Найти в Дзене
Муки Зву

«Корона Российской империи, или Снова неуловимые»: Джигарханян поджигает цистерну, Гурченко играет шансонетку, Ивашов поет Есенина

Такой фантастической эскапады трюков, абсурда и исторической профанации зритель не видел никогда. Мстители взяли очередную планку теории невероятности: дрезина с Ксанкой пролетает сквозь горящую цистерну, разночинец Валерка за 5 франков устраивает аттракцион с хождением по парапету Эйфелевой башни на руках, и блестяще «чешет» по-французски. А Корону Российской империи, которую в действительности большевики сдали Ирландии в залог и чуть не потеряли – герои возвращают из лап белогвардейского подполья. С фильмом «Корона Российской империи» у меня связаны армейские воспоминания. Зимой 1987 г. нас солдат и сержантов срочной службы забросили в тентованные «шишиги» и «уралы» и отправили на командно-штабные учения нашего арт-полка. Колесили мы по Республике Бурятия, коренные жители которой, так напугали нынешнего Папу римского. Жили в армейских палатках с деревянными щитами-полами, буржуйками и запасом дров. Основная забота была – согреться. Днем офицеры с картами и кожаными планшетами бегали
Оглавление

«Большевики всегда играют на бабалайках!»

Такой фантастической эскапады трюков, абсурда и исторической профанации зритель не видел никогда. Мстители взяли очередную планку теории невероятности: дрезина с Ксанкой пролетает сквозь горящую цистерну, разночинец Валерка за 5 франков устраивает аттракцион с хождением по парапету Эйфелевой башни на руках, и блестяще «чешет» по-французски. А Корону Российской империи, которую в действительности большевики сдали Ирландии в залог и чуть не потеряли – герои возвращают из лап белогвардейского подполья.

Продолжение. Начало.

Куплеты шансонетки Людмилы Гурченко и клоунская буффонада двух императоров Лысого и Лохматого стали опознавательным знаком фильма «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» 1971 г.
Куплеты шансонетки Людмилы Гурченко и клоунская буффонада двух императоров Лысого и Лохматого стали опознавательным знаком фильма «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» 1971 г.

С фильмом «Корона Российской империи» у меня связаны армейские воспоминания. Зимой 1987 г. нас солдат и сержантов срочной службы забросили в тентованные «шишиги» и «уралы» и отправили на командно-штабные учения нашего арт-полка. Колесили мы по Республике Бурятия, коренные жители которой, так напугали нынешнего Папу римского. Жили в армейских палатках с деревянными щитами-полами, буржуйками и запасом дров.

Командиром нашего подразделения Батареи Управления арт-полка в\ч 24265 был старший прапорщик Патласов, очень похожий на этого. Фото из интернета.
Командиром нашего подразделения Батареи Управления арт-полка в\ч 24265 был старший прапорщик Патласов, очень похожий на этого. Фото из интернета.

Как я не посмотрел завершающий фильм трилогии про неуловимых

Основная забота была – согреться. Днем офицеры с картами и кожаными планшетами бегали по полю и стреляли взрыв-пакетами, изображая бурную «войнушку» с китайцами. Мы постоянно рыли капониры для грузовиков и окопы для командования, накрывая их маскировочной сетью.

Мы все подзадолбались от этой бесконечной лопатно-ломовой работы, команд «к машине» и расставления палаток. Начальник штаба подполковник Труфанов решил сделать для нас разрядку и вечером организовал культурный отдых – вечером всех повезли в сельский клуб на киносеанс.

Зимой в караул мы вот так и ходили. Когда сильный мороз, то полушубки меняли на тулупы, под которыми были шинели, а на лица одевали специальные шерстяные маски с прорезью для глаз. Фото из интернета.
Зимой в караул мы вот так и ходили. Когда сильный мороз, то полушубки меняли на тулупы, под которыми были шинели, а на лица одевали специальные шерстяные маски с прорезью для глаз. Фото из интернета.

Все радостные выпрыгнули с бортов и кинулись к дверям. И надо же одному офицеру было проявить бдительность и знание уставов: «А почему транспорт без охраны?! Хоть одного часового надо оставить! Сержант Бадмаев!» И «дедушка» ловко отрапортовал: «Назначаю младшего сержанта (меня)!»

Вот так я в первый раз не посмотрел завершающий фильм великой трилогии о неуловимых мстителях «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» 1971 г. Сидел 2 часа в кабине и обиженно распевал Высоцкого «Кругом Пятьсот».

Теперь о самой Короне Российской империи

Последний раз Большая императорская корона использовалась последним императором России Николаем II в 1906 году на торжественной церемонии открытия первой Государственной Думы.

