Часть 3. Революционная new-романтика приключенческого жанра «сверкающие седла». Красные дьяволята на службе Буденного.
Ах, какой же обалденный фильм был в нашем детстве! Перестрелки, погони, песни. И смех, и суровые слезы, и героический пафос – все западало в наши юные сердца и души на ура. Хотелось хватать саблю и маузер, и вперед по коням – за мстителями! Нашими мстителями.
Продолжение. Начало.
Надо отметить, что руководитель СССР, Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев, в отличие от Хрущева, обожал голливудское кино. Особенно ценил вестерны и знал ведущих актеров, исполнявших главные роли в знаменитых американских фильмах.
Брежнев и вестерны
По отзывам Брежневу очень нравился фильм «Серенада солнечной долины». Когда он был с визитом в США, то пролетая с президентом Никсоном над Гранд-Каньоном, Брежнев заявил, что не особо им впечатлился. И в разговоре с Никсоном вспомнил актера вестернов, который ему очень нравился -- Чака Коннорса. Никсон устроил Брежневу встречу с Чаком, чему Леонид Ильич был очень и очень рад. Чак Коннорс подарил Леониду Брежневу кольт из фильма-вестерна.
В 1960 году на экраны вышел американский фильм «Великолепная семерка», где отважные ковбои защищают мексиканских крестьян от бандитов. Понятно, что такой грандиозный ковбойский боевик не мог пройти мимо внимания Леонида Ильича. Советское руководство решило, что стране нужен свой вестерн, где героями будут юные патриоты.
Кеосаян создает истерн – советский образец вестерна
В 1964-м на «Мосфильм» пришел работать молодой энергичный режиссер Эдмонд Кеосаян. И создал в СССР первый советский вестерн «Неуловимые мстители» – истерн, да еще и запустил полноценную франшизу!
«Нужно создать наш советский вестерн. Мне захотелось сделать картину, на которую бы тоже выстраивалась очередь… Вестерн как ни один жанр способен заразить аудиторию идеями. Ведь если зритель полюбит героев картины, то он примет на веру все. Любовь к Родине, долг, верность — на экране это не отвлеченные понятия, а живые примеры, которым страстно хочется подражать…» (Э.Кеосаян).
Премьера «Неуловимых мстителей» прошла 29 апреля 1967 года, а первую награду — приз фестиваля детского кино «Алая гвоздика» — фильм получил уже через две недели. Вскоре создателям картины вручили специальную премию ЦК ВЛКСМ «За глубокое воплощение темы патриотизма и преемственности революционных традиций в фильмах для детей и юношества».
В год выхода фильм стал одним из самых обсуждаемых и популярных — о нем написали почти все советские журналы и газеты. За 1967 год картину посмотрели 54 миллиона человек — по числу зрителей «Неуловимые мстители» обошли вторую часть оскароносной эпопеи Сергея Бондарчука «Война и мир». Василий Васильев, Виктор Косых, Валентина Курдюкова и Михаил Метелкин стали известными на всю страну. «Мосфильм» засыпали письма от зрителей. Некоторые поклонники писали, что смотрели фильм больше 50 раз. Дети во дворах играли в «неуловимых», в домах культуры проходили творческие встречи с актерами.
Помните знаменитую новеллу «Мстители из 2-го В» из фильма Наума Бирмана «Волшебная сила искусства» 1970 г., где юные школьники идут в кино на показ «Неуловимых мстителей»? А потом директор школы (Николай Трофимов) высказывает свое негодование в виде песни.
Все именно так и было! Фантастический успех картины Эдмонда Кеосаяна породил гигантскую фанатскую волну обожания среди зрителей всех возрастов. Показанная сценка, где юная школота разгромила кинотеатр во время показа «Неуловимых мстителей» -- это лишь малая толика этой высказанной любви.
А уже в перестроечное время группа «Любэ» на своем первом альбоме «Атас» 1989 г. спела свой знаменитый хит «Батька Махно» композитора Игоря Матвиенко и автора Александра Шаганова. Ознаменовав новый виток интереса к «красной идее», new-revolution song в поп-формате, что потом и стало патриотическим трендом группы «Любэ», любимого исполнителя государственных концертов РФ. Кстати, сам батька Махно в сюжете фильма не участвует – атаман Гнат Бурнаш исповедует анархические идеи, которые ярко представлены в сцене изъятия коровы у крестьянки.
