна вместить в себя не просто набор запоминающихся слов, но и некие идеологические постулаты своего времени. Именно это с успехом делал гимн «Боже, Царя Храни», являвшийся главной песней России с 1833 по 1917 годы.
Гимн был написан по поручению царя Николая I композитором Алексеем Федоровичем Львовым и поэтом Василием Андреевичем Жуковским. Первое публичное исполнение Народного гимна было 6 (18) декабря 1833 года в Москве, в Большом театре. «Русская Народная Песнь» (так в афише был назван гимн «Боже, Царя Храни») была принята с восторгом.
Впервые в СССР прозвучал в фильме «Тихий Дон» 1957 г. В фильме есть небольшой сюжет, где атаман Войска Донского Краснов в своем дворце в Новочеркасске принимает английских и французских посланников, и где звучит гимн «Боже, Царя Храни!»
В фильме «Мичман Панин» 1960 г. песня звучит в устах Леонида Куравлева, отвлекающего своих командиров.
Кубанский казачий хор
Владимир Жириновский
P.S. Мнение автора является его личным оценочным суждением, размышлением на заданную тему, а не целью оскорбить кого-то или задеть чьи-то чувства.
Окончание 4 части. Продолжение.
Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной. Если вам интересны темы культуры, музыки, кино, пластинок на которые я пишу, то читайте мой канал МУКИ ЗВУ.
Предыдущие материалы по теме «Шпионские песни»:
Русский городской романс в СССР. Часть 5. Сны о России – белогвардейский шансон. Сторона 2.