После Октябрьской революции в 1922 году все ценности и регалии императорской власти были переданы в Государственное хранилище России.

В условиях голода и экономической блокады большевики прорабатывали возможность продажи за рубеж драгоценностей императорского дома Романовых.

Большая императорская корона Российской империи использовалась, как имперская регалия с 1762 до 1917 года, этим венцом короновались все императоры России после 1762 г.: Екатерина II (1762 г.): Петр III (1797 г. посмертно коронован Павлом I), Павел I (1797 г.), Александр I (1801 г.), Николай I (1826 г.), Александр II (1855 г.), Александр III (1883 г.), Николай II (1896 г).
Большая императорская корона Российской империи использовалась, как имперская регалия с 1762 до 1917 года, этим венцом короновались все императоры России после 1762 г.: Екатерина II (1762 г.): Петр III (1797 г. посмертно коронован Павлом I), Павел I (1797 г.), Александр I (1801 г.), Николай I (1826 г.), Александр II (1855 г.), Александр III (1883 г.), Николай II (1896 г).

Председатель Совнаркома и Совета труда и обороны А.И. Рыков по данному поводу даже провёл консультацию с представителями семьи знаменитых ювелиров Фаберже. Ему подтвердили, что более 700 предметов из императорской сокровищницы можно продать лишь по цене драгоценных камней и металлов, в них входящих. Появись украшения как самостоятельные ювелирные изделия на Западе, свои права на них могли предъявить оставшиеся члены семьи Романовых. Кроме того, обезличенные бриллианты и другие драгоценные камни не давали повода осуждать власть за растрату национального достояния.

После того, как часть украшений разобрали «на детали», на биржах европейских столиц появились камни из Советской России, проходящие, как «бриллианты с Урала» и камни «древней огранки».

Продать по частям драгоценные камни из Большой императорской короны большевики, к счастью, не решились, но гигантская стоимость головного убора (1236 граммов в золотом эквиваленте) не давала им покоя. «Если нельзя продать, нужно заложить», — рассудили власти молодой республики и начали искать инвестора, который мог бы дать под залог короны достойный кредит.

Большая императорская корона Российской империи послужила имущественным залогом под денежные займы 25 000 долларов для государственной казны. Основным залогодателем выступал министр финансов Ирландии Майкл Коллинс, и Большая императорская корона до 1938 года хранилась в доме посла Ирландии Гарри Боланда.

В 1948 году новое правительство Ирландии хотело продать все залоговые королевские драгоценности России на аукционе в Лондоне. Однако, после долгих консультаций с советским послом, было решено вернуть все реликвии на родину, в обмен на сумму 25000 долларов.

В Россию Большая императорская корона Российской империи была возвращена в 1950 году после соблюдения процедуры возврата займа и хранится в Алмазном фонде Российской Федерации, где собраны и хранятся все российские реликвии истории, памятники ювелирного искусства, драгоценные камни и самородки.

С 1967 года императорская корона выставлена для обозрения в одном из залов Алмазного фонда России в музее Московского Кремля, в котором экспонируется составная часть фонда Гохрана России.

«Корона Российской империи» не снискала былой популярности «Неуловимых мстителей»

Для многих критиков тогда третья часть приключений «неуловимых» оказалась худшей несмотря на кассовые сборы больше 60,8 млн человек в год премьеры. По итогам проката 1972 года картина заняла третье место, пропустив вперед только ставшие эталоном в своем жанре киношедевры «А зори здесь тихие…» и «Джентльмены удачи».

Да и сейчас, все кто хорошо помнит все фильмы, не особо хорошо отзываются о нем. Дескать, вся прелесть первого фильма растеряна – нет динамики, мало комизма, слишком серьезные щи, сюжет местами абсурден и хромает логика. Комментаторы в интернете просто говорят «Какая-то хрень!»

«Авторы могут сколько угодно тешить детей, но сами они не дети. Сами они не хуже своих критиков знают, что глупо в их картине. И то, как пропала корона, глупо. И то, как ее искали, нелепо. И то, как Ксанка на ручной дрезине нагоняла поезд. И как штабс-капитан взорвал цистерну с горючим над ее ухом, а она и ухом не повела. … Кроме того, самый юный и доверчивый зритель действительно воспримет фильм как романтическую историю про отважных чекистов. Тем очевиднее моральный урон, который может нанести эта картина». (Ю.Богомолов).

Или еще раз пересмотрите чудесную сцену захвата и освобождения неуловимых на корабле «Глория». Прибывшие Яшка и Ксанка решили взять штабс-капитана Овечкина. Вдвоем, Карл! На корабле, где целая команда! Как говорят в современных пабликах, слабоумие и отвага!