Фразы уходили в народ, доказывая захлестывающую популярность фильма и его героев. «Ты, может, сказать чего хочешь иль попросить об чём?», «Выступает Белокурая Жози!», «Ты что мешаешь отдыхать, христопродавец?», «Мнительный ты стал, Сидор! Ох мнительный!», «Пошли, Щусенок, кваску попьем!», «Чудно! Батьков казачок, а выходит дело, засланный…», «Красные скочут!» и эпическое «Бурнаши мост подожгли!»
Один из главных героев ленты, Буба Касторский забрал на себя все юмористическую составляющую «Неуловимых мстителей». Его ужимки и шутки в моем детстве всегда вызывали гарантированный смех и веселое воодушевление в зрительном зале. Борис Сичкин настолько вжился в эту роль, что потом его уже не воспринимали в других ипостасях – только Буба Касторский оригинальный куплетист. Поэтому на всех своих концертах именно в этом образе актер всю жизнь себя и подавал.
Савелий Крамаров своим эпизодическим участием в фильме украсил как саму ленту, так и народный фольклор знаменитой фразой «А вдоль дороги мертвые стоять… И тишина!». Его косые глаза и дурашливо тупую моську оператор специально брал крупным планом, чтобы достичь комического эффекта. Не помню, сколько тысяч раз в детстве мы эту фразу повторяли по любому удобному и неудобному случаю. Мы никогда не знали, как зовут персонажей Савелия – он был всегда просто Крамаровым!
Ну и самая ключевая фраза из фильма в диалоге атамана Гната Бурнаша (Ефим Копелян) и бандита Сидора Лютого (Владимир Трещалов), которая стала русско-народным мемом еще до появления самого понятия «мем». Пожалуй, оно стало самым точным и емким определением для «не нашего» товарища – хоть на войне, хоть на пьянке.
Учитывая, что все главные персонажи революционного квартета – Данька, Ксанка, Яшка и Валерка по мере развития сюжета испытали себя на «шпионской» стезе, то весь фильм, вся трилогия мною смело отнесена к революционной саге о наших агентах в стане врага.
Песни из фильма «Неуловимые мстители» 1966 г.
Надо сказать, что это была не первая экранизация Павла Бляхина «Красных дьяволят». В 1923 году уже выходил фильм Ивана Перестиани. Правда, он был немой, поэтому о саундтреке речи не шло. Другое дело — фильм 1966 года и его продолжения, пополнившие «золотой фонд» советских кинопесен, как минимум, четырьмя хитами.
После долгих мытарств режиссер решил создать сценарий на основе повести Павла Бляхина «Красные дьяволята» о приключениях четырех подростков в годы Гражданской войны в России. Ее уже экранизировали в 1923-м. Картина пользовалась популярностью, но к 1960-му морально и технически устарела. Вдова писателя охотно уступила авторские права на экранизацию за тысячу советских рублей. Неплохие деньги, если вспомнить, что молодой инженер получал 90 рублей в месяц. Вместе с Сергеем Ермолинским Кеосаян на основе повести написал сценарий. Он помнил: в приключенческом кино хорошие песни — половина успеха. И начал искать авторов.
К первому фильму Кеосаян привлёк двух маститых авторов — поэта Роберта Рождественского и композитора Бориса Мокроусова, написавшего такие всенародные хиты, как «Хвастать, Милая, Не Стану…», «Одинокая Гармонь», «Когда Весна Придёт, Не знаю…», «Вологда»…
1. «Бьют Свинцовые Ливни» (Борис Мокроусов -- Роберт Рождественский).
При исполнении этой песни комок подкатывает к горлу и сами лица слушателей становятся строже и мужественней. Есть в ней какая-то неуловимая прелесть настоящей походной песни, скупой мужской гордости за свое солдатское дело, что роднит ее с песней из фильма «Офицеры». Исполнил ее Владимир Трошин.
Наша Дарья с гармонью
Игорь Кожин рок-аранжировка
Вариант песни с недостающим куплетом, полная версия
2. «Я -- Одессит» (куплеты Бубы Касторского) (Борис Мокроусов -- Эмиль Радов).
Музыку для куплетов Бубы Касторского в исполнении Бориса Сичкина сочинил всё тот же Мокроусов. А может, просто подобрал, ведь мелодия типичная, незатейливая. Текст написал эстрадный конферансье Эмиль Радов, который на своих выступлениях выдавал частушки на полной импровизации. В результате получилось: «Пою себе налево, пою себе направо. И так, как я пою, уже никто не может петь. А почему? Да потому, что я — Буба Касторский, оригинальный куплетист». Нельзя сказать, что гениально, но выручало обаяние Сичкина.
Владимир Хенкин создал и сыграл бессмертный образ Бубы Касторского в фильме «Любовь и ненависть» еще в 1935 году
Андрей Анкудинов
3. «Песня Белокурой Жози» («Ночь Прошла») (Борис Мокроусов -- Эдмонд Кеосаян).
Текст романса «Белокурой Жози» сочинил сам режиссер, но просил не упоминать это в титрах. Юная Инна Чурикова драматически пела: «Эта ночь будет жить в нашей памяти вечно. Эта ночь покоренных и жгучих сердец. До утра ты шептал мне так страстно и нежно, что со мною пойдешь под венец». Есть подозрение, что строчки Эдмонду навеял личный опыт. Цыганский или испанский танец Чуриковой в образе уличной певички Жози пришелся по сердцу и бандитам Бурнаша и зрителям фильма, а песню спела Аида Ведищева.
Мария Ковзалова
4. «Песня Яшки-Цыгана» («Выглянул Месяц…») (Борис Мокроусов -- Роберт Рождественский).
Песню исполнил сам юный актер Вася Васильев, а песню для Яшки-цыгана написали Мокроусов и Рождественский. Забавно, что в повести этот персонаж был китайцем, а в первой ленте 1923 года — чернокожим. Кеосаян решил не перегибать с интернационализмом. Ее слова хорошо знакомы всем любителям дворового шансона: «Спрячь за высоким забором девчонку — выкраду вместе с забором!»
Владимир Пресняков
Глеб Матвейчук & Лариса Долина
Евгений Кемеровский
Сергей Рогожин
Денис Клявер
Персонаж Голлума (Дмитрий «Гоблин» Пучков) из гоблиновского перевода «Две сорванные башни»
5. «Цыганочка» (танец Яшки) (народная).
Эффектная сцена в шинке, где артист Вася Васильев дает такую шикарную цыганочку с выходом, что изумляет бандитов Бурнаша и всех любителей цыганской пляски. Для общего интереса ниже представлены цыганочки от разных артистов.
Леонид Быков в фильме «Аты-баты, шли солдаты…» 1976 г.
театр «Ромэн»
Фильм Марка Донского «Дорогой ценой» 1957 г.
Василий Туманский исполняет «Цыганскую венгерку»
Ляля Черная
6. «Песня Про Сатану» (Борис Мокроусов – Роберт Рождественский).
Эта песня вставлена в середину фильма, чтобы напомнить зрителю, что изначально книжка и первый фильм назывались «Красные дьяволята». Потому что других причин, чтобы вспомнить «детей сатаны» из книги Павла Бляхина, в этом сюжете нет. В книжке троица, брат Мишка с сестрой Дуняшей и китайцем-акробатом Ю-Ю, пленят атамана Махно и в пыльном мешке доставляют Буденному. Здесь юные мстители противодействуют банде Бурнаша, местного анархиста. Песню исполняет Лев Барашков. В фильме один куплет про верность «мужниной жены» опущен.
«Дюна»
«Песня Про Сатану» полная версия
7. «Моя Жизнь» (песня Яшки-цыгана, не вошедшая в фильм) (цыганская).
8. «Сцена В Кабаке» (микс-инструментал).
Инструментальная обработка мелодий трёх песен (звучит во время гулянки атамана Сидора Лютого и его банды в кабаке): русская народная песня «Сизый Голубочек» («Девочка Надя»); песня «У самовара я и Моя Маша»; еврейская народная мелодия «Семь-Сорок».
9. «Мост горит! Бурнаши мост подожгли!» (инструментальная).
Самая эпическая сцена фильма -- нападение банды Бурнаша на поезд под стремительную мелодию погони. Все затаив дыхание ждут, что будет дальше, когда паровоз влетит на пылающий мост.