«Вышедшая в прокат «Корона Российской империи…» собрала ехидные отзывы критики. Кто-то обвинял режиссёра, что он превратил «неуловимых» в юных детективов, кто-то говорил, что «пропала революционная романтика», кто-то обзывал сюжет «уголовщиной» и «пошлостью» с трюками «не связанными здравым смыслом и логикой». Несмотря на то, что зрители с удовольствием смотрели на повзрослевших полюбившихся героев, Кеосаян заявил, что больше никаких продолжений и никаких истернов!» (Дом кино).

Главная четверка героев стала квартетом ходульных персонажей без эмоций и личных качеств. Они ловко стреляют и блестяще дерутся в рукопашной схватке с армейскими офицерами, у которых мозоли на руках от многолетней сабельной рубки «красных». Моментально ориентируются на парижских улицах и всегда вовремя оказываются на месте. Легко управляются что с паровозом, что с автомобилем, дали бы аэроплан – и на нем бы полетели! А как они стреляют – перебить бикфордов шнур пулей, да запросто!

В любом случае – тогда для нас он был принят на ура. Воспитанные на традициях пионерско-комсомольской школы мы не замечали несуразностей и нестыковок. Все было однозначно – здесь наши, а там – враги, пусть и хорошие песни поют.

Сейчас «Корона Российской империи» смотрится уже под другим углом. Мне жалко всех этих беглых офицеров в Париже, пусть даже их коварные главари плетут интриги и заговоры. Поручик Перов в алой косоворотке с подносом смотрится жалко и стыдно. Зато какие песни поет!

Обаяшка! Талант Владимира Ивашова благодаря режиссеру Кеосаяну раскрылся в трилогии именно с вокальной стороны. Он пополнил советский кинопантеон образцовых белых офицеров – Высоцкий-Брусенцов («Служили два товарища»), Стриженов-Говоруха («41-й»), Стржельчик-Ковалевский («Адъютант его превосходительства») и т.д.

Сейчас представить «Неуловимых» без песен Ивашова просто невозможно. Другие актеры тоже показали себя с неожиданной стороны. Гурченко сыграла шансонетку с неподъемным творческим именем – Аграфена Заволжская и блестящей актерской подачей. Ролану Быкову не дали сильно размахнуться в узком сюжетном амплуа – комический Лысый император для детских сказок с царским брегетом в кармане. Владислав Стржельчик – застенчивый вор князь Нарышкин.

Вообще, эта буффонада двух претендентов построена на типичном цирковом противостоянии двух клоунов – Рыжего и Белого. Для актера Белокурова (боцмана в «Полосатом рейсе») и режиссера Быкова (Бармалея), недавнего «Айболита-66» -- это было просто повторение однажды удачно найденных масок.

Поп-расстрига – конферансье – Лохматый претендент на корону

Меня при внимательном рассмотрении всех трех фильмов заинтересовал один второстепенный персонаж, сыгранный одним актером. В «Неуловимых мстителях» это был поп-расстрига, активно потреблявший горилку и размахивавший маузером в деревенской харчевне «Три бурнаша». Его исполнил Владимир Белокуров. В «Новых приключениях неуловимых» он уже стал конферансье в белогвардейском ресторане, где выступал Буба Касторский. В третьей ленте ему выпала «почетная» роль Лохматого «императора», соревнующегося с Роланом Быковым за Корону Российской империи.

Ведь режиссер Кеосаян не случайно сделал заметным этого комикующего претендента. Чтобы максимально показать потешность «императорских» притязаний – для внимательного зрителя это было что-то вроде сюрприза с чертиком внутри. Посмотрите, как из поповского сословья в ресторанные холуи, а потом в Императора Всея Руси! Здесь даже забавная клоунада Ролана Быкова играла скорее на состязание смешного, юмористического с сатирическим посылом. Некоторые узрели в нем скрытую пародию на самого Владимира Ильича Ленина. Во как!

«Привезешь корону — озолочу. Польшу подарю. Хочешь Польшу?» (Лохматый претендент).

До этого Белокуров был знаменит ролью Чкалова в фильме «Валерий Чкалов» 1941 г. Потом яркая роль боцмана в «Полосатом рейсе» 1961 г. и водителя в «Королеве бензоколонки» 1962 г. Ну а затем эпизодические роли в трилогии про неуловимых заметно добавили популярности актера своим комическим талантом. Прослушайте все его религиозно-философские сентенции в «Неуловимых мстителях», где наиболее живо выписан характер примкнувшего к банде Бурнаша служителя культа. «Все мы немощны ибо человецы суть…»

В трилогии Кеосаяна еще оказался один незаметный актер-«тройничок» Виктор Колпаков, сыгравший охранника-бурнаша из первого фильма. Потом он стал белогвардейским офицером в ресторане во втором фильме (причем погоны с двумя просветами -- то есть старший офицер). А в третьем фильме стал проводником поезда. В массовке оказалось много двойных актеров: Валентин Кулик офицер-сутенер, Станислав Чекан филер в котелке-человек из свиты и др.

Внимательному зрителю повторный просмотр даст еще немало сюрпризов и открытий. А сейчас предлагаю обратиться к саундтреку фильма.

Песни из фильма «Корона Российской империи, или Снова неуловимые»

1. «Глухо Спит Война» (Ян Френкель – Роберт Рождественский).

Песня из начальных титров «Короны российской империи» разбита на 2 части: первая звучит в титрах 1-й серии, а вторая – во второй серии. Исполнена узнаваемым Владимиром Трошиным. Титры выскакивают под оружейные выстрелы, как было заведено еще со времен первых вестернов Серджио Леоне.

Евгений Кунгуров и Павел Червинский

Петр Алексеев

Мужской хор «Знамение»

2. «Повисла В Окне Луна-Уголек» (песня Яшки-Цыгана) (Ян Френкель – Роберт Рождественский).

«Я цыган, я люблю небо, звезды. А тут мыши по ночам здоровые бегают… Мыши тут». Вася Васильев исполняет это великолепный романс в тюрьме, где знакомится с князем Нарышкиным, вором Короны Российской империи. Ефим Копелян в роли атамана Бурнаша, как всегда великолепен.

3. «Над Окошком Месяц» (Песня Шрама) (Ян Френкель – Сергей Есенин).

Помню, как в детстве на некоторых пластинках с песнями из фильмов читал загадочную надпись «Песня Шрама». Долго не мог понять, кто этот такой Шрам. А оказывается, так стали звать поручика Перова после того, как ему Валерка в самом начале фильма рассек лицо ножом.

А в парижском ресторане «Корнилов» ему уготована горькая участь официанта с правом распевать «жалистные» песни. Есенинское стихотворение 1925 г. звучит вполне уместно и очень трогательно. После Ивашова – его песни в другом исполнении меня не цепляют.

Ян Френкель

Олег Погудин

ВИА «Орэра»

Григорий Лепс

Юрий Шевчук

Трио «Реликт»

4. «Куплеты Шансонетки» (Ян Френкель – Роберт Рождественский).

Эту зажигательную песенку Людмилы Марковны Гурченко запомнили, кто хоть мельком смотрел фильм. Удивительно пластичная певичка Аграфена Заволжская в расклешенном брючном костюме спела заводные ироничные куплеты. Не думаю, что такой текст понравился бы реальным посетителям «Корнилова». Интересно, как отнеслись бы почитатели самого Александра Федоровича Керенского, ведь сам он скончался за год до премьеры фильма?

Армянское радио спросили: -- Кто такая шансонетка? -- Шансонетка -- это девушка, у которой уже нет никаких шансов. Википедия же гласит, что Шансонетка -- это певица, исполняющая в кафешантане эстрадные песенки игривого, а часто и фривольного содержания. И кому прикажете верить?

Нона Гришаева

Анастасия Стоцкая

«Оба-На» Угол-Шоу «Не Хочу!»

«Мурзилки Int.»

Рок-версия

5. «Романс Веры» («Ой, зачем меня назвали Верою») (Ян Френкель – Роберт Рождественский).

Душевный пронзительный романс в исполнении Люмилы Гурченко. Актриса очень чувственно показала порывы мятущейся на чужбине русской души и страдания, выпавшие на женскую долю. Терзающая душу скрипка не дает слушателю успокоиться и рвет все внутри до боли.

Майя Кристалинская

Валентина Литвина

Ирина Крутова

Елена Максимова

P.S. Мнение автора является исключительно его личным оценочным суждением, размышлением на заданную тему, а не целью оскорбить кого-то или задеть чьи-то чувства.

Окончание 5 части. Продолжение следует.

Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной. Если вам интересны темы культуры, музыки, кино, пластинок на которые я пишу, то читайте мой канал МУКИ ЗВУ.

Предыдущие материалы по теме «Песни кино»:

О чем пел штандартенфюрер Штирлиц в минуты отдыха, и какие песни не попали в культовый сериал. Хит-парад из советских кинофильмов.

«Новые приключения неуловимых»: за что убили Бубу Касторского, белогвардейская песня, лауреат «Песни-71» и что пели в пионерлагерях СССР

Старые винилы. Диск 35: «Поет Андрей Миронов» 1977 г. «Соломенная шляпка»: Я говоpю вам до свидания, а пpощанье не для нас! Сторона 